Найти в Дзене
Я РАБОТАЮ В БАНКОМАТЕ

Банк отказал в кредитке, а потом предлагает кредит — почему так происходит

Недавно поговорил со знакомым, который поделился странной ситуацией. Он решил себе оформить кредитную карту одного известного банка, подал заявку, для чего не поленился сходить в банк лично, и получил отказ. Менеджер, который сообщил ему об отказе, предложил сразу подать заявку на потребительский кредит. И даже предложили вариант с большей суммой. И это моего знакомого очень удивило: «Как же так — если уже посчитал меня некредитоспособным, то почему он предложил мне кредит? Может это какая-то махинация?» Нет, никакого подвоха тут нет, и нет гарантий, что кредит одобрят. Причины, из-за которых клиенту могут предложить подать заявку на другой кредитный продукт, могут быть самыми разными. Банк может использовать разные алгоритмы для оценки заявок на кредитные карты и потребительские кредиты — одни и те же показатели могут иметь разный вес. Например, банк может закрывать глаза на небольшие просрочки в кредитной истории, при оформлении кредита, но считать это недопустимым для кредитной карт

Недавно поговорил со знакомым, который поделился странной ситуацией. Он решил себе оформить кредитную карту одного известного банка, подал заявку, для чего не поленился сходить в банк лично, и получил отказ. Менеджер, который сообщил ему об отказе, предложил сразу подать заявку на потребительский кредит. И даже предложили вариант с большей суммой.

И это моего знакомого очень удивило:

«Как же так — если уже посчитал меня некредитоспособным, то почему он предложил мне кредит? Может это какая-то махинация?»

Нет, никакого подвоха тут нет, и нет гарантий, что кредит одобрят.

Почему банк предлагает оформить вторую заявку после первого отказа

Причины, из-за которых клиенту могут предложить подать заявку на другой кредитный продукт, могут быть самыми разными.

  • Банк может по разному оценивать риски по кредитам и кредитным картам.

Банк может использовать разные алгоритмы для оценки заявок на кредитные карты и потребительские кредиты — одни и те же показатели могут иметь разный вес.

Например, банк может закрывать глаза на небольшие просрочки в кредитной истории, при оформлении кредита, но считать это недопустимым для кредитной карты. В итоге, один и тот же клиент может быть признан неподходящим для кредитной карты, но подходящим для обычного кредита.

  • Платежи по кредитке могут быть выше.

По кредитной карте необходимо ежемесячно платить фиксированную сумму, которая выражается в определённом проценте от суммы задолженности. При этом, при оценке платежеспособности могут «брать по максимуму» — исходить из суммы всего лимита по кредитной карте.

Величиной ежемесячного платежа по кредиту можно управлять, меняя его срок. Чем больше срок — тем меньше платёж.

Поэтому, если банк видит, что клиент не сможет осилить возможный платёж по карте, он может предложить ему взять потребительский кредит на три-пять лет.

  • Кредитная карта — более рискованный продукт.

По статистике банков, уровень просрочек по кредитным картам часто выше, чем по потребкредитам. Поэтому требования к заемщикам по кредиткам могут быть строже.

  • Решения принимают разные подразделения банка.

Разные типы кредитов могут анализироваться совершенно разными подразделениями банка. Даже если заявку принимает один и тот же сотрудник в офисе, решение может принимать другая команда — со своими подходами и критериями.

  • Маркетинговые цели банка.

Иногда банк продвигает определённый продукт. Например, если банку необходимо нарастить портфель потребкредитов, то скоринг по ним может быть чуть мягче, и вероятность одобрения заявки — выше.

  • Человеческий фактор и случайности.

Всё это сотрудники банка могут знать, а могут просто «познать» на собственном опыте. Тогда они будут сами предлагать те продукты, которые, по их опыту, одобряются лучше.

Кроме того, первый отказ мог быть вызван случайной ошибкой — например, сотрудник не приложил нужный документ, банк не дозвонился по контактам, в анкете было указано что-то неверно. Повторная заявка может пойти через другой процесс и дать иной результат.

  • Клиент просто «подписался» на рассылку.

Когда подаёшь заявку на кредит, то обязательно подписываешь согласие на доступ банка к кредитной истории. После этого банк начинает периодически оценивать клиентов и рассылать сообщения, в которых говорится: «Вам предварительно одобрен кредит».

  • Заявка нужна сотруднику, чтобы… выполнить план.

А ещё сотрудник может предложить оформить заявку не потому, что верит в результат, а потому, что у него есть план по заявкам — он должен в день принять несколько заявок по кредитам, по кредитным картам, и выполнить ещё какие-то плановые показатели. Если сотрудник не выполняет план, то его лишают премии и регулярно отчитывают на планёрках.

В итоге, каждый выкручивается как может. Кто-то оформляет заявки от имени всех своих родственников и знакомых, кто-то навязывает кредитки тем, кому не нужны, а кто-то уговаривает подавать заявки даже тех, кому гарантировано придёт отказ.

🔔Подпишитесь на канал и включите оповещения о новых публикациях
👉
Подпишитесь на мой телеграм-канал @vbankomate