Найти в Дзене

"Я начальник, ты - дурак": как выйти из властных отношений на работе?

К психологам часто обращаются люди, которые находятся в поиске работы или страдают от деструктивных отношений на работе. Поиск работы нередко при этом сопровождается негативными установками и убеждениями - "никуда меня не возьмут", "да кому я нужен" и т.д. В случае деструктивных отношений на работе можно наблюдать похожую картину - человек ценит себя максимально низко и сам выстраивает с работодателем иерархические отношения, в которых он передаёт власть и ответственность своему руководству, а сам оказывается в подчинённой позиции. Почему так происходит и как с этим бороться? Вероятно, одной из причин такого положения дел является плачевная ситуация на рынке труда, которая выражается в том, что многие ценные с экзистенциальной точки зрения профессии не востребованы, другие - требуют связей для трудоустройства, а количество рабочих мест с хорошими условиями значительно меньше количества претендующих на них соискателей. Это ставит работодателей в более выгодное положение и подкрепляет их

К психологам часто обращаются люди, которые находятся в поиске работы или страдают от деструктивных отношений на работе. Поиск работы нередко при этом сопровождается негативными установками и убеждениями - "никуда меня не возьмут", "да кому я нужен" и т.д. В случае деструктивных отношений на работе можно наблюдать похожую картину - человек ценит себя максимально низко и сам выстраивает с работодателем иерархические отношения, в которых он передаёт власть и ответственность своему руководству, а сам оказывается в подчинённой позиции. Почему так происходит и как с этим бороться?

Вероятно, одной из причин такого положения дел является плачевная ситуация на рынке труда, которая выражается в том, что многие ценные с экзистенциальной точки зрения профессии не востребованы, другие - требуют связей для трудоустройства, а количество рабочих мест с хорошими условиями значительно меньше количества претендующих на них соискателей. Это ставит работодателей в более выгодное положение и подкрепляет их власть, и на эту реальность, увы, мы не можем влиять в рамках индивидуальной психотерапевтической работы.

Однако, помимо описанной выше объективной ситуации, реальность богата и на иные возможности - при желании каждый человек может получить дополнительное образование, повысить квалификацию, обзавестись полезными связями, сменить сферу деятельности или вовсе начать работать на себя. Но, когда человек видит лишь часть реальности рынка из-за своих негативных установок и низкой самооценки, он значительно ограничен в своей свободе. Именно эта часть реальности (восприятие человеком самого себя и открытость другим возможностям) податлива для изменений в психотерапии.

Но что же заставляет человека цепляться именно за негативную часть рынка и деструктивные установки в отношении работы? Возможно, ответ на этот вопрос лежит в плоскости детско-родительских отношений, но не в психоаналитическом, а в более глубинном структурном смысле. В книге "Психика власти: теории субъекции" Джудит Батлер описывает эту структуру властных отношений, которая неизбежно сопровождает формирование человеческого субъекта. Чтобы стать человеческим существом, нам необходимо руководство и влияние значимых взрослых, которые приобщают нас к социуму и культуре.

Процесс развития человека как личности подробно описан с начала формирования произвольности внимания и мышления в книге Л.С. Выготского "Мышление и речь". Изначально внимание ребёнка расплывчато и хаотично, и оно управляется стимулами внешней среды, а не им самим. Так, он может легко отвлечься на что-то яркое и громкое. Без направления взрослого он не способен сам организовать процесс своего обучения и развития. Взрослый выступает в качестве фигуры, которая впервые направляет внимание ребёнка с помощью "указующего перста". Соответственно, из-за онтологического разрыва между ребёнком и взрослым, а также необходимости для ребёнка периода формирования произвольности под руководством взрослого властные отношения между ребёнком и взрослым становятся неизбежным фактом реальности.

М. Фуко и Дж. Батлер анализировали влияние этой структуры властных отношений на личность человека. Будучи порождением внешней среды, властные отношения встраиваются в структуру самого субъекта, подобно тому, как изначально внешний "указующий перст" со временем превращается для ребёнка во внутренний, когда он научается управлять своим вниманием самостоятельно. Он делает это, пользуясь теми же механизмами и схемами, которые ранее предлагал ему взрослый. Аналогично и структура властных отношений, благодаря которой человек становится частью общества, превращается во внутреннюю и всегда продолжает влиять на нас изнутри. А это значит, что внутри нас, в нашей психике всегда есть властная фигура и "указующий перст", диктующий нам, что делать и как себя вести.

Пользуясь психоаналитической парадигмой, можно проанализировать ранние детско-родительские отношения клиента и снять лишние проекции родительских фигур с начальника и работодателя, однако невозможно полностью устранить проецируемую на них властную фигуру, которая является несущей структурой личности человека. Согласно М. Фуко и Дж. Батлер, такую структуру можно подвергать постоянному анализу и рефлексии на протяжении всей жизни человека, постепенно отвоевывая себе крупицы свободы, однако нельзя уничтожить её полностью и навсегда.

Соответственно, когда в психотерапии мы имеем дело с подобной структурой властных отношений, которая деструктивно влияет на жизнь клиента, мы можем предложить ему критически осмыслить её, подвергнуть сомнению и перенаправить в нужное ему русло. Например, вместо того, чтобы заискивать перед начальником или работодателем, он может постараться организовать свою деятельность так, чтобы найти подходящую ему работу или начать работать на себя, пользуясь той же самой внутренней структурой властных отношений для самоорганизации. Эту же структуру он может использовать и для того, чтобы изменить свой способ коммуникации с руководителями и работодателями в направлении выстраивания партнёрских отношений.

В своей работе с клиентами я всегда делаю акцент именно на партнёрстве, подчёркивая, что иерархия в отношениях "работодатель - соискатель" или "начальник - подчинённый" носит исключительно формальный, инструментальный и функциональный характер. Эта иерархия сложилась под влиянием разных социальных факторов - время начала работы человека, его возраст, профессиональные умения и навыки, везение и социальные связи, опыт работы, инициативность и т.д. Но какими бы ни были эти факторы, перед законом и как люди начальник и подчинённый равны. Они могут партнёрствовать в деловых вопросах и заинтересованы друг в друге, однако ни у одного из них нет прав вмешиваться в частную жизнь другого и претендовать на экзистенциальную власть над другим.

В каких-то вопросах, несомненно, начальник является более знающим и опытным, и подчинённый может учиться у него, доверять ему административные вопросы и следовать ему в направлении глобальных процессов, однако в личностных и экзистенциальных вопросах начальник не имеет права претендовать на управление частной жизнью своего подчинённого. Согласно действующему законодательству РФ, он не может оскорблять своего подчинённого, дискриминировать его, принуждать к неоплачиваемым переработкам или пользоваться незаконными рабочими схемами. Как подчинённый, так и соискатель является свободным человеком, который способен выбирать работодателя, сферу деятельности и условия труда по своему вкусу, отказываясь от тех вариантов, которые ему не подходят.

Любой человек свободен договариваться и партнёрствовать со своими работодателями и руководством. Подписывать лишь те контракты, на которые он действительно согласен, не соглашаться на те условия труда, которые деструктивно влияют на развитие его личности и рабочие процессы, выдвигать свои пожелания, условия и требования. Человеку, который привык подчиняться и считать властную структуру абсолютной и несомненной, данный подход может показаться абсурдным, однако применение такого подхода - это лишь вопрос установок и навыков. Опыт психологической практики показывает, что, как только человек начинает ценить себя, свои ресурсы и своё время, применяя партнёрский подход к отношениям с работодателями и руководством, эти отношения ощутимо меняются в лучшую сторону.

Развивая в себе критику к внутренней структуре властных отношений, вместо того, чтобы заискивать и бояться, человек начинает партнёрствовать с другими людьми на зрелом уровне, осознавая, насколько его потребности совпадают с потребностями других людей и находя допустимые для него компромиссы. Вместо того, чтобы отлынивать от работы, прятаться от лишнего внимания руководства, воспринимать критику и похвалу на свой счёт, он начинает здраво оценивать свои возможности, учится выражать и отстаивать свои интересы и в конечном итоге переходит от мазохистической позиции к отношениям взаимовыгодного сотрудничества с другими людьми. А это значит, что он всегда может рискнуть и попробовать договориться, но, если попытка не увенчалась успехом, сохраняя чувство собственной ценности и целостности, он идёт дальше - в поисках тех людей, подход к работе которых ему будет близок по духу.

Таким образом, несмотря на то, что в психотерапии мы не можем влиять на деструктивные культурные процессы напрямую, мы всегда можем делать это косвенно - через внутренние изменения обратившихся к нам людей. И чем больше будет количество таких людей, тем вероятнее, что под их влиянием сама культура начнёт постепенно меняться. Ведь чем больше вокруг людей, которые ценят себя и свой труд, тем меньше у работодателей и руководителей возможностей манипулировать такими людьми и превращать их труд в рабский. Наблюдая за состоянием современного рынка труда, можно отметить эти постепенные изменения, двигателем которых способен стать каждый человек при желании. Задачей психолога в этом глобальном процессе является оказание такому человеку всесторонней поддержки и помощи на пути борьбы за свою свободу и ценность.

(Автор - Иванова Т.А., ссылка - https://www.b17.ru/article/648207/?prt=247809 )