Найти в Дзене

Загадочные существа: символика животных в искусстве

Чтобы по-настоящему понять произведение искусства, важно искать скрытые символы и знаки, которые добавляют глубину и аллегорический смысл. Помимо цветов и растений, намёков на античные мифы и мотивов memento mori, художники часто используют животных. Звери, птицы и насекомые становятся своеобразными "ключами" к интерпретации — они помогают передать аллюзии на религиозные сюжеты или, наоборот, подчеркнуть обыденность сцены. Поговорим о животных, которых чаще всего изображали на картинах, и о смыслах, которые они несли. Собака в живописи символизирует верность. Часто её можно увидеть рядом с женщинами или супружескими парами — как знак привязанности и преданности. В «Портрете четы Арнольфини» Яна ван Эйка изображённая между супругами собачка усиливает посыл о супружеской верности. Конкретные породы тоже играют роль: изящные декоративные собачки указывают на принадлежность к высшему сословию, а охотничьи псы — на благородство, силу и мужественность. Уличные дворняги же ассоциируются с оди
Оглавление

Чтобы по-настоящему понять произведение искусства, важно искать скрытые символы и знаки, которые добавляют глубину и аллегорический смысл. Помимо цветов и растений, намёков на античные мифы и мотивов memento mori, художники часто используют животных. Звери, птицы и насекомые становятся своеобразными "ключами" к интерпретации — они помогают передать аллюзии на религиозные сюжеты или, наоборот, подчеркнуть обыденность сцены. Поговорим о животных, которых чаще всего изображали на картинах, и о смыслах, которые они несли.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Райский сад с грехопадением человека, ок. 1615. Маурицхёйс, Гаага
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Райский сад с грехопадением человека, ок. 1615. Маурицхёйс, Гаага

🐶 Собаки — верные спутники и социальный маркер

Собака в живописи символизирует верность. Часто её можно увидеть рядом с женщинами или супружескими парами — как знак привязанности и преданности. В «Портрете четы Арнольфини» Яна ван Эйка изображённая между супругами собачка усиливает посыл о супружеской верности.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434. Национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434. Национальная галерея, Лондон

Конкретные породы тоже играют роль: изящные декоративные собачки указывают на принадлежность к высшему сословию, а охотничьи псы — на благородство, силу и мужественность. Уличные дворняги же ассоциируются с одиночеством, бедностью и борьбой за выживание.

Гюстав Курбе. Автопортрет с чёрной собакой, 1842. Музей изящных искусств города Парижа
Гюстав Курбе. Автопортрет с чёрной собакой, 1842. Музей изящных искусств города Парижа

Символика собаки уходит корнями в античность — в «Одиссее» Гомера пёс Аргос первым узнаёт Одиссея после двадцатилетней разлуки. В философии «циник» (от греч. kynikos — «похожий на собаку») означал прямолинейность и пренебрежение условностями.

В истории искусства собака часто становится почти автопортретом: Уильям Хогарт с любовью писал мопса, внешне и по характеру похожего на него самого, а у Гейнсборо часто встречается белый шпиц.

Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом, 1745. Британская галерея Тейт, Лондон
Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом, 1745. Британская галерея Тейт, Лондон

🐱 Кошки — чувственность, непредсказуемость и магия

Если собаки символизируют преданность и надёжность, то кошки — их противоположность: они ассоциируются с чувственностью, страстью, коварством, а иногда — с предательством.

В раннем христианстве кошка нередко трактуется негативно — как спутница греха. В некоторых религиозных сценах её изображали рядом с Иудой. В жанровых сценах кошка могла намекать на распущенность героини или на угрозу её добродетели.

Однако кошки не всегда злые: их игривость и независимость нередко используются художниками для оживления домашнего интерьера, создания уюта и лёгкой динамики. Особенно популярны сцены, где кошки охотятся на рыб или играют с детьми.

Больше о символах кошек в искусстве читайте в этой статье.

Генриетта Роннер-Книп. Кошка за игрой, 1860-78. Рейксмузеум, Амстердам
Генриетта Роннер-Книп. Кошка за игрой, 1860-78. Рейксмузеум, Амстердам

🐓 Петухи и куры — от отречения до возрождения

Петух — сильный христианский символ. В Евангелии он возвещает отречение Петра от Христа, а с VI века становится эмблемой христианского бодрствования и покаяния. Именно по этой причине петухи часто красуются на шпилях церквей.

Куры и особенно яйца в искусстве символизируют плодородие, возрождение и начало новой жизни. Иногда куры появляются в жанровых сценках, подчеркивая крестьянский быт или заботливость матери.

Шарль Жак. Овчарня, 1857. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Шарль Жак. Овчарня, 1857. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

🐑 Овцы и ягнята — жертвенность и пасторальная идиллия

Ягнёнок в христианской иконографии символизирует Христа как «Агнца Божьего», невинного и принесённого в жертву. В мирской живописи ягнята часто появляются рядом с детьми — как олицетворение невинности и мягкости.

Пасторальные сцены с овцами в XVIII–XIX веках романтизируют сельскую жизнь и подчеркивают естественную гармонию. А вот бараны — более агрессивные животные — могут означать силу, упрямство и мужское начало.

Антон Мауве. Пастушка со стадом овец, 1870-88. Рейксмузеум, Амстердам
Антон Мауве. Пастушка со стадом овец, 1870-88. Рейксмузеум, Амстердам

🐐 Козлы — страсть, первобытность и дикая энергия

Козёл — сложный символ. В античной и христианской традиции он связан с похотью, дикостью, порой — с демоническими чертами (вспомним образ сатиров или самого дьявола с козлиными чертами).

Однако козы в сценах сельской жизни — это также символ природной энергии, самостоятельности, иногда — непокорности.

Ян Баптист Веникс. Козел, лежащий на земле, 1645-60. Рейксмузеум, Амстердам
Ян Баптист Веникс. Козел, лежащий на земле, 1645-60. Рейксмузеум, Амстердам

🐴 Лошади — сила, власть, стремительность

Лошади — символ мужественности, власти и благородства. В парадных портретах всадник на коне демонстрирует статус, напоминающий образ римских императоров.

Дикие или мчащиеся лошади — это уже аллегория страсти, свободы и жизненной силы. Рабочие лошади в сценах деревенского быта — наоборот, символ труда и выносливости.

Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису, 1616. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису, 1616. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

🫏 Ослы — смирение, терпение и религиозность

Ослы в христианской традиции символизируют терпение, скромность и путь страдания. Они появляются в сценах бегства в Египет, входа в Иерусалим, а также в пасторальных сценках как знак простоты и покорности.

Антонис ван Дейк. Вход Христа в Иерусалим, 1617. Художественный музей Индианаполиса
Антонис ван Дейк. Вход Христа в Иерусалим, 1617. Художественный музей Индианаполиса

🦚 Павлины — вечная жизнь и тщеславие

Павлин — символ красоты, роскоши, но и бессмертия. Эта связь с бессмертной жизнью обусловлена идеей о том, что тело павлина остается нетронутым после смерти без признаков разложения. Ежегодное обновление оперения у самцов делает павлина метафорой воскрешения.

В христианской символике павлин может появляться в сценах рая. Однако в светском искусстве он может означать и пустую гордыню, и показное богатство.

Питер Кастельс III/ Павлин, куры, голуби и другие птицы в пейзаже
Питер Кастельс III/ Павлин, куры, голуби и другие птицы в пейзаже

🐦 Щеглы — страдание, спасение и потери

Щегол — маленькая, но очень значимая птица в христианском искусстве. По легенде, он попытался снять терновый венец с головы Иисуса, и капля крови окрасила его головку в красный цвет. Поэтому его часто изображают рядом с младенцем Христом — как символ будущих страданий.

На светских портретах дети держат щегла на верёвочке: это может символизировать детскую невинность, приручённую душу или, наоборот, предчувствие утраты. В этом контексте особенно знаменит «Щегол» Карела Фабрициуса (1654) — крошечная, но трагическая картина, где птица, привязанная цепочкой, будто застывает между жизнью и смертью.

Карел Фабрициус. Щегол, 1654. Маурицхёйс, Гаага
Карел Фабрициус. Щегол, 1654. Маурицхёйс, Гаага

🦋 Бабочки — преображение и душа

Бабочка проходит путь трансформации: от гусеницы до куколки и далее — в прекрасное существо. Это делает её символом преображения, духовного роста, а в религиозном контексте — воскресения. В античности и христианстве бабочка часто ассоциируется с душой.

Амброзиус Босхарт Старший. Цветочный натюрморт, 1614. Центр Гетти, Лос-Анджелес
Амброзиус Босхарт Старший. Цветочный натюрморт, 1614. Центр Гетти, Лос-Анджелес

🐍 Змеи — двусмысленные создания

Змея — один из самых многозначных символов. В христианстве она — воплощение греха и искушения. Но в античной культуре — знак мудрости, исцеления и вечной жизни. Именно змеи украшают жезл Асклепия — символ медицины, актуальный и по сей день.

Отто Марсеус ван Скрик. Сорняки со змеей и бабочками, ок. 1665. Кунстхалле, Карлсруэ
Отто Марсеус ван Скрик. Сорняки со змеей и бабочками, ок. 1665. Кунстхалле, Карлсруэ

🐄 Коровы — изобилие, мягкость и сила

Коровы — символ плодородия, материнства и достатка. В пасторальной живописи они представляют сельскую идиллию и гармонию с природой. Полноватые, мощные коровы могли символизировать гордость крестьянина за своё хозяйство, как у Константина Коровина или Джорджа Стаббса.

Паулюс Поттер. Бык, 1647. Маурицхёйс, Гаага
Паулюс Поттер. Бык, 1647. Маурицхёйс, Гаага

Понравилась статья? Поддержите канал лайком, подпиской и донатом. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/