8 апреля 1912 года в Кристиании (ныне Осло) родилась девочка, которой суждено было стать легендой. Соня Хени появилась на свет в обеспеченной и спортивной семье: её отец Вильгельм, в прошлом чемпион мира по велоспорту, сколотил состояние на торговле. Соне и её старшему брату Лейфу не нужно было переживать о хлебе насущном — родители дали им возможность свободно выбирать свой путь.
Соня выбрала лёд.
Всё серьёзно
Её первые шаги на коньках были детской шалостью - в возрасте пяти лет она украла лезвия у брата, прицепила их к своим ботиночкам и вышла на каток. Через пару месяцев Соня уже выигрывала детские соревнования, а к девяти годам взяла взрослый чемпионат Норвегии!
Вильгельм, имеющий выдающееся спортивное прошлое, увидел в дочери не просто юное дарование, а будущую звезду. Он передал бизнес Лейфу, нанял лучших тренеров, включая русскую балерину Тамару Карсавину, и сделал всё, чтобы Соня стала не просто фигуристкой, а настоящей легендой.
Школу она бросила рано — формальное образование уступило место бесконечным тренировкам. Её мир сузился до катка, но в этом мире она была королевой.
Путь к Олимпу
В 1924 году, всего лишь в одиннадцать лет, Соня уже стояла на олимпийском льду в Шамони (Франция). Это была первая зимняя Олимпиада. Конечно, Соня стала самой юной участницей, худенькая девочка весом 34 килограмма соревновалась со взрослыми профессионалами.
И заняла последнее, восьмое место. Но проигрыш не сломал её. Соня вернулась домой и поклялась, что мир ещё услышит её имя. Через три года, в 1927-м, на чемпионате мира в Осло она взяла первое золото. Ей было всего 14.
Несмотря на то, что на Олимпиаду 1928-го года в Санкт-Морице она приехала в статусе чемпионки мира, на неё никто не ставил. Но Соня победила. Её «Умирающий лебедь» под музыку Сен-Санса очаровал судей — шесть из семи голосов были за неё. Так, всего в 15 лет, она стала сенсацией.
Соня не просто каталась — она танцевала, показывала целый спектакль на льду. Белые коньки вместо чёрных, балетные движения, продуманный до мелочей образ... Соня превратила фигурное катание из спорта в искусство. Её называли «Павловой на льду», «Снежной королевой», «Белым лебедем».
В 1932-м в Лейк-Плэсиде и в 1936-м в Гармиш-Партенкирхене она повторила свой успех, став трёхкратной олимпийской чемпионкой — единственной в одиночном катании среди женщин!
Десять чемпионатов мира, шесть чемпионатов Европы: золотые медали снова и снова доставались ей. Но в 1936-м, в возрасте 24 лет, она решила оставить спорт.
Теперь её ждал Голливуд.
Будет вам шоу!
Соня с детства говорила, что хочет стать кинозвездой. Отец, умелый бизнесмен, договорился с Даррилом Зануком из Fox Studios. Контракт Сони сделал её одной из самых высокооплачиваемых актрис того времени. Первый фильм, «Одна на миллион», вышел в 1936-м и стал хитом. За ним последовали «Тонкий лёд», «Счастливая посадка», а в 1941-м — «Серенада солнечной долины».
Соня снялась в 15 картинах, играя саму себя — лёгкую, сияющую, девушку на коньках. Её ледовые шоу собирали миллионы долларов, а рекламные контракты (от коньков до драгоценностей) сделали её одной из богатейших женщин мира.
Она стала чемпионкой. Она стала кинозвездой. И казалось бы, вот оно — счастье, но...
Не всё так благополучно
Слава Сони, однако, была скандальной. Официально она была замужем трижды, поклонников меняла как перчатки, пристрастилась к алкоголю, ссорилась с продюсерами. Её брат Лейф в книге написал о ней довольно жёстко: мол, Соня любила только деньги и плотские утехи, использовала всех вокруг, а характер имела мерзкий. Но правда ли это? Или же следствие личной обиды? Кто знает.
В 1950-м Соня порвала с менеджером Артуром Вирцем и запустила собственное «Ледовое ревю Сони Хени», которое, увы, стало провалом и больно ударило по кошельку.
Был и другой повод для слухов: многие намекали на дружбу Сони с Гитлером. Она действительно выступала в Германии в 1936-м году, пожимала ему руку, но позже отрицала симпатии к нацистам. Вряд ли Соня поддерживала какую-то идеологию в принципе, скорее, ей льстило внимание властных персон. Но свой отпечаток тот случай на её репутации, конечно, оставил.
Когда софиты погасли
В 1941-м Соня получила американское гражданство, а в 60-е осела в родном Осло, собирая предметы искусства для Центра Хени-Унстад. В тот же период врачи диагностировали у неё лейкемию. Однако они не сообщили об этом Соне, только её мужу Нильсу Унстаду, богатому норвежскому судовладельцу.
Соне же сказали, что у неё анемия и ей нужно отдыхать, воздерживаясь от физических нагрузок. Она начала быстро и часто уставать и почти перестала появляться на вечеринках, но какое-то время продолжала подготовку ледового шоу для телевидения.
12 октября 1969 года, после отдыха в Париже, вместе с мужем Соня частным самолётом летела в Осло на переливание крови. Она скончалась на борту, во сне. Ей было 57 лет.
Соня и Нильс похоронены рядом, перед музеем, который до сих пор хранит их наследие, ведь они собрали великолепную коллекцию современного искусства: Пикассо, Матисс, Боннар, Миро, Вийон, Руо... Именно музею она завещала всё своё состояние (более 47 миллионов долларов).
Соня Хени оставила свой след в истории: она изменила фигурное катание, привнесла в него грацию и зрелищность, и влюбила миллионы людей в этот прекрасный вид спорта, который действительно граничит с искусством.
Фигуристка Сурия Бонали, которая, потеряв надежду на медаль, обрела свободу и вошла в историю