Маршрут «Москва — Владивосток» — один из самых длинных и символичных в стране. Больше недели в пути, восемь часовых поясов, тысячи километров, соединяющих столицу и Тихоокеанское побережье. Казалось бы, именно здесь должен курсировать образцовый состав — визитная карточка РЖД, эталон сервиса, уюта и комфорта.
Но на деле поезд №9/10 «Москва — Владивосток» превращается в настоящее испытание. И чем дольше маршрут, тем сильнее накапливаются недоумение, усталость и возмущение пассажиров. Почему же этот поезд, олицетворяющий саму суть Транссиба, оказался одним из худших в стране?
Света нет. Туалета — тоже
История, вызвавшая бурную реакцию, произошла в феврале. Группа детей ехала из Красноярска в Новосибирск на соревнования поездом №9. Родители, купившие билеты заранее, и представить не могли, что поездка станет катастрофой.
«Покупая билет на поезд, не ожидали, что можно столкнуться с проблемой возможности посетить туалет и наличия света в вагоне. Как в глухой деревне — уборная через дорогу... Про наличие кипятка на поезде дальнего следования, соответственно, тоже речи быть не может. Едет большая группа детей в условиях, идентичных товарному вагону. Людей перевозят как скотину», — пишет Наталья Назина в группе РЖД «ВКонтакте».
Другие пассажиры подтвердили: в вагоне №18 не было электричества уже с самого Владивостока. Не работали розетки, не горел свет, не функционировал подогрев воды. Кто-то ехал с детьми, кто-то — пожилой, кто-то — после операции. Всем предлагалось терпеть.
«В вагоне-ресторане тоже нет света и кипятка, работает только плитка. В 5 вагоне вонь стоит, как будто кто-то умер! Как можно вообще такие составы выпускать на линию?!» — недоумевает пассажирка Лилия Ветчанина.
Ответ администрации РЖД был лаконичен: «Приносим извинения. Обратитесь в ФПК за компенсацией». Но компенсацией здесь не спасёшься — речь идёт о системной проблеме, а не разовом сбое.
Поезд, который разваливается на глазах
Свидетельства множества пассажиров, размещённые на сайте tutu.ru за март и апрель 2025 года, рисуют безрадостную, а порой пугающую картину. У поезда рейтинг 6,2 из 10. Ниже – просто нет.
Кто-то находит светлые моменты в виде заботливой проводницы или нового вагона, но в целом впечатления — как от поездки по апокалиптическому маршруту.
«Безумно грязные туалеты, весь вагон пахнет их содержимым! Пледы грязные, укрываться ими не хочется, а ребёнка тем более», — жалуется Галина Б. (13 вагон, плацкарт, 3 апреля).
«Очень грязный вагон, окно в плесени, стакан дали с чужими следами от губ. От окна дуло всю ночь, подушки грязные, в комках», — делится Оксана Д. (4 вагон, плацкарт, 2 апреля).
«Старый, грязный, вонючий вагон. Такого ужаса не видела 15 лет. Вагон списать давно пора», — пишет Ольга Д. о 5 вагоне (28 марта).
И таких отзывов — десятки. Протечки воды в купе, скрипящие двери, холодные окна, отвалившиеся панели, неработающие розетки, запах канализации из туалетов, поломки вагонов-ресторанов.
Даже короткая поездка становится мукой. А если ехать 6–7 суток — это уже не комфорт, а настоящая проверка нервов и здоровья.
Тотальная лотерея
При этом отзывы разнятся. Кто-то восхищён поездкой в 1 или 19 вагоне — «всё было чисто», «проводники замечательные», «биотуалет без запахов». В то же время другие пассажиры жалуются на те же самые вагоны: «вибрация невыносимая», «вода капает с потолка», «в туалете лёд». Что это значит?
На маршруте №9/10 нет единого подвижного состава.
Вагоны собираются как придётся, из старого парка, в том числе купейных вагонов 90-. Одна часть состава может быть сравнительно новая или отремонтированная, другая — буквально дышать на ладан. Поэтому поездка становится настоящей лотереей: кому-то повезёт с вагоном, кому-то — нет.
Порой хорошие впечатления зависят исключительно от человеческого фактора — проводников, которые стараются поддерживать хоть какой-то порядок и уют в разрушающемся вагоне. Их в отзывах часто благодарят и жалеют: «Ольга — просто умничка, сглаживает весь ужас от старого вагона», «девочки-проводницы старались, но что они могут, когда вагон скрипит, дует, и розетка одна на весь отсек?».
Как такое возможно на флагманском маршруте?
Поезд №9/10 — один из самых «дальних» в России, он курсирует через день.
Поезд проходит практически по всему Транссибу, соединяя крупные города: Хабаровск, Читу, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир и Москву.
И хотя это второй поезд Москва – Владивосток после поезда №1/2 «Россия», здесь все равно не должно быть такого. Логически и эмоционально он должен быть символом железнодорожной мощи страны, отражением туристического, инфраструктурного и сервисного потенциала.
В конце концов, по маршруту путешествуют не только россияне, но и иностранцы (пусть сейчас и редкие) — те, кто решается проехать весь Транссиб именно на этом поезде.
История поезда
Поезд №9/10 появился в результате реформ последних нескольких лет. Изначально по Транссибу ходили два поезда – №1/2 «Россия» московского формирования и №99/100 владивостокского формирования.
Но со временем «Россией» стал именно владивостокский поезд, в котором все вагоны поменяли на новые двухвагонные сцепы. Однако поезд получился неинтересным – в нем нет даже СВ.
Московский поезд получил номер 61/62, однако со временем его отменили и заменили на 9/10. Сейчас поезд №9/10 состоит из множества разных групп вагонов, которые проходят только части маршрута. Из Москвы до Владивостока едут буквально несколько вагонов, среди них – СВ.
Но даже о нем отзывы – сильно так себе.