Найти в Дзене

Ян Вермеер: Почему мир забыл его на 200 лет?

Оглавление

1672 год стал для Голландии временем тяжёлых испытаний. Французские войска вторглись на территорию Республики, англичане блокировали порты. Страну разрывают политические конфликты и экономический крах. И пока за окнами рушится Золотой век, в доме Яна Вермеера царит тревожная тишина.

34 серия

Долги и отчаяние

Художник, некогда любимец коллекционеров, вдруг оказывается без заказов. Его мастерскую заполняют не кисти и краски, а неоплаченные счета — от булочника, кредиторов, соседей. В доме — одиннадцать детей, жена, тёща и безысходность. С каждым днём долги росли, а слава, когда-то окружавшая его картины, медленно угасала.

Вермеер берёт кредиты под ещё ненаписанные картины. Закладывает последнее. В архивных документах сохранились свидетельства, что он задолжал 1000 гульденов — эта сумма равнялась цене 10 его полотен. Он даже закладывает платье своей жены, Катарины.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Ян Вермеер около 1657 год
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Ян Вермеер около 1657 год

Всё, что раньше наполняло его мир — свет, покой, гармония — начинает исчезать. И именно в этот мрачный период рождаются его самые странные, необычные, почти исповедальные картины.

«Аллегория католической веры»: разрыв с прошлым

Он пишет «Аллегорию католической веры» — полотно, разрывающее связь с его прошлым. Исчез уютный мир женщин у окна, где время текло медленно, как чай, заваренный на рассвете. Вместо него — театральная завеса, холодный мрамор пола и суровые символы мученичества.

В центре композиции — женщина в ослепительно белом одеянии, олицетворяющая саму Веру. Она смотрит вверх, прижимая руку к сердцу — символ преданности. На мраморном полу — поверженная змея, вечный символ побеждённого греха. На столе - три главных символа: Библия (вера), крест (жертва) и золотая чаша (благодать). А глобус под ногами и картина с распятием добавляют новый смысл: вера должна объять весь мир, напоминая о цене спасения.

«Аллегория католической веры» Ян Вермеер около 1670-1674 годов
«Аллегория католической веры» Ян Вермеер около 1670-1674 годов

Всё пространство кажется не комнатой, а сценой: резкие тени, театральный свет, шахматный пол — совсем не тот тихий, рассеянный свет, за который мы любим Вермеера. Некоторые считают картину «слишком буквальной», но именно эта необычность делает её важной для понимания глубинных течений его жизни и времени. Здесь Вермеер выходит за границы бытового. Будто отвечая на вызов эпохи, он провозглашает: искусство должно не просто воспевать красоту — оно обязано стать опорой, когда мир рушится.

Кто мог заказать такую работу? Столь откровенно католическое полотно в стране, где протестантизм давно стал нормой? Почему он вдруг берётся за такую аллегорию?

Историки до сих пор не знают наверняка, кто стоял за этим заказом. Возможно, это был католический покровитель из круга семьи его жены. Или влиятельный священник, стремящийся к визуальной проповеди. Может быть, сам художник хотел создать нечто личное, почти исповедальное. Имя этого последнего заказчика — как и многое в судьбе Вермеера — по-прежнему остаётся тайной.

Тайна смерти

В 1675 году Ян Вермеер умер в возрасте 43 лет, но причина его смерти остаётся загадкой. Некоторые предполагают, что художник мог умереть от инсульта, другие считают, что причиной могла стать чума, охватившая Делфт в то время. Однако наибольшее внимание привлекает версия, что его смерть могла быть связана с депрессией. Художник пережил тяжёлые финансовые проблемы, потерял всех своих покупателей и, возможно, не мог справиться с внутренним кризисом.

«Гитаристка» — одна из поздних работ Вермеера. Некоторые исследователи считают её недописанной. Нет точных данных, удалось ли художнику продать её до своей смерти, но после кончины она оказалась среди картин, переданных для погашения долгов.

«Гитаристка» Ян Вермеер 1672 год
«Гитаристка» Ян Вермеер 1672 год

Забвение и слава

Его похоронили скромно, без почестей, в той самой Новой церкви Делфта, где когда-то крестили. Безымянная могила затерялась в веках — сегодня никто не знает, где покоится великий художник. Он ушёл тихо, оставив вдову, одиннадцать детей и горы долгов. Его имя и наследие погрузились в забвение на два столетия.

После смерти Вермеера его картины разошлись по Европе. Вдова, отчаянно нуждаясь в деньгах, продавала их за бесценок. Так бесследно исчезла слава, которая когда-то окружала имя делфтского мастера. Лишь в 1866 году французский искусствовед Теофиль Торе-Бюрже написал статью о «забытом мастере из Делфта». Слава настигла Вермеера спустя века — слишком поздно для него, но вовремя для истории искусства.

Современные исследования

В XX и XXI веках Вермеером снова восхищаются. Его картины становятся объектом не только эстетического обожания, но и научного анализа. Его техника вызывает жаркие споры: как он добивался такой глубины цвета? Как использовал ультрамарин, свинцовые белила, оптические эффекты? Была ли у него камера-обскура? Помощник?

«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер около 1665 года
«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер около 1665 года

«Девушка с жемчужной серёжкой» — главная интрига. Сам «жемчуг» — это просто мазок краски, без бликов, объёма и формы. Оптическая иллюзия? Но именно это делает её живой. Она не копия мира — она другой способ его чувствовать.

О том, почему на картинах его жемчуг сияет даже без света — читайте в отдельной моей статье Жемчужная магия Яна Вермеера.

Шёпот сквозь века: чему Вермеер учит нас сегодня

«Молодая женщина с кувшином воды» Ян Вермеер 1662 год
«Молодая женщина с кувшином воды» Ян Вермеер 1662 год

Вермеер превращает тишину в откровение. В его работах простая женщина у окна становится дверью в вечность. Его картины — это не события. Это состояния. И, может быть, именно этого нам так не хватает сегодня — умения останавливаться. Смотреть. Замечать.

Если эти строки нашли в вас отклик — значит, мы понимаем друг друга. Значит, вы тоже слышите, как сквозь века звучит этот тихий диалог с вечностью. Значит, вы тоже умеете слушать шёпот сквозь века. И это бесценно.

📩 А если бы вам довелось оказаться перед одной картиной Вермеера — какую бы вы выбрали? Или, может быть, уже видели? Очень интересно услышать ваши впечатления в комментариях. Ведь искусство — это диалог. Между нами и холстом. Между прошлым и настоящим. Между тем, что изображено — и тем, что отзывается в душе.

До следующей серии...

33 серия Тихий Вермеер: как скромный голландец из Делфта покорил весь мир⬅️|➡️35 серия Тайный конфликт двух эпох: Как голландский реализм "развратила" французская легкомысленность