Найти в Дзене

«Анна Каренина» — новое прочтение романа Толстого в Томском театре драмы

Весна у меня проходит под знаком Толстого — сначала книга Андрея Зорина о писателе, а теперь — премьера спектакля «Анна Каренина» в Томском театре драмы. Спектакль рассчитан на тех, кто так или иначе знаком с сюжетом бессмертного романа Льва Толстого, а в том, что печальная судьба Анны Карениной известна даже школьникам, сомневаться не приходится. Но и тем, кто хорошо помнит роман, сначала немного некомфортно — в сценической версии знакомые события слегка перетасованы, их логика станет понятна в финале. Первое, что мы видим — красная стена с дверью, и вся эта конструкция темнеет на глазах, словно наливается кровью. На авансцене суровый Каренин и растерянный Вронский, а за дверью — Анна, которая только что родила девочку — плод ее трагической страсти к Вронскому. Постановочная команда спектакля во главе с главным режиссером театра Олегом Молитвиным решила поменять привычную оптику и взглянуть на историю отношений Анны Карениной и Алексея Вронского глазами окружающего их общества — так а

Весна у меня проходит под знаком Толстого — сначала книга Андрея Зорина о писателе, а теперь — премьера спектакля «Анна Каренина» в Томском театре драмы.

Спектакль рассчитан на тех, кто так или иначе знаком с сюжетом бессмертного романа Льва Толстого, а в том, что печальная судьба Анны Карениной известна даже школьникам, сомневаться не приходится.

Анна Каренина (актриса Аделина Бухвалова).
Анна Каренина (актриса Аделина Бухвалова).

Но и тем, кто хорошо помнит роман, сначала немного некомфортно — в сценической версии знакомые события слегка перетасованы, их логика станет понятна в финале.

Первое, что мы видим — красная стена с дверью, и вся эта конструкция темнеет на глазах, словно наливается кровью. На авансцене суровый Каренин и растерянный Вронский, а за дверью — Анна, которая только что родила девочку — плод ее трагической страсти к Вронскому.

Постановочная команда спектакля во главе с главным режиссером театра Олегом Молитвиным решила поменять привычную оптику и взглянуть на историю отношений Анны Карениной и Алексея Вронского глазами окружающего их общества — так анонсировано театром в пресс-релизе. Сценическую версию романа создала драматург Ксения Никитина.

Анна Каренина (Аделина Бухвалова) — это не сложный характер, а скорее, трагический символ. Это оправданно — как я уже сказала выше, судьба ее предрешена, и это зрители знают изначально.

Вронский (Константин Калашников), Анна и Каренин (Антон Антонов). Очень образная мизансцена, на мой взгляд.
Вронский (Константин Калашников), Анна и Каренин (Антон Антонов). Очень образная мизансцена, на мой взгляд.

Анне почти не оставили реплик, и внутреннее состояние своей героини актриса передает через пластику, движение, хореографию.

И Анна, увидевшая во Вронском принца на ослепляюще белом коне, и сломленная Анна, тянущая детскую игрушечную лошадку на поводке, словно свои разбитые мечты, и Анна, мучимая ревностью, и Анна, страдающая от своего положения и от разлуки с сыном, и, наконец, доведенная до отчаяния Анна, искаженно воспринимающая реальность — все ее состояния отзываются в сердце.

Сцена скачек.
Сцена скачек.

Спектакль удивителен тем, что в нем непривычно мало говорят «словами через рот» — и при этом в нем говорящая сценография и костюмы (художник Дарья Здитовецкая), выразительная хореография (режиссер по пластике Наталья Шурганова), да и музыка томского композитора Степана Пономарева порой рассказывает историю разрушительной страсти красноречивее слов.

Хотелось бы отметить костюмы — то, что называется «от кутюр», такое чувство, что им место на модном дефиле. Впрочем, высший свет — это и есть жизнь напоказ, гламур и глянец, в котором нет места искренней в своей страсти Анне. Дамы света красуются, сплетничают, и даже заключают пари — как поведет себя Анна с Вронским дальше. С черно-белыми костюмами всех участников истории резко контрастирует черно-красный наряд Анны — цвет тревоги и опасности, цвет крови и огня.

Бетси Тверская (актриса Елизавета Хрусталева).
Бетси Тверская (актриса Елизавета Хрусталева).

Параллельно истории Анны развивается другой сюжет — неудачное сватовство Левина к Кити Щербацкой. Актер Дмитрий Янин в гриме Левина напоминает фотопортрет самого Льва Толстого накануне свадьбы, и это не случайно — в образе Левина писатель заложил собственную философию о необходимости труда на земле и собственные представления о семейной жизни.

Юная Кити сначала отказывает Левину, увлекшись красавцем Вронским, а тот разбивает ей сердце. Но здоровое начало побеждает в ней, и они с Левиным создают гармоничную пару.

Юная Кити (Анастасия Золотарева) и Константин Левин (Дмитрий Янин).
Юная Кити (Анастасия Золотарева) и Константин Левин (Дмитрий Янин).

Еще один вариант семейных взаимоотношений — Облонские, вальяжный сибарит Стива и хлопотунья Долли. В Стиве пробуждаются совесть и эмпатия, и желание спасти Анну, а в Долли — мудрость. В семейной жизни бывают неурядицы, но если есть главное — любовь, дети и желание быть вместе, то приходится научиться прощать.

Напомню, спектакль начинается с рождения маленькой девочки — дочери Анны и Вронского. А в финале мы видим эту девочку уже немного подросшей. Вместе с Алексеем Карениным это чудо в белом платьице и с сачком для бабочек в руках приезжает в деревню, где в полном умиротворении живут Левин и Кити.

На вопрос Левина, как же ее зовут, девочка отвечает:

— Анна…

И после небольшой паузы бойко добавляет:

— Каренина!

Трагедия позади, жизнь продолжается. У этой Анны Карениной есть шанс прожить свою жизнь иначе. В романе этого нет, но думаю почему-то, что Толстой с его приверженностью «семейной мысли» одобрил бы такой финал.

Как вы относитесь к театральным прочтениям классики?

Фото – с сайта Томского театра драмы.

Спектакль «Анна Каренина» поставлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Книги о Толстом, о которых есть публикации на канале:

Благодарю за подписку, комментарии и 👍!