Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Четыре года назад РЖД запустили «Ласточку» к Ржевскому мемориалу. Теперь количество рейсов сократили в семь раз

Оглавление

С начала апреля произошло очередное изменение на маршруте «Ласточек» Москва-Ржев-Муравьево. Восстановили рейсы, позволяющие жителям Москвы посетить за день в Ржев и Ржевский Мемориал по субботам и воскресеньям, однако при этом отменили две других пары поездов, дающие возможность жителям Ржева и окрестностей утром приехать в Москву, а к вечеру вернуться.

Этот маршрут заработал в начале мая 2021 года, и одной из целей его организации было создание удобного сообщения Москвы с Ржевским Мемориалом, рядом с которым был построен остановочный пункт с вокзалом между Ржевом и станцией Муравьево.

-2

Прорывной маршрут

Были запущены две пары поездов «Ласточка» ежедневно, отправлением утром из Москвы и Ржева (Муравьево), а во второй половине дня они отправлялись обратно, время пути на 240-километровом маршруте составляло около 4,5 часов.

-3

По неэлектрифицированному участку электропоезда следовали под тягой тепловоза ТЭП70БС, такое решение уже было опробовано на маршрутах Москва – Иваново, Петербург – Псков и Петербург – Сортавала.

-4

Маршрут стал прорывом для сообщения Ржева и окрестностей с Москвой, куда по железной дороге можно было доехать либо очень медленно на обычных пригородных со всеми остановками с пересадкой в Шаховской, либо поездом дальнего следования Москва – Великие Луки в неудобное время и не каждый день.

Поэтому на данном направлении основным способом перемещения всегда являлись личные автомобили и часто ходящие автобусы и маршрутки.

Сокращение в семь раз

Однако праздник продолжался недолго. Через 1,5 года после запуска, в конце 2022 г, вышла внутренняя телеграмма РЖД с указанием не назначать ржевские «Ласточки» на 2023 г.

Ситуация возникла из-за того, что власти Тверской области, которые являются заказчиками этого маршрута, не полностью компенсировали убытки от его работы перевозчику ЦППК.

В результате вместо двух пар «Ласточек» ежедневно (28 рейсов в неделю) оставили только 12 рейсов, с пятницы по утро понедельника, а поезда в остальное время убрали.

Платформа Ржевский мемориал
Платформа Ржевский мемориал

Однако и при такой схеме расходы на сообщение оказались высокими, и с начала 2025 года произошло очередное сокращение на маршруте, до 4 рейсов в неделю (то есть, в 7 раз по сравнению с 2021 годом).

По решению властей Тверской области были оставлены лишь поезда утром по понедельникам и субботам из Ржева и во 2-й половине дня пятниц и воскресений из Москвы, то есть рейсы, удобные жителям юго-востока Тверской области.

Таким образом, полностью исчезла возможность съездить из Москвы на день в Ржев и Ржевский Мемориал «Ласточками».

Конечно, оставался вариант проезда обычными пригородными поездами, но в направлении Ржева пересадка по Шаховской занимает более часа, а на весь путь уходит 6 ч 15 мин – только очень большие любители железной дороги могут себе позволить потратить столько времени на поездку на 240 км.

Дорогие «Ласточки»

С апреля ситуацию вновь переиграли, теперь вернули две пары поездов, подстроенных под москвичей, а рейсы, удобные для жителей Тверской области, отменили.

Ситуация с бюджетом на транспорт в этом регионе непростая, с 2025 года даже электричек Савелово – Москва стало меньше, поэтому и происходит такое выкраивание – здесь прибавим, там отнимем.

По данным Тверской Региональной Энергетической Комиссии, средняя загрузка ржевских «Ласточек» по части маршрута, относящейся к Тверской области, за 2022 год составила 14 пассажиров на вагон, то есть, всего 70 пассажиров на рейс поезда. А экономически обоснованный тариф (т.е. тариф по фактической себестоимости) для этих «Ласточек» по Тверской области составил астрономические 23,62 руб/1 пассажиро-километр.

Тариф для пассажиров на обычные электропоезда в 2022 году был 2,74 руб/1 км, а за Ласточку 4,11 руб/1 км.

-6

Таким образом, пассажиры ржевской «Ласточки» оплачивали лишь 17% себестоимости перевозки, а 83% покрывал Тверской бюджет. При таких данных получалось, что за сутки Тверская область была вынуждена платить около 400 тысяч рублей за две пары этих «Ласточек», имевших среднюю загрузку 20%.

Столь огромное соотношение между выручкой от продаж билетов и дотациями обычно характерно для социальных маршрутов по весьма глухим малонаселенным линиям, где тепловоз везет 1-2 полупустых вагона, развозя население по поселкам и деревням.

Для сравнения, в Калужской области в 2022 г действовал тариф для пассажиров 2,96 руб за 1 км при себестоимости 3,92 руб/км, то есть, в среднем пассажиры оплачивали 75% стоимости перевозки. Сумма дотаций от региона перевозчику ЦППК составила 156 млн руб в год. В Рязанской области действовал тариф 2,55 руб/км при себестоимости 4,27 руб, пассажиры оплачивали 60% себестоимости. Регион выплатил 210 млн дотаций.

Такая разница обусловлена с одной стороны большим числом хорошо загруженных электричек по протяженному участку от Калуги в сторону Москвы, среди которых много прибыльных экспрессов, а с другой стороны большим количеством малонаселенных поездов по Рязанской области (например, Узуново-Троекурово и Рыбное) и абсолютно пустых рельсовых автобусов на Касимов и Свеженькую.

По Владимирской области на полигоне ЦППК электропоезда оказались рентабельными (3 руб/км за 2021 г), а в поездах из тепловоза с парой вагонов Владимир-Тумская себестоимость была в разы выше, в 2021 г она составила 13,5 руб/1 пассажиро-километр. Но даже это все равно дешевле ржевской «Ласточки».

-7

Столь плачевные результаты работы ржевских «Ласточек» вызваны двумя факторами.

С одной стороны это низкий спрос, который вызван очень долгим временем пути, а с другой – применение слишком дорогого в эксплуатации подвижного состава, не соответствующего ни пассажиропотоку, ни финансовым возможностям Заказчика перевозок – Тверской области.

Нечем заменить

Конечно, Ржев – совсем не Тверь и не Владимир, поток пассажиров между Москвой и этой территорией в несколько раз меньше. Но ключевым фактором спроса стала большая разница во времени пути поездов в сравнении с автомобильным транспортом.

Новорижское шоссе от Москвы до Волоколамска – многополосное бессветофорное, время пути до Ржева на автомобиле (от МКАД) – около 3 ч, а на автобусе – около 3,5 ч.

-8

В результате, «Ласточка» имела нормальную загрузку лишь в те периоды, когда движение по трассе М9 сильно затруднено, есть проблемы с билетами на автобусы, а в большую часть года пассажиры не видели преимуществ в «Ласточке».

Необходимость прицепки-отцепки тепловоза в Волоколамске добавляет еще 23 минуты к и без того не быстрому маршруту.

Возможно, и время отправления/прибытия выбраны не слишком удачно, но это вызвано в том числе и тем, что до Нахабино маршрут проходит в плотном графике МЦД-1, а в Волоколамске тепловоз от поезда из Ржева должен потом подхватить рейс на Ржев – слишком много моментов должны удачно совпасть.

Почему для маршрута выбрали дорогую «Ласточку»? Из подвижного состава для неэлектрифицированных линий у РЖД есть рельсовые автобусы РА-2 и РА-3.

Но, во-первых они в большом дефиците и не производятся с 2022 года, а во-вторых, при поездке продолжительностью дольше 4 часов нужны комфортные кресла, а не блоки узких сидений как в простой пригородной электричке.

Конечно, РА в регионах применяются и на более долгих рейсах, например, из Волгодонска и Зимовников в Ростов, где время пути составляет 6 часов. Но одно дело – перевозки жителей поселков в областной центр, где «Орлан» уже выглядит инновационно и выигрывает у автоперевозчиков наличием кондиционера, хорошего санузла и низким уровнем шума, а тесные сиденья можно и перетерпеть. Совсем другое – возить московских туристов, здесь обычный пригородный подвижной состав мгновенно станет предметом критики, в том числе в соцсетях и прессе.

Есть пара составов РА-3 в комфортной компоновке с креслами, но они задействованы на Сахалине. А использование обычных сидячих вагонов под локомотивной тягой упирается в отсутствие лишних единиц в парке и в удаленность обслуживающих такие вагоны депо, с которыми работают пригородные перевозчики ЦППК и МТППК. Получается, для такого маршрута РЖД нечего предложить, кроме «Ласточки» под тепловозной тягой.

Что делать?

Конечно, удобное сообщение Ржева с Москвой по железной дороге нужно.

То, что есть сейчас – не годится. Варианта, как его улучшить, видится два. Первый – это «тяни-толкай» ДП2Д, который сейчас собирают из вагонов электропоезда ЭП2Д и тепловоза ТЭП70БС. Расходы на эксплуатацию демиховского электропоезда гораздо ниже, чем у «Ласточки», а еще такой состав пойдет без переприцепки локомотива до Москвы и с одной бригадой, благодаря чему проедет на 23 мин быстрее.

Желательно также подускорить маршрут между Волоколамском и Нахабино, глядишь, время пути уложится в красивые 3:55 от Ржева до Москвы – тогда и пассажиров окажется заметно больше. Возможно, в итоге потребность в субсидиях настолько снизится, что Тверская область сможет заказать приличное число рейсов в неделю.

Второй вариант – выжать максимум из схемы с пересадкой с электричек на РА. Ускорить согласованные рейсы соответствующих электричек от Москвы (около 2:50 до Шаховской) и подогнать пересадку на РА до 10-15 минут, возможно, перенеся ее в Волоколамск.

Да, время пути Москва – Ржев получится 5 часов, но все равно это гораздо удобнее, чем сейчас.

Сможет ли спасти маршрут аккумуляторная «Ласточка», про которую идут разговоры? Сложно сказать, но это явно перспектива не ближайших лет.

А пока остается пользоваться теми поездами, что есть, и надеяться, что их не отменят, а лучшие времена еще настанут.