Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Он в одиночку прошёл 158 км пешком по безлюдной местности. Как желание спасти товарищей не позволило пасть духом и замёрзнуть?

Случилось это в 1965 году на севере Тюменской области. На базу не вернулся из рядового рейса в поисковую партию вертолёт Колпашевского аэропорта.

На борту старенького вертолёта было пятеро – командир Копылов, штурман Мягков, начальник партии Тернавский, технический руководитель экспедиции Гетман и бортмеханик Шепелев. Последний из них успел передать на аэродром в Берёзово, что у их 95-го падают обороты двигателя. Далее Владимир Шепелев начал передавать координаты места аварии. Но к этому времени испуганная радистка-стажёр уже бросилась к начальнику и данные никто не принял.

Радиоузел аэропорта Берёзово
Радиоузел аэропорта Берёзово

Ровно в 11.20 началось падение. Копылов изо всех сил пытался дотянуть до поляны, которая виделась за кедрами. Командир и бортмеханик сделали всё, что могли, но вертолёт всё-таки чуть зацепил верхушки деревьев и стал заваливаться на левый борт, упав, почти перевернувшись вверх колёсами. У всех были разного типа переломы. Невзирая на два сломанных ребра, Шепелев вытащил троих из вертолёта и привёл их в чувство «нашатыркой». Командир выбрался сам.

Не было ни еды, ни спичек. Судя по карте, невдалеке должна была быть небольшая речушка, следовало добраться хотя бы до воды. Владимир с командиром начали понемножку перетаскивать раненых в нужную сторону. Двое мужчин с переломами подтаскивали раненого на 10-15 метров вперёд, потом возвращались за следующим.

Однажды на поляну, куда они только что собрались выходить, «выкатилась» медведица с медвежатами. Все замерли. В ружье была только мелкая дробь, поэтому в случае нападения спастись было невозможно. Им повезло. Звери не учуяли их с подветренной стороны и двинулись в другую сторону. До реки добирались несколько часов. Здесь стало ясно, что двигаться так далее невозможно.

Крушение вертолёта
Крушение вертолёта

Сообща решили, что за помощью пойдёт Шепелев. Глядя на покалеченных товарищей, он чуть не заплакал. Да, он подстрелил для них несколько уток и тетеревов, но людям нужен был врач.

Решили, что он пойдёт по берегу речки. Так было дольше, но надёжнее в плане встречи с людьми и исключения возможности заблудиться. Через сутки, 22 мая Володя подошёл к реке Вогулке. Теперь следовало переплыть её и также постараться идти по течению до Сосьвы, где было больше шансов встретить людей.

Переправа удалась с огромным трудом. Поскольку вода была ледяной, левая рука из-за сломанных рёбер почти не слушалась, а правой он держал шлемофон с документами. При переправе старался как можно выше поднимать над собой ружьё. Действовать в ледяной воде приходилось только ногами. Он не имел права утонуть, поскольку в безлюдной местности его ждали пострадавшие при крушении товарищи!

Река Вогулка весной
Река Вогулка весной

Половину из восьми оставшихся патронов он израсходовал на двух рябчиков. Приготовив их на костре (зажигал огонь с помощью холостых патронов), положил в шлемофон и привязал на пояс. Решил – съест, когда будет совсем плохо. Это наступило через шесть дней – он очень мёрз, сильно кружилась голова и начались слуховые галлюцинации. Съел рябчика. Стало легче. Но почти сразу свалился в сон.

Проснулся от того, что его зовут по имени. Подскочил, схватил ружьё и пробежал немного назад. И тут пришло просветление – кричали филины. Обнаружил пропажу шлемофона, в котором оставались патроны и второй рябчик. Когда вернулся на старое место, рябчик исчез, патроны были рассыпаны, а шлемофон разорван. Рядом были медвежьи следы.

Постепенно бортмеханик обнаружил, что медведь идёт за ним. Сдавали нервы. Он высыпал дробь из одного патрона в тряпочку, завязал и зарядил снова. Чтобы дробь смогла бить, как пуля. В узком месте побережья устроил засаду. Ножа не было, поэтому в левую руку взял отвёртку. Ждал, пока не начали от напряжения трястись руки и слезиться глаза. Когда метрах в восьми показался медведь, Владимир взял ружьё наизготовку и шагнул навстречу. Ему повезло. Вероятно зверь уже встречался с силой оружия, поэтому развернулся и бросился бежать.

епелев за штурвалом вертолёта, 80-е годы
епелев за штурвалом вертолёта, 80-е годы

Шепелев выстрелил, но к счастью не попал. Будучи раненым, обозлённый медведь быстро покончил бы с полуживым охотником. Следующие полчаса он сидел, пытаясь прийти в себя. Казалось, ничто на свете не поднимет его на ноги. Но он вспомнил про друзей и снова двинулся вперёд. До жилья оставалось совсем немного. В это время он увидел самолёт, летящий в поисковом режиме. Собрав последние силы, он разжёг костёр, махал снизу, пытаясь привлечь внимание. Но искали-то пятерых! А здесь одиночный охотник расположился у костра.

Когда появился ещё один самолёт, Владимир решил решил поступить по-другому. Он написал грязью на близкой льдине бортовой номер вертолёта. Самолёт максимально снизился, согласно покачал крыльями. Ему сбросили мешок с провизией. С огромным трудом бортмеханик выловил его из воды. Всё размокло. Но полбуханки хлеба он всё-таки съел. Знал – позволить себе больше, рискованно после длительного голода.

Постепенно до него дошло – самолёт не может здесь сесть, но явно указывает направление, куда двигаться. Ему казалось, побежал за самолётом. На самом деле, едва передвигался. И вот наконец в полубреду почувствовал руки лётчиков. Он прошёл до них пешком 158 километров. Указал по карте координаты, где ждали спасения его товарищи. И только после этого забрался в самолёт. В результате всех потерпевших крушение спасли.

Ми-4. Транспортировка / Шепелев Владимир Григорьевич
Ми-4. Транспортировка / Шепелев Владимир Григорьевич

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

После восстановления сил Владимир Григорьевич Шепелев остался лётчиком на Ми-4, в аэропорту Александрово. Он перевозил на буровые оборудование и людей, вылетал по санитарным и другим заданиям. Так случилось, что за свою жизнь спас ещё многих людей. Оба его сына тоже стали пилотами.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.