Музыка Петра Ильича Чайковского известна и любима во всем мире. Это самый популярный и исполняемый русский композитор. Действительно, музыка Чайковского поражает своей яркой мелодикой и во многом напоминает шедевры итальянской оперы. Эта похожесть не случайна. Брат композитора Модест вспоминал, как в годы учебы в Императорском юридическом училище (1850–59) и после его окончания на службе в Министерстве юстиции (1859–63) «единственным настоящим музыкальным наслаждением» Чайковского была Итальянская опера в Санкт-Петербурге. А однажды услышав пение итальянской оперной звезды Анжолины Бозио, выступавшей с огромным успехом с Северной Венеции, он долго не мог прийти в себя от душевного потрясения.
Страсть молодого Чайковского к итальянской опере поддерживал и неаполитанский учитель пения Луиджи Пиччоли, приехавший в 1840-х годах в Санкт-Петербург. Луиджи и стал первым наставником Петра.
Брат композитора Модест вспоминал, что преподавание Пиччоли своеобразно «сводилось к полному отказу от всякой музыки, кроме музыки Россини, Беллини, Доницетти и Верди, поскольку, кроме произведений великих мелодистов Италии, все остальное было недостойно названия музыки и даже не заслуживало внимания».
В 1856 году, когда после смерти мамы Петра семья переехала в дом Заблоцкого-Десятовского (8-я линия Васильевского острова, дом 39),16-летний Чайковский стал брать уроки музыки у Пиччоли. Происходило это в квартире № 27, с окнами во двор. Спустя 35 лет в интервью американскому журналисту русский гений сказал: "Он (Пиччоли) был первым человеком, обратившим внимание на мои музыкальные склонности, и оказал на меня огромное влияние". Так итальянская опера, ее звезды и итальянский учитель зажгли в юном музыканте-самоучке гений композитора.
И в дальнейшем Италия сыграла огромную роль в судьбе Чайковского. Так в 1877 году, пережив стресс от первых дней брака и чуть не покончив с собой, он при поддержке друзей уезжает именно в Италию, где, вскоре оправившись от душевного потрясения, смог завершить «Евгения Онегина». После этого Чайковский периодически, особенно на зимний период, снимал виллу Бончани. Как признавался композитор: «Италия исцелила его душу».
Проживая в 1879 году в Риме, Петр Ильич оказался свидетелем традиционного римского карнавала. Атмосфера праздника - «кипучее веселье римской толпы» - вдохновила композитора сочинить великолепную «Итальянскую фантазию».
«…Вчерне уже готова итальянская фантазия на народные темы, которой можно предсказать хорошую будущность, - сообщает Чайковский своей покровительнице Надежде фон Мекк. - Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах». В следующим, 1880 году, в украинском имении своей сестры Каменке музыка была завершена.
Однажды, прогуливаясь по улицам Флоренции, Петр Ильич увидел уличного мальчика-певца Витторио и, растроганный до слез его пением, задумал и сочинил «Детский альбом».
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу «Пиковая дама». Итальянская весна так вдохновила композитора, что «клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура». Такая феноменальная скорость сочинения превосходной музыки напоминала стремительное сочинение опер Россини! В тот период Чайковский проживал в усадьбе на виа Сан Леонардо, вилле Бончани и в отеле «Вашингтон» (наб. Веспуччи д.8). На стене виллы и сейчас можно увидеть памятную доску о жизни здесь русского гения.
Флоренция удивительным образом совершенно изменила изначальный сюжет повести А. С. Пушкина. Композитор перенес действо в эпоху Екатерины II, а партии героев наполнил сильными драматическими эмоциями, присущими скорее итальянской опере, чем сдержанному повествованию Пушкина. Некоторые исследователи находят в «Пиковой даме» мистику смерти и гротеск знаменитых итальянских карнавалов.
Кстати, в тот период Чайковский изучал оперу «Ричард львиное сердце» одного из ярких представителей итальянской оперы-буфф французского композитора Андре Гретри, и музыковеды находят некоторые пересечения музыкальных образов двух опер…
Премьера оперы «Пиковая дама» состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года, а через 3 года композитора не стало. Как известно, по дороге домой с близкими друзьями он зашел в ресторан Лейнера на Невском, где попросил стакан воды. В городе была эпидемия холеры.
Удивительно, что об опасности воды, только в Италии, предостерегала композитора задолго до этого Надежда фон Мекк.
Петр Ильич и его покровительница Надежда фон Мекк (которая также финансово поддерживала Н. Рубинштейна, К. Дебюсси, Г. Венявского) оставили после себя большую и интересную переписку, перечитывать которую – одно удовольствие. Предлагаем несколько фрагментов, касающихся Италии.
1877 год. Осень. Из писем Н. фон Мекк:
«Деньги-то достать можно, а свободу ведь ни за какие деньги не купишь. Вот и теперь мне бы очень хотелось остаться подольше в Италии… Как бы хорошо Вам было приехать в Италию, Петр Ильич. Что за рай этот Неаполь, каждый шаг за город восхитителен. Итальянцы верно охарактеризовали впечатление, какое он производит, сложивши поговорку: voir Naples et mourir [увидеть Неаполь и умереть.]. Действительно, увидевши его, остается только умереть, потому что лучше ничего нельзя увидеть.»
«В настоящую минуту я сижу у балкона своего Hotel'я, с которого очаровательный вид на Canal grande, в одну сторону обставленного дворцами в мавританском стиле, в другую соединяющегося с морем. Воды канала совсем голубые, солнце светит ярко, согревает упоительно. Боже мой, как хорошо!»
П.И. Чайковский: «Не скрою от Вас, что меня неотступно преследует желание поселиться на долгое время в Италии, и я решился недели через полторы переехать с братом прямо в Рим и, наконец, в Неаполь или Соренто…Мне хочется только дорогой остановиться на несколько дней в Риме, чтобы возобновить то подавляюще грандиозное впечатление, которое произвел на меня четыре года тому назад собор Петра и Колизей».
Н.фон Мекк: «Вы очень хорошо делаете, что переезжаете в Италию. Я рада за Вас…для Вашего душевного состояния, конечно, гораздо благоприятнее может быть ласковая природа Италии. В Риме: Trevi, Campidoglio, Forum Romano, Piazza Catena, Monte Pincio, - что за восхитительные места! A St. Pierre! Там дыхание захватывает от восторга и удивления! Из Рима поезжайте, Петр Ильич, в Неаполь, поселитесь в Hotel Grande Bretagne на Villa Nazionale (бывшая Villa Reale). Там перед окнами море, вдали Sorento, Castellamare, Capri... этот очаровательный Capri со своим Grotte d'azur, с своею безалаберною, но оригинальною tarantelle. Если Вы не были, Петр Ильич, то съездите, пожалуйста, в Posilippo. Это очень близко, но надо доехать до того места, где берег выступает, где лежит Nisida, карантин, а наверху les bagnes. Там так хорошо, что слезы подступают к горлу, сердце как будто перестает биться, и хочется умереть. О, как мне вс°гда хочется туда! Я много раз бывала в Риме и Неаполе и всегда даже вспоминать о них не могу без особенного биения сердца, без восторга».
П.И. Чайковский: «Сегодня в шесть часов утра мы приехали в Венецию. Хотя я всю ночь глаз не смыкал, хотя было еще темно и холодно, но своеобразная прелесть города очаровала меня. Мы остановились в Grand Hotel. Окна выходят на Grand Canal и перед глазами S-ta Maria delia Salute, изящное, грандиозное здание. Я только недоволен, что в этом отеле все оказалось дорого, тогда как меня уверяли, что, совершенно напротив, здесь и хорошо и дешево.
Целый день я бегал по Венеции и восхищался. Вообще я чувствую себя хорошо. Сегодня нужно будет выспаться, а завтра приняться за работу».
Н.фон Мекк: «Меня очень беспокоит, Петр Ильич, что Ваше здоровье так дурно, и мне кажется, что, предполагая пожить в Италии некоторое время, было бы хорошо обратиться к лучшему итальянскому доктору, которые хотя вообще очень плохи, но лучше других знакомы с местными условиями, но, конечно, употребить это как временную меру, а потом, Петр Ильич, посоветуйтесь в Вене с доктором внутренних болезней. Теперь самые лучшие доктора по всем отделам медицины находятся в Вене…Примите к сведению то, что мне известно от итальянских докторов, а именно, что вода, в Неаполе и в особенности в Соренто ужаснейшая; потому будьте, пожалуйста, осторожнее, Петр Ильич, с употреблением ее. Лучше всего не пить ее вовсе и заменить сельтерской водой…
Если же будете пить, то не иначе как с вином, и вообще пейте понемногу вино за завтраком и обедом. В Италии лучше всего пить Marsala. Потом не кушайте винограда, не смывши его водою, иначе он делает много вреда, как объяснял мне итальянский доктор. У меня так же, как и у Вас, антипатия к докторам, и я для себя почти никогда не зову их, но у меня большое семейство, поэтому мне по всей Европе приходилось иметь дело с ними. Берегите свое здоровье, дорогой мой Петр Ильич. Ваша жизнь столько хорошего доставляет другим».
П.И. Чайковский: «Венеция очаровательный город. С каждым днем я открываю в ней новые прелести…Вчера мы ходили смотреть церковь Frаri, в которой между прочими красотами мавзолей Кановы. Это чудо красоты.
Но что всего более мне нравится здесь, это тишина, отсутствие городской кутерьмы. Вечером, при лунном освещении, сидеть у открытого окна, смотреть на S-ta Maria delia Salute, которая как раз против наших окон, и налево в лагуну - просто очарованье! Очень весело также сидеть после обеда около кафе на площади св. Марка и глядеть на снующие толпы всякого народа... Даже узенькие, как коридоры, улицы мне нравятся, особенно вечером, при газовом освещений магазинов. Словом, Венеция мне пришлась по вкусу».
«Я полюбил очень Венецию…Я даже нанял себе очень милое помещение на Riva dei Schiavoni в Hotel Beau Rivage ... нашел совершенно подходящие две комнаты, правда, в четвертом этаже, но с прелестным видом на лагуны, остров S. Giorgio, Lido…
Знаете, что меня бесит в Венеции? – это, продавцы вечерних газет. Если гуляешь по площади св. Марка, то со всех сторон слышишь: “I1 Тempо”, “Il Tempo”, Signоri! La gazzetta di Venezia”! Vittoria di Turchi!” [Победа турок!”] Эта виттория di Turchi повторяется каждый вечер. Почему они не кричат о наших действительных победах, а стараются приманить покупателей вымышленными турецкими? Неужели и мирная, красивая Венеция, потерявшая некогда в борьбе с теми же турками свое могущество, дышит все-таки общею всем западным европейцам ненавистью к России?
Вчера я вышел из себя и пристал к одному из крикунов спросив его: “ma dоve la vittoriа?” [“но где победа?”] …Я плохо понял ответ его, но кричать “vittоriа” он перестал. …Сегодня, когда я проходил мимо крикуна, он учтиво поклонился и вместо “grande vittoria di Turchi” [“большая победа турок”.], которою оглашали воздух другие газетчики, крикнул мне вслед: “Grande combattimento a Plevna, vittoria dei Russi!” [“Большое сражение под Плевной, победа русских!”]
Когда же кончится, наконец, эта ужасная война? Война, в которой такие относительно ничтожные результаты добыты такой ужасной ценой! А между тем, драться нужно до тех пор, пока в лоск не будет положен враг. Эта война не может кончиться компромиссами и взаимными уступками. Тот или другой должен быть подавлен».
Сказано почти 150 лет назад, а как по-современному звучит..
Онлайн-школа итальянского языка "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!