Говард Лавкрафт — признанный мэтр жанра ужасов. Его имя знакомо даже далёким от литературы людям. «Ктулху фтагн» — это выражение, ставшее мемом, знает почти любой пользователь интернета «нулевых» годов.
А что насчёт творчества Лавкрафта?
Говард Лавкрафт великий писатель? заурядный ремесленник? или просто обыкновенный графоман, чьё творчество слишком переоценено? Как говорится, не попробуешь — не узнаешь. Чтобы понять, ваш это писатель или не ваш, логично прочитать хотя бы несколько его произведений, чтобы составить впечатление.
Но здесь есть загвоздка. У Говарда Лавкрафта не один десяток произведений. Среди них есть шедевры, а есть и, откровенно скажем, проходные работы. Особенно это относится к произведениям, написанным в соавторстве с другими писателями.
С каких же произведений стоит начать знакомиться с Лавкрафтом? У писателя есть несколько работ, которые наиболее полно характеризуют его творчество, содержат так сказать основной нерв.
Хочу подчеркнуть: это не мои любимые произведения. И это не пресловутый «Топ-10 лучших рассказов» или «Топ-5 самых страшных рассказов Лавкрафта, от которых у вас что-то встанет или не встанет». Это именно типичные, на мой взгляд, произведения Лавкрафта.
«Дагон»
Рассказчик попадает в немецкий плен во время войны. Ему удаётся бежать на весельной лодке. Много дней он дрейфует в море, пока неожиданно не натыкается на странный остров, возникший буквально из ниоткуда. Рассказчик решает исследовать остров и внезапно находит ущелье, в котором встречает ошеломляющую древнюю сущность. После этого его жизнь уже не может быть прежней...
Этот короткий рассказ стал своего рода визитной карточкой Говарда Лавкрафта. Хоть произведение и очень короткое, но оно содержит леймотив доброй трети, а то и половины всего творчества писателя. А именно — столкновение человека с древним, непостижимым ужасом, который разрушает его разум и веру в значимость человечества во вселенной.
Послушать рассказ можно здесь/или здесь.
«За стеной сна»
Однажды в психиатрическую больницу Аркхэма попадает необычный сумасшедший. Казалось бы, в нём нет ничего примечательного — просто опустившийся, деградировавший человек. Всё бы ничего, если бы не его сны: необычайно яркие, насыщенные, фантастические. После пробуждения его манера изъясняться становится очень яркой, богатой — трудно это слышать от заурядного психопата. По ходу рассказа выясняется, что это не обычный сумасшедший...
Параллельные миры, смешение яви со сном, размытие границы между реальностью и болезненными фантазиями — очень частая тема произведений Говарда Лавкрафта. Подобных работ у писателя так много, что их даже выделяют в неофициальный цикл под названием «Цикл снов».
Если он вам понравился, можно познакомиться с похожими произведениями: «Полярная звезда», «Гипнос», «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».
Послушать рассказ можно здесь/или здесь.
«Белый корабль»
Смотритель маяка — меланхоличный мечтатель — каждый день всматривается в гладь океана, с грустью подмечая, что кораблей с каждым годом становится всё меньше. Но однажды к берегу пристаёт удивительный корабль, который перевозит смотрителя в бессмертные, благословенные земли...
Лавкрафт это не только скользкие монстры, тёмные ритуалы и потаённое вселенское зло, ещё это меланхоличность, сентиментальность и поэтичность. «Белый корабль» в этом смысле очень хорошо показывает эту сторону творчества писателя.
Рассказ относится к Циклу снов. Если он вам понравился, можете ознакомиться с похожими произведениями: «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», «Поиск Иранона», «Селефаис».
Послушать рассказ можно здесь/или здесь.
«Грёзы в ведьмином доме»
Жаждущий тайных знаний студент поселяется в старом зловещем особняке. Это не просто старый дом — много лет назад здесь происходили страшные события, которые до сих пор помнят старожилы Аркхэма. С той поры минуло много лет, но для вселенского зла не существует ни времени, ни пространства. В этом очень скоро убеждается самонадеянный студент...
У рассказа типичный сюжет для многих произведений Лавкрафта: старый особняк, мрачная история, тени давно минувших дней, которые смыкаются на горле героя. Но «Грёзы в ведьмином доме» приятно выделяются на их фоне своим менее тривиальным сюжетом.
Если рассказ вам понравился, можете прочитать аналогичные: «Окно в мансарде», «Скиталец тьмы», «Ужас на пороге».
Послушать рассказ можно здесь/или здесь.
«Он»
Поэт приезжает в Нью-Йорк, чтобы набраться вдохновения. Однако его встречает не овеянный историей почтенный город, а переливающийся неоновыми огнями суетливый муравейник, населённый чужаками. Разочарованный поэт скитается по ночным улицам, с грустью восторгаясь уходящими следами старого Нью-Йорка. Во время одного из ночных странствий он встречает странного незнакомца, который поведал ему страшные страницы истории города...
Это не заурядный ужастик, которых у Лавкрафта вагон с тележкой. Рассказ интересен тем, что в нём особенно ярко поднимаются темы гибели цивилизации, вырождения, тоски по старому миру, пагубности технического прогресса — а это одни из центральных тем творчества писателя.
Если рассказ вам понравился, можете прочитать аналогичные: «Ужас в Ред Хуке», «Переживший человечество», «Притаившийся ужас».
Послушать рассказ можно здесь/или здесь.
«Холод»
Неудачливый журналист ищет недорогое съёмное жильё. Вскоре ему удаётся найти комнату в испанском квартале Нью-Йорка. Здесь волею судьбы он знакомится с чудаковатым доктором. У доктора нездоровый землистый цвет лица, а ещё он не переносит тепло. Эти казалось бы малопримечательные детали скрывают страшную тайну...
Облечённые запретными знаниями учёные, врачи, алхимики — довольно популярная тема творчества Говарда Лавкрафта. А рассказ «Холод» пожалуй лучший из них.
Если рассказ вам понравился, можете прочитать аналогичные: «Герберт Уэст — реаниматор», «Случай Чарльза Декстера Варда», «Крылатая смерть».
Послушать рассказ можно здесь/или здесь.
«Тень над Иннсмутом»
Рассказчик спешит попасть в Аркхэм, в родительский дом, но по воле судьбы его заносит в Иннсмут — захудалый портовый городишко с мрачной репутацией. Здесь герою предстоит узнать чудовищную тайну, которая навсегда изменит представление об окружающем мире и самом себе...
Что ж, если вы добрались до это части, значит Лавкрафт вас чем-то зацепил 🙂Поэтому пора переходить к тяжёлой артиллерии.
Все вышеперечисленные произведения это рассказы, а «Тень над Иннсмутом» — полноценная повесть. И не просто заурядная повесть — а одна из самых известных работ Говарда Лавкрафта.
В повести красной нитью пролегает тема физического и умственного вырождения человека — это очень типичная тема для львиной доли всех работ писателя. Её можно встретить во многих произведениях писателя. Но в «Тени над Иннсмутом» эта тема раскрыта наиболее полно и ярко.
А ещё эта повесть одна из краеугольных камней в библиографии Лавкрафта, которая очень плотно связана с другими работами писателя. Так что читать/слушать «Тень над Иннсмутом» стоит хотя бы ради того, чтобы погрузиться в лор мира Лавкрафта.
Если рассказ вам понравился, можете прочитать аналогичные: «Рыбак с Соколиного мыса», «Зов Ктулху», «Ночной океан».
Послушать повесть можно здесь/или здесь.
Что ж, на этом всё. Надеюсь, этот обзор поможет вам составить представление о творчестве Говарда Лавкрафта.
Если обзор был полезен — подписывайтесь на канал! 🙂
Читайте также: