Найти в Дзене
Дмитрий Новиков

Дачная школа на игротеке Жени Кац

Мы отправились играть. Бывают игры дворовые, бывают игры семейные. Эта игротека проходила в Новой школе. А что такое школьные игры? В тот день была метель: с неба падал снег, а сильный ветер бросал нам его в лицо. Раньше говорили, что в такую погоду добрый хозяин и собаку на улицу не выгонит. Мы же шли, обгоняя ребят с родителями, которые в воскресный день шли, несмотря на ветер и снег, в школу. В школе было тепло и шумно. Верхнюю одежду оставили в раздевалке, там, как это принято в школе, переобулись в сменную обувь, потом показали билетик на игротеку, на липких бумажках написали имена детей с номером родительского телефона, наклеили их на каждого ребёнка: легко заблудиться в метель в лесу, дети, когда разбегутся по классам и коридорам, легко могут заблудиться в огромной школе, особенно маленькие. А на этой игротеке маленьким самое место! Можно из нута и зубочисток строить какие-то фантастические замки, можно клеить кубики, шарики, пирамидки. Вот играет совсем маленькая девочка. На од
Оглавление

Через бураны в шумную школьную гавань

Мы отправились играть. Бывают игры дворовые, бывают игры семейные. Эта игротека проходила в Новой школе. А что такое школьные игры?

В тот день была метель: с неба падал снег, а сильный ветер бросал нам его в лицо. Раньше говорили, что в такую погоду добрый хозяин и собаку на улицу не выгонит. Мы же шли, обгоняя ребят с родителями, которые в воскресный день шли, несмотря на ветер и снег, в школу.

В школе было тепло и шумно. Верхнюю одежду оставили в раздевалке, там, как это принято в школе, переобулись в сменную обувь, потом показали билетик на игротеку, на липких бумажках написали имена детей с номером родительского телефона, наклеили их на каждого ребёнка: легко заблудиться в метель в лесу, дети, когда разбегутся по классам и коридорам, легко могут заблудиться в огромной школе, особенно маленькие.

Точки и отрезки

А на этой игротеке маленьким самое место! Можно из нута и зубочисток строить какие-то фантастические замки, можно клеить кубики, шарики, пирамидки.

Вот играет совсем маленькая девочка. На одной зубочистке по горошине с обеих сторон. Девочка сейчас продолжит свою игру, а я замечаю в её руках часть прямой, ограниченной двумя точками. Слова мои не успевают за её руками: на столе уже стоят башенки, а я ещё только хотел описать квадрат, и куб, и параллелепипед. Три горошины соединить тремя зубочистками — геометрическая фигура, состоящая из трёх точек-горошин, которые не лежат на одной прямой, и трёх отрезков-зубочисток, последовательно соединяющих эти точки-горошины.

Девочка четырёх-пяти лет строит башни из нута и зубочисток, строит не одна, а в компании разных ребят, у которых можно подсмотреть что-то новое, чего она ещё не видела дома у своих братьев и сестёр. Все дети вокруг играют, мастерят своё, а я верю и знаю, что через десять лет у этих детей геометрия будет на кончиках пальцев, словно горошина на острие зубочистки.

Свойства объектов и логические преобразования

В школьном коридоре Женя Кац учит волонтёра работать на игровой площадке так, чтобы всем было весело и интересно. Мы проходили мимо. Она всем своим лучезарным видом увлекла и наших детей, и всех-всех-всех вокруг в игру «Большой Барабашка».

В коридоре стоит картонная синяя книга (1), рядом с ней лежит плюшевая серая мышь (2), за мышью притаилось большое белое привидение, которое мы когда-то называли Барабашкой (3), пластиковая зелёная бутылка (4) и красное кресло (5). Ведущая показывала карточки. На одном виде карточек изображены два предмета, но только у одного из них совпадают и сам предмет, и его цвет. Номер этого предмета и надо было показать при помощи пальцев. На другом виде карточек два предмета изображены другими цветами. И вот здесь нужно сообразить, чтобы показать номер предмета, которого нет на карточке, а сам предмет должен быть того цвета, которого на этой карточке тоже нет.

Например, на карточке на голове красного привидения лежит зелёная книга. Значит, ни приведение, ни книгу выбирать нельзя, а также нельзя выбирать красный или зелёный предмет. Среди множества предметов (кресло, бутылка, мышь) и множество цветов (серый, синий, белый) только серая мышь обладает подходящими свойствами, поэтому надо показать на пальцах число 2.

Простые и сложные карточки лежат вперемешку. Сначала надо сообразить, какую карточку тебе показывают. Потом какое число шифрует эта карточка. В общем, довольно интересный коктейль логических преобразований, определений объектов и свойств, пересечений и объединений. Ещё пару шагов, и алгебра логики предстанет во всей красе!

Цепочки, последовательности, поиск подстроки в строке

Пока мы путешествовали по школьным классам и коридорам, делая остановку то в одном классе, то в другом, попадали в лабиринты, останавливались возле узоров из кубиков Зайцева или с азартом собирали и разрушали стену из огромных элементов катамино, любовались физическими экспериментами, прямо в школьном коридоре мы попали на необычный урок.

Каждый ребёнок получил слог, лист бумаги на планшете и маркер. Все ходили по коридору и выписывали слова с этим слогом. Надо найти все слова, а слог может быть в начале слова, в середине и в конце. Ходят дети по коридору, читают слова на стенах, внимательно ищут свой слог и выписывают слова на листок. А я наблюдаю и думаю, урок ли это чтения и письма, или это урок, на котором дети повторяют последовательности, или это задание на поиск подстроки в строке?

my_list = list()
for word in words:
if spell in word:
my_list.append(word)

Три игры захватили моё внимание, а их ведь там было на целый порядок больше. Мы отправились играть. Каждая игра, которая захватывает тебя целиком, приводит на урок. Игрой начинается школа. Игрой начинаются уроки в Дачной школе, которая ждёт своих маленьких учеников. Добро пожаловать!