Найти в Дзене
Ars et Sapientia

Каббала. Краткая справка о тайном учении евреев.

Каббалистический вариант концепции творения и структурирования мира. Учение о сфиротах.

Каббала - одно из направлений еврейского мистицизма, происходящее от корня KBL, который означает “традиция”. Самое раннее изложение каббалы можно найти в книге “Sepher-Ha-Bahir” - “Свиток яркого света”. Он был составлен в Провансе в 12 веке и имеет явное гностическое происхождение, на что указывают термины заимствованные у гностиков, для описания схожих концепций.

Прованские каббалисты дополняют этот текст идеями, восходящими к неоплатонизму и именно в таком варианте, где соседствует гностическое и неоплатоническое, он приходит в Испанию.

В отличие от других мистических учений экстаз не играет такой большой роли в каббале, а соединение с Богом обозначается термином DEUEKUTH, буквально “прилипленность к Богу”, это такое состояние, которое по качеству превосходит экстаз.

После 1275 года в Испании появляется книга “Sepher-Ha-Zohar”, она была издана в Мантуе на Арамейском языке. “Зогар” долгое время считали канонической книгой наравне с Библией и Талмудом. Он представляет собой богословские и дидактические дискуссии знаменитого рабби Шимона бар Йохая, жившего во 2-ом веке, со своими учениками и друзьями. Однако, в 20-ом веке Гершом Шолем, еврейский историк религии, известный своими исследованиями, посвященными каббале, доказал, что данное произведение написано испанским каббалистом - Моисеем из Леона.

Зогар - это еврейская теософия, главная цель которой: познание и описание непостижимых деяний божества. Бог, которого каббалисты и “Зогар” называют En-Sof (букв. Бесконечное), действует во всей вселенной и проявляет определенные аспекты природы божества СЕФИРОТ.

Согласно каббалистам, СЕФИРОТ - это десять уровней, стадий эманаций Эн-соф, через которые течет божественная жизнь. Сефирот образуют царство проявления Бога в его различных атрибутах: Кетер(венец), Хокма(мудрость), Бина(понимание), Даат(знание), Хесед(милосердие), Тиферет(красота), Нецах(великолепие) Ход(величие), Йесод(Основанеи), Малькут(царство). Каждая отдельная сефира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сефирот, взятые вместе, образуют «древо сефирот», рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сефирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.

Помимо этого “Зогар” отсылает сефирот к символике имен, данных Богу самому себе.

Творение происходит в Боге. Эн-Соф переходит от безмятежного покоя к космической деятельности и самораскрытию. Это самораскрытие преображает Эн-Соф, невыразимую полноту в мистическое “Ничто”, а из этого ничто исходят десять сефирот.

Трансформация “Ничто” в “Зогаре” имеет символ изначальной точки.

В “Зогаре” также сказано, что творение совершается на двух уровнях - высшем и низшем, т.е. в мире Сефирот и в видимом мире. Самораскрытие Бога и его развертывание в жизни сефирот и составляет теогонию. Теогония и космогония - это два аспекта одного акта. Первоначально всё - видимый мир и мир сефирот были одним целым, но грехопадение разделило их.

Единение Бога с Шехиной завершает обретение Богом истинной полноты. В “Зогаре” сказано, что изначально этот союз был перманентным и непрерывным. Но грех Адама прервал иерогамию и стал причиной “изгнания Шехины”. Только после восстановления первоначальной гармонии в Акте Искупления “Бог станет один, и Его имя станет одно”.

После вытеснения евреев из Испании в 1492 году, в силу вступает новое учение, так называемая “Новая каббала”. До этого времени интерес каббалистов был направлен на Творение, но после 1492 года интерес перешел на Искупление, в силу вступил мессианский пафос. Жизнь стали понимать как существование в изгнании, а страсти изгнания объяснялись смелыми теориями относительно Бога и человека.

Для новой каббалы существовало три события, которые могут возвысить человека до блаженного единения с Богом: смерть, покаяние и новое рождение (духовная реинкарнация вследствие покаяния).

Самыми известными учителями новой каббалы были Моисей бен Яков Кордоверо и Исаак Лурия. О системе Исаака Лурии, не оставившем после себя письменных трудов”, известно по записям его учеников, главным образом по труду Хаима Витала “Эц Ха-Хаим”.

Теология Исаака Лурии основывалась на доктрине ЦИМЦУМ (в каббале: “отход”/”уход”). Согласно этой концепции, возниконовение мира произошло вследствии божественного “сокращения”. То есть в отличие от учения Моисея из Леона, первым актом творения было не развертывание во вне, а уход внутрь самого себя. Только во втором своем движении Бог посылает луч света и начинает свое творение.

До “сокращения” в Боге были не только любовь и милосердие, но также и божественная суровость “DIN” (букв. суд). DIN проявляется и становится понятным в результате цимцума, ибо последний также означает акт суждения.

В творении различимы две тенденции: прилив и отлив. А само творение - это грандиозная система божественного вдыхания и выдыхания, что имеет аналогию с человеческим организмом. Лурия считает, что акт космогонии имеет место внутри Бога; и этот свет божественного света остается в изначальном пространстве, соданном цимцумом.

Помимо всего прочего, учение Лурии дополнено двумя концепциями:

  1. Sheuirath Ha-Kelim (“ломка сосудов”),
  2. Tikkun (компенсация за ошибку, реституция).

Огни, исходящие из глаз Эн-Соф постепенно, собирались и хранились в “сосудах”, соответствующих сефирот. Но когда пришел черед последних шести сефирот, божественный свет хлынул единым потоком и “сосуды” разбились в дребезги. И осколки, которые остались после ломки сосудов, явились “частицами зла”, которые необходимо собирать, чтобы очистить элементы сефирот.

Тиккун же есть “реституция” изначального целого, что и является тайной целью человеческого существования, т.е. спасением. Приход Мессии в конечном счете есть исполнение ТИККУН.

Лурия и его последователи, видят прямую связь между осуществлением миссии человека и доктриной метемпсихоза (концепция ГИЛГУЛА). Эта связь подчеркивает важность роли человека во вселенной. Всякая душа сохраняет свою индивидуальность до момента духовной “реставрации” и слияния с Адамом. Длительность реставрации может быть сокращена с помощью определенных религиозных актов (обрядов, покаяний, медитаций, молитв).