Помните времена, когда родители боялись за своих детей из-за хулиганов в парках? В 2025 году вышел сериал, который заставил мам и пап всего мира вздрогнуть от жестокости «пай-мальчиков».
Сериал-событие
Мини-сериал «Переходный возраст» (Adolescence), вышедший в 2025 году, стал настоящим событием в мире телевидения. Созданный Джеком Торном и Стивеном Грэмом, который также исполнил одну из ключевых ролей, проект представляет собой мощную драму о подростковой агрессии, семейных отношениях и влиянии социальных сетей.
Сериал состоит из четырёх эпизодов, каждый из которых снят в формате одного непрерывного плана. Никаких монтажных склеек, никаких пауз. Такое наблюдение за происходящим в режиме реального времени добавило телепроизведению уникальности и глубины.
О чём это, вообще?
Представьте: ваш тринадцатилетний сын арестован за убийство одноклассницы. Звучит как начало очередного судебной драмы? А вот и нет! «Переходный возраст» гораздо сложнее.
История разворачивается вокруг Джейми Миллера, которого арестовывают по обвинению в убийстве ровесницы. На этой основе сериал поднимает важные темы: влияние социальных сетей на подростков, давление со стороны сверстников, а также вопросы родительской ответственности. Это не просто криминальная история — это глубокое исследование современных социальных проблем.
Особенно стоит отметить, как авторы сериала балансируют между личной трагедией семьи Миллеров и более широкими социальными вопросами. Например, второй эпизод акцентирует внимание на онлайн-сообществах и их влиянии на подростков, что делает сериал актуальным для современного зрителя.
«Одноплановая» камера-наблюдатель
Каждая серия снята одним планом — технический приём, исполненный в данном случае так, что вызывает восхищение. Несмотря на споры о возможных скрытых монтажных склейках, визуальная целостность сериала впечатляет. Однако главное достоинство этого приёма не в его эффектности, а в том, как он усиливает эмоциональное погружение зрителя. Камера словно становится невидимым наблюдателем, позволяя почувствовать себя частью происходящего.
Этот подход напоминает эксперименты Альфреда Хичкока с фильмом «Верёвка», но «Переходный возраст» идёт дальше благодаря современным технологиям и мастерству режиссёра Фила Барантини. Впрочем, во время просмотра зритель быстро перестаёт замечать операторские тонкости — настолько захватывает сюжет.
Чудо-ребёнок пришёл на смену ДиКаприо
Одним из главных открытий сериала стал юный Оуэн Купер. Его игра поражает зрелостью и эмоциональной глубиной. В сценах с резкими эмоциональными переходами — от робкого подростка до взрывного агрессора — он демонстрирует невероятный диапазон актёрских возможностей. Особенно впечатляет его способность удерживать внимание зрителя даже в самых сложных сценах без монтажных склеек.
Такого от детей зритель не видел, пожалуй, со времён незабываемой драмы «Что гложет Гилберта Грейпа», с которой началась слава Леонардо Ди Каприо (а вовсе не с «Титаника», как думают многие).
Стивен Грэм также заслуживает похвалы за свою роль отца Джейми. Его персонаж — это воплощение родительской боли и попытки понять своего ребёнка. Дуэт Грэма с Купером создаёт одну из самых сильных драматических линий сериала.
Немного ложки дёгтя
Если попытаться искать минусы в этом почти идеальном сериале, то таковым придётся назвать финал «Переходного возраста». Авторы несколько раз повторяют одну и ту же тему: родители задаются вопросом, как они могли воспитать такого ребёнка. Произнесённый один раз, вопрос этот выглядит уместным и закономерным. Но когда похожие сцены повторяются снова и снова, возникает ощущения однообразия.
Вместо того чтобы оставить зрителя с мощным катарсисом, сериал заканчивается на слегка «заезженной пластинке».
И да, про расизм
После выхода сериала разгорелись споры о том, что авторы якобы намеренно изменили расовую принадлежность главного героя по сравнению с реальной историей (если бы она существовала). Однако выяснилось, что сериал не основан на конкретном случае, а лишь вдохновлён несколькими похожими событиями.
Эти обвинения выглядят как попытка приверженцев расовых теорий манипулировать общественным мнением. К сожалению, многие «повелись», начав возмущаться, что телевизионщики буквально обелили чернокожего убийцу.
Что в остатке?
«Переходный возраст» – это тот редкий случай, когда техническая смелость авторов состыковалась с социально-важной историей. Несмотря на небольшие недостатки финала, сериал оставляет сильное впечатление благодаря своей драматургии, актёрским работам и актуальным темам.
К просмотру обязательно, особенно тем зрителям, у которых есть дети-подростки. Только и нужно быть готовыми к бессонным ночам из-за переживаний о том, не находятся ли их отпрыски на грани срыва.