Найти в Дзене

5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы

В истории человечества мало найдется периодов, столь богатых на юридические казусы, как Средневековье. Эпоха, окутанная туманом суеверий и религиозного рвения, породила практики, которые современному человеку кажутся верхом абсурда. 5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы сегодня вызывают улыбку, но тогда к ним отнеслись весьма серьезно. Средневековые суды не делали различий между людьми и животными, между живыми и мертвыми. Они руководствовались логикой, которая сегодня кажется нам чуждой, но в те времена выглядела вполне обоснованной. Животные, как и люди, несли ответственность за свои поступки. Насекомые могли быть отлучены от церкви. А мертвецы — подвергнуты унизительному наказанию. В этом зазеркалье юстиции отражались представления средневекового человека о справедливости, морали и устройстве мироздания. Январь 897 года. Латеранский дворец в Риме. Внутри происходит событие, которое шокировало даже видавших виды современников — церковный трибунал над эксгумированным
Оглавление

В истории человечества мало найдется периодов, столь богатых на юридические казусы, как Средневековье. Эпоха, окутанная туманом суеверий и религиозного рвения, породила практики, которые современному человеку кажутся верхом абсурда. 5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы сегодня вызывают улыбку, но тогда к ним отнеслись весьма серьезно.

5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы

Средневековые суды не делали различий между людьми и животными, между живыми и мертвыми. Они руководствовались логикой, которая сегодня кажется нам чуждой, но в те времена выглядела вполне обоснованной. Животные, как и люди, несли ответственность за свои поступки. Насекомые могли быть отлучены от церкви. А мертвецы — подвергнуты унизительному наказанию. В этом зазеркалье юстиции отражались представления средневекового человека о справедливости, морали и устройстве мироздания.

Трупный синод

Январь 897 года. Латеранский дворец в Риме. Внутри происходит событие, которое шокировало даже видавших виды современников — церковный трибунал над эксгумированным трупом папы Формоза. Тело, извлеченное из могилы, облачают в папские одежды и усаживают на трон. Рядом стоит диакон, который должен отвечать на обвинения от имени покойного. Папа Стефан VI, инициатор процесса, выступает в роли обвинителя и судьи. Это зловещее судилище вошло в историю под названием «Трупный синод» (лат. synodus horrenda — «жуткий синод»).

Чтобы понять причины столь кощунственного действа, необходимо окунуться в политический хаос конца IX века. После распада Каролингской империи папство стремилось укрепить свою власть. В Риме сформировались две враждующие партии: сторонники Арнульфа Каринтийского (к ним принадлежал Формоз) и приверженцы Сполетского дома. Став папой в 891 году, Формоз сначала поддерживал императора Гвидо Сполетского и его сына Ламберта, но затем переменил политику и призвал в Италию Арнульфа, которого короновал императорской короной. Вскоре после этого Формоз умер, а Ламберт вновь овладел Римом.

Новый папа Стефан VI, ставленник сполетской партии, решил символически уничтожить своего предшественника. Формозу предъявили два основных обвинения: нарушение канонического права, запрещавшего переход с одной епископской кафедры на другую, и нарушение клятвы не возвращаться в Рим, данной ранее папе Иоанну VIII. Итог этого мрачного спектакля был предрешен. Мертвый папа был признан виновным, все его действия в качестве понтифика объявлены недействительными.

С трупа сорвали папское облачение, отрезали два или три пальца правой руки, которыми даются благословения, а затем тело Формоза сначала захоронили на иноземном кладбище, а потом выкопали и бросили в Тибр. Божественное возмездие не заставило себя ждать. По легенде, во время синода Латеранский храм сотрясло землетрясение. Римский народ восстал, а папа Стефан VI был низложен и убит в тюрьме. Тело Формоза, выловленное из реки рыбаками, по свидетельству хрониста Лиутпранда, начало творить чудеса. При последующих папах оно было торжественно захоронено в базилике Святого Петра, а все постановления Трупного синода — отменены.

-2

Отлучение жуков от церкви

Перенесемся на несколько столетий вперед, в 1478 год. Швейцарская Лозанна страдает от настоящего нашествия майских жуков, уничтожающих посевы и угрожающих благополучию города. Что делать в такой ситуации? Современные агрономы предложили бы химические или биологические средства борьбы с вредителями. Но в XV веке решение было иным — привлечь насекомых к церковному суду. Епископ Бенедикт Монферратский, видя бедствие, постигшее его паству, составил ультиматум, в котором призвал насекомых прекратить вредительство.

Бернский пастор Бернхард Шмид получил поручение довести содержание документа до сведения жуков. Выйдя на церковный двор, он зачитал: «О неразумные, несовершенные твари! Именем милостивого Господа нашего и епископа Лозанны, во имя Святой Троицы, Спасителя нашего Иисуса Христа и святой церкви повелеваю всем и каждому из вас в течение шести дней покинуть все места, где произрастает пища для людей и скота». В случае неповиновения насекомым предписывалось явиться на епископский суд.

Когда жуки проигнорировали это требование (что неудивительно), епископ официальным эдиктом отлучил их от церкви. Этот случай не был уникальным — в Средневековье церковные суды регулярно рассматривали дела против различных вредителей: от насекомых до грызунов. Судебные процессы над животными делились на два типа. Мелкие вредители, такие как жуки, мыши или слизни, обычно становились объектами церковного разбирательства с возможным отлучением от церкви или изгнанием.

Крупные домашние животные, виновные в причинении вреда людям, чаще представали перед светским судом с перспективой казни или изгнания. Может показаться, что отлучение жуков от церкви — бессмысленная формальность. Однако для средневекового человека это имело глубокий практический смысл. Отлученных от церкви существ разрешалось уничтожать без угрызений совести, так как они оказывались вне божественной защиты. Таким образом, церковный процесс служил своеобразной санкцией на борьбу с вредителями.

-3

Фалезская свинья

В Средневековье животные нередко становились обвиняемыми в уголовных преступлениях, особенно если речь шла об убийстве человека. В одной только Франции с 1266 по 1586 год прошло около 60 таких судебных процессов. Самым знаменитым из них стал суд над фалезской свиньей, произошедший в 1386 году. История началась трагически: свинья убила трехмесячного младенца Жана Ле Мо. Родители не уследили за ребенком, а животное воспользовалось беззащитностью малыша.

Свинью немедленно арестовали и поместили в настоящую тюрьму, где началось полноценное расследование, продлившееся девять дней. Примечательно, что обвиняемой выделили собственного адвоката, который должен был защищать ее интересы в суде. Однако даже самый искусный защитник не смог бы спасти свинью от сурового наказания за столь тяжкое преступление — убийство человеческого младенца.

Казнь свиньи превратилась в настоящий спектакль, призванный преподать урок всему населению Фалеза. На преступницу надели человеческую одежду и маску, имитирующую человеческое лицо, и в таком виде протащили по улицам города от тюрьмы до места казни. Местный виконт распорядился, чтобы на казнь собрались жители города. Более того, горожанам было приказано привести своих свиней, чтобы и они усвоили урок.

Перед повешением палач нанес свинье те же увечья, которые она причинила младенцу. После смерти тело животного не употребили в пищу, как это обычно делалось со свиньями, а сожгли на костре — такой участи удостаивались только худшие преступники. Публичная казнь в человеческой одежде подчеркивала тяжесть преступления — посягательство на человеческую жизнь, одновременно служа и предупреждением для владельцев животных.

-4

Слизни-разорители

В 1480 году кардинал из епископства Отен во Франции столкнулся с серьезной проблемой: слизни массово заполонили церковные земли, уничтожая урожай и угрожая благосостоянию епархии. Как духовный пастырь, ответственный не только за души, но и за земное благополучие своей паствы, кардинал не мог оставаться в стороне. Решение было найдено в сфере духовной юрисдикции.

Кардинал приказал провести трехдневный крестный ход, во время которого слизнякам было официально предписано под страхом проклятия покинуть земли епископства. Фактически это было церковной санкцией на их истребление. Подобные процессы против вредителей проводились по всей средневековой Европе. Они имели четкую юридическую структуру: назначался адвокат, выносились официальные предписания, давалось время на исполнение решения суда, и только потом применялись церковные санкции.

Интересно, что такие процессы были не просто формальностью или суеверием. Они выполняли важную психологическую и социальную функцию. Во-первых, они давали людям чувство контроля над непредсказуемыми природными бедствиями. Во-вторых, церковное благословение на уничтожение вредителей снимало возможные моральные сомнения, поскольку без такой санкции уничтожение божьих созданий могло считаться грехом.

5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы включают и этот случай как яркий пример того, как церковь использовала свой авторитет для решения вполне практических проблем, с которыми сталкивалось общество.

-5

Петух-колдун

Завершает нашу пятерку самых нелепых судебных процессов дело базельского петуха, произошедшее в 1474 году. Случай уникален тем, что соединяет в себе элементы суда над животным и охоты на ведьм, ставшей впоследствии печально известным явлением европейской истории. История началась с невероятного происшествия: петух в швейцарском Базеле снес яйцо.

Это событие, невозможное с точки зрения современной биологии (хотя ученые отмечают, что при определенных обстоятельствах курицы могут приобретать вторичные мужские половые признаки), в XV веке имело только одно объяснение — колдовство и связь с дьяволом. Факт кладки яйца петухом был засвидетельствован многими очевидцами, что сделало происшествие предметом общественного внимания.

Вскоре петух был обвинен в колдовстве и предстал перед судом. Главным аргументом обвинения стало распространенное поверье, согласно которому из яйца, снесенного петухом, должен был вылупиться василиск — мифическое чудовище, способное убивать взглядом. Судебный процесс был скорым. Петуха признали виновным в сношениях с дьяволом, а яйцо — потенциально опасным для всего города.

Приговор был суров: несчастную птицу сожгли на костре, как это делали с людьми, уличенными в колдовстве. Яйцо также было уничтожено, чтобы предотвратить появление на свет страшного монстра. Случай с базельским петухом показывает, насколько серьезно средневековое общество относилось к отклонениям от естественного порядка вещей. Любое необычное явление могло быть истолковано как проявление демонических сил, требующее немедленного вмешательства церковных и светских властей.

-6

Логика абсурда: осмысление феномена

Рассмотрев 5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы, мы невольно задаемся вопросом: как разумные люди могли участвовать в подобных фарсах? Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что за кажущимся абсурдом скрывалась своя логика, соответствовавшая мировоззрению той эпохи.

  • Во-первых, средневековые люди не делали такого жесткого разграничения между человеком и животным, как мы сегодня. Животные рассматривались как моральные субъекты, способные различать добро и зло и, следовательно, нести ответственность за свои действия. Библейское повествование о змее-искусителе подкрепляло эту идею.
  • Во-вторых, судебные процессы выполняли важную психологическую функцию, давая людям иллюзию контроля над непредсказуемыми и опасными аспектами окружающего мира. Когда вредителей официально отлучали от церкви или приговаривали к изгнанию, люди получали моральное право бороться с ними.
  • В-третьих, публичные казни животных, как и людей, служили наглядным уроком для общества. Когда свинью казнили в человеческой одежде, это было предупреждением о неотвратимости наказания за преступление, независимо от того, кто его совершил.

Наконец, процессы над животными и умершими отражали глубинные представления о справедливости, выходящей за пределы обычного человеческого правосудия. Если тело Формоза можно было наказать посмертно, а петуха — сжечь за колдовство, значит, в мире действовали высшие законы, не ограниченные рамками физической жизни или видовой принадлежности.

-7

5 самых нелепых судебных процессов средневековой Европы, при всей их странности для восприятия, открывают нам окно в мир, где вера и суеверие, право и ритуал, страх и попытки рационального объяснения переплетались в единую систему представлений о мироздании.