Кошки уже давно пленяют человеческое воображение, выйдя за рамки роли простых домашних животных и став мощными символами в искусстве. От древних цивилизаций до современного общества загадочное очарование кошек оставило неизгладимый след в нашем коллективном сознании, вдохновив на бесчисленные творческие и увлекательные произведения.
На протяжении всей истории художники вдохновлялись таинственностью и элегантностью кошек, изображая их в разных формах и с помощью разных материалов. В Древнем Египте кошки почитались как священные животные, связанные с богиней Бастет, их изображали в замысловатых иероглифах и роскошных произведениях искусства. Их изящные формы украшали ювелирные изделия, скульптуры и надгробные росписи, символизируя защиту, плодородие и божественную благодать.
Домашние кошки, по-видимому, были чрезвычайно редки среди древних греков и римлян. Греческий историк Геродот выразил удивление по поводу домашних кошек в Египте, потому что на родине он видел только диких кошек. Даже в более поздние времена ласки гораздо чаще содержались в качестве домашних животных, и ласки, а не кошки, считались идеальными истребителями грызунов.
Обычное древнегреческое слово для кошки было ailouros, что означает «существо с развевающимся хвостом», но это слово также могло быть применено к любому из «различных длиннохвостых плотоядных, содержащихся для ловли мышей».
Кошки редко упоминаются в древнегреческой литературе, но Аристотель в своей «Истории животных» замечает, что «самки кошек по природе своей похотливы». Плутарх связывал кошек с чистоплотностью, отмечая, что неестественные запахи могут свести их с ума. Плиний связывал их с похотью, а Эзоп — с коварством и хитростью.
Греки позже связали богиню Артемиду с египетской Бастет, переняв ассоциации Бастет с кошками и приписав их Артемиде. В «Метаморфозах» Овидия, когда боги бегут в Египет и принимают облик животных, богиня Диана (римский эквивалент Артемиды) превращается в кошку. Кошки в конечном итоге вытеснили хорьков и ласок в качестве предпочтительного средства борьбы с вредителями, потому что их было приятнее иметь в доме, и они были более активными охотниками на мышей.
В Средние века многие ассоциации Артемиды с кошками были перенесены на Деву Марию. Кошки часто изображаются на иконах Благовещения и Святого Семейства, а согласно итальянскому фольклору, в ту же ночь, когда Мария родила Иисуса, кошка в Вифлееме родила котенка.
Но в ту же эпоху образ кошки приобретает негативную символику. Животные стали олицетворять лень, похоть, обман и измену. Традиционным является убеждение о связи кошек с темными силами, магией и самим сатаной.
На картинах средневековых художников кот очень часто символизирует дьявола, а мышь – человеческую душу, которая постоянно подвергается опасностям.
В эпоху Возрождения изображение кошки означало вожделение и в некоторых случаях намекало на продажную любовь. Как и на голландских и фламандских натюрмортах 17 века. Здесь кошка может обозначать похоть, кровожадность и хитрость. Если кошка на картине цепляет когтями мясо, то это символизирует утрату бдительности. Причем, поскольку мясо ассоциируется с человеческой плотью, то картина приобретает дополнительный эротический оттенок, и утрата бдительности относится именно к плотским удовольствиям.
Еще один распространённый сюжет – кошка, опрокидывающая вазу с цветами. Разумеется, художники блестяще изображают роскошные букеты, состоящие из самых изысканных цветов и иногда колосьев. Но цветы в подобных сюжетах символизируют недолговечность и эфемерность человеческой жизни, а кошка – символ дьявола, поджидающего гибнущую душу, а иногда и подталкивающую ее к падению.
Иногда художники настолько трансформируют мордочку кошки, что она становится похожей на ухмыляющуюся дьявольскую физиономию.
В охотничьих натюрмортах кошка очень часто появляется с птичкой в зубах. Общий смысл образа кошки остается тем же: вороватость, хитрость и кровожадность, но добавляется и тема утраченной бдительности либо в общем (погубленная человеческая душа), либо в эротическом контексте. В подобных композициях иногда встречается и изображение собаки, по контрасту с кошкой, обозначающей верного стража.
Однако их хищная природа может также быть предметом юмористической жанровой сцены, показывающей опасную охоту или ныряние в аквариум, вызывая мимолетный момент хаоса в домашней обстановке, придавая картине ощущение движения. В такие моменты, как этот, кошки могут представлять собой возобладание животных инстинктов над рациональностью.
Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи. Она начинает изображается в окружении детей, как олицетворение игривости и баловства. А на портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность их хозяек.
С 19 века живописцы уже не придерживались традиционной символики, и животные служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей. Как правило, кошка была связана с нежностью, покоем и семейным уютом.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66