Найти в Дзене
ЧаВо?!

Очень интересный цикл рассказов Лавкрафта, о котором мало кто знает

Оглавление

Вы думаете, что знаете Лавкрафта? Этот тот самый мрачный парень с выпирающей челюстью, придумавший Ктулху и прочие кошмары, от которых кровь стынет в жилах?

Да, он самый. Но лишь отчасти. Потому что есть у него другой, менее известный, но не менее интересный пласт творчества — Цикл снов. Это не про склизких монстров и безумных профессоров. Это про то, как сон становится реальнее яви, а мечта — опаснее самого чудовищного кошмара...

Сны наяву

Цикл снов — это особый пласт творчества Лавкрафта, где реальность растворяется в грезах. Герои цикла — нервные мечтатели вроде Рендольфа Картера — внезапно проваливаются в иные миры. Не через порталы или магические артефакты — просто засыпают. Или, кажется, засыпают...

Эти миры прописаны с болезненной тщательностью. Миры снов у Лавкрафта — не хаотичный набор образов, а альтернативная вселенная со своими законами. Город Ултар, где коты-воители гуляют по Луне. Запретный Кадат с его монстроузными башнями. Бессмертный город Селефаис, где нет времени.

Карта Страны снов.
Карта Страны снов.

Особенность цикла — смешение жанров. Это и фэнтези (летающие города, говорящие кошки), и хоррор (неявная, но въедливая угроза), и даже что-то от магического реализма. Лавкрафт играет с читателем: где сон? где явь? А может, наш мир — всего лишь чья-то греза?

Лавкрафт, известный своей «инженерной» прозой, здесь вдруг становится поэтом. Его описания дышат, переливаются, обманывают. Читая «Белый корабль», ты почти физически чувствуешь солёный бриз и скрип паруса — хотя прекрасно понимаешь, что всё это лишь сон.

Не ужас, а тоска

Главное отличие от Мифов Ктулху — природа страха. В «Зове Ктулху» мы боимся древнего бога, который вот-вот проснётся и уничтожит мир. В Цикле снов страх другой — тихий, ноющий. Это страх потерять границу между сном и реальностью.

Возьмём к примеру «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата». Рэндольф Картер (любимый герой Лавкрафта, его литературная тень) ищет город своей мечты. Он сражается с жабоподобными тварями с Луны, посещает страшную страну Лэнг, заключает военный союз с упырями, пересекает волшебные моря, оказывается в беспросветных подземных чертогах, населённых омерзительными чудовищами.

-3

Картеру улыбается удача. Он находит свой город. Но в конце случается страшное. Нет, он не умирает, а просто... просыпается. Потом долгие годы Картер пытается вернуться в любимую Страну снов. Но всё тщетно...

В конце концов он уверяет себя, что это были просто нелепые, глупые фантазии. И только загадочный серебряный ключ, передающийся по наследству в семье Картеров, заставляет иначе посмотреть на свои странные сны.

В других произведениях Цикла снов, таких как «Гипнос», «За гранью сна» или «Полярная звезда», герои задаются ещё более страшными вопросами: а что, если этот сон — и есть настоящая жизнь? А наш мир — всего лишь дурной сон какого-то великана?

-4

Лавкрафтовские монстры из снов не рвут людей на части. Они делают хуже — заставляют усомниться в собственном существовании...

Герои в циклах очень непохожие. В Мифах Ктулху — это ученые и следователи, в Цикле же снов — поэты и мечтатели. Стиль повествования тоже отличается: если «Зов Ктулху» написан как репортаж, то «В сомнанбулическом поиске неведомого Кадата» — это почти поэма в прозе.

Чем интересен цикл современному читателю

Это неожиданный Лавкрафт. Здесь нет культовых монстров, зато есть нечто более ценное — ощущение чуда. Читая эти произведения, начинаешь понимать: возможно, самый страшный (и самый прекрасный) мир — тот, что скрыт в нашем сознании. И кто знает, может, однажды вы заснете... и проснетесь в сказочном Ултаре!

Цикл снов очень фэнтезийный. Тут вам и заброшенные древние города, и разумные нечеловеческие расы, и сражения с чудовищами, и зубодробительные путешествия.

-5

В наше время люди часто бегут от реальности в виртуальные миры, будь-то компьютерные игры или киновселенные. Лавкрафт даёт вволю разыграться воображению мечтательных людей. Поэтому Цикл снов может прийтись им очень кстати.

Знаковые произведения

«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» — визитная карточка цикла. Мечтатель и мистик Рендольф Картер ищет прекрасный город мечты, но на его пути стоят могущественные боги.

«Врата серебряного ключа» — продолжение истории Картера, теперь уже немолодого человека, который находит способ вернуться в волшебный мир своей молодости.

-6

«Белый корабль» — ранняя, но удивительно поэтичная вещь о морском путешествии в запредельные земли.

«Полярная звезда» — странная история с щемящим концом, в которой не понятно, где реальность, а где просто сон душевнобольного человека.

«За стеной сна» — даже за самой примитивной, отталкивающей наружностью способна прятаться пугающе прекрасное второе Я, вот только эта вторая личность может жить сама по себе, а человек для неё — лишь досадная обуза.

-7

«Гипнос» — любовь к мистическим, психоделическим странствиям может довести до панического страха перед сном, потому что когда ты смыкаешь глаза, тобой могут овладеть могущественные силы, которые ревностно относятся к нарушителям своего спокойствия.

Читайте также: