"Пиранези был последним явлением художественного гения Рима. Он появился как раз в ту минуту, когда на земле Рима прекратилось многовековое сотрудничество искусства и природы" (П. Муратов)
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) занимает особое место в европейской культуре ХVIII века, противопоставляя себя фривольной легкости рококо, он стремился создать несуществующие стороны истории, оживляя их в картинах, подсказанных ему сознанием современного человека. По "мотивам Пиранези" создавались гравюры и театральные декорации, возводились дворцы и строились мосты, сочинялись литературные произведения. На альбомах офортов Пиранези вырастили не один десяток прекрасных архитекторов, его работы хранятся в самых известных музеях и галереях мира, а его философия продолжает оказывать на нас влияние и сегодня.
Сама личность Пиранези обладает мощнейшей харизмой, против которой мало кто способен устоять. Российская императрица Екатерина II (1762-1796) признавалась, что без ума от "архитектурных трактатов" Пиранези. Работавшие при ее дворе архитекторы многое заимствовали у Пиранези, что во многом сказалось на облике многих архитектурных строений Петербурга.
Почему Пиранези, с юности мечтавший посвятить себя архитектуре, становится лучшим рисовальщиком XVIII в.? И почему современники называли его "бумажным архитектором"? Попробуем разобраться в этой статье.
Мини-словарик:
1. Гравюра — вид графического искусства, изображение, полученное печатным способом с резной поверхности.
2. Офорт — разновидность гравюры, где изображение создаётся на металлической пластине с помощью кислоты.
3. Эстапм — художественный оттиск с гравировальной доски; форма воспроизведения рисунков.
Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.
От фантастических офортов — до античных развалин
Джованни Баттиста Пиранези родился 4 октября 1720 года в Италии, в местечке Мольяно-Венето (близ города Тревизо). В характере Пиранези было много черт авантюриста. Жизнь его протекала неровным и стремительным темпом. С ранней юности Пиранези рисовал и готовился стать архитектором и гравером. Начальное образование Пиранези получил в Венеции, учась у разных архитекторов и театральных декораторов. Его мечта уехать в Рим исполнилась уже в восемнадцать лет. В 1740 году Пиранези начал работать в Риме в качестве рисовальщика при венецианском посольстве. Занимаясь гравюрой в различных специализированных мастерских и имея доступ к знаменитой коллекции эстампов кардинала Корсини (1335-1405), он узнал технику офорта, которая в последствии стала его основной техникой.
Архитектура всегда оставалась для него вторичной, в ней он стремился на практике реализовать те принципы, которые вырабатывал в гравюре. По некоторым источникам, вернувшись в Венецию, Пиранези занимался в мастерской Тьеполо (1696-1770). Искусство великого венецианца, а позже произведения Марко Риччи (1676-1730) и Каналетто (1697-1768) стали для него определяющими. Благодаря им он открыл в себе страсть к фантастическому, ставшую одной из главных черт его творчества. История того, как молодой Пиранези завоевывал себе в Риме имя художника и возможность существовать, должна содержать страницы неисчерпаемой энергии. Твердые намерения и вера в свое призвание помогали ему побороть все препятствия. Ему приходилось голодать по целым месяцам, и часто судьба знакомила его с образом римских нищих, которых он впоследствии изображал среди римских руин.
Большие неудобства причиняли ему его вспыльчивость, неуживчивость и неукротимый нрав. О видениях, посещавших молодость Пиранези, и о той лихорадке, какой было охвачено его воображение, свидетельствует выпущенная им тогда серия фантастических офортов. В Венеции в 1744 году Пиранези выработал идеи своих серий "Каприччи" и "Тюрьмы".
Это странные и кошмарные видения тюрем, переполненных орудиями пытки. Тюрьмы его ведений открывают сквозь затейливую путаницу лестниц, переходов и неведомых машин превосходно распределенные пространства и безграничные перспективы. Пиранези никогда не приходилось что-либо строить. Но не лестницы-громады и не эти поражающие воображение фантазии составили славу Пиранези. В 1745 году Пиранези обратился к жанру ведуты, создав 27 небольших гравюр, которые издатель Амидеи опубликовал в сборнике видов Рима.
Известность пришла к Пиранези после того, как он стал издавать свои виды римских развалин. Такие виды и изображения художественных античных предметов — занимают значительное место в серии работ на тему античного наследия (1500 листов). Это количество свидетельствует о титанической энергии Пиранези. Каждый его лист несет в себе печать неутомимого и страстного увлечения. Руины Рима никогда не переставали вызывать в нем подъем духа и воображения. Он любил бродить среди них при луне, стремясь найти их истинное выражение в контрастах света и тени. Зная только два цвета — черный и белый, Пиранези умел быть замечательным колористом. Замечательные оттиски его офортов отличаются ни с чем не сравнимой глубиной и бархатистостью черного тона.
Рим, увековеченный в гравюрах Пиранези
Руины античного Рима как бы были застигнуты Пиранези в момент их естественного и нетронутого великолепия, накануне вторжения в их покой ученых, исследователей, охранительных мероприятий и начала большой моды на античные развалины. Гравюры Пиранези и его опыт пребывания в античности сыграли определенную роль для научной археологии. Но художнику были не свойственны созерцательность и душевное умиротворение. Любовь к преувеличению и крайностям, драматизм таланта на уровне нервозности и импульсивность делали его натуру непредсказуемой в искусстве самовыражения.
В классическом мире его не столько привлекало величие создания, сколько величие разрушения. Его воображение было поражено не столько делами рук человеческих, как прикосновением к ним руки времени; в зрелище Рима он видел только трагическую сторону вещей, и может быть поэтому его Рим вышел даже более грандиозным, чем он был когда-либо на самом деле.
Работая среди развалин Рима, Пиранези не думал о тех любителях античности, которые станут потом украшать его римскими видами комнаты и интерьеры своих богатых домов. Он жил в своем, странном мире заросших кустарником старых стен, разбитых плит, громоздящихся друг на друга барельефов. Пиранези стремился восстановить прошлое, изображая на бумаге не только виды античных памятников, открытых при раскопках, эти монументальные руины, на фоне которых разворачиваются сценки из современной жизни ,— он создавал и их реконструкции.
Его рисунки, выполненные чаще всего пером, акварелью или сангиной, представляют собой виды или наброски деталей и персонажей и предназначались, как правило, для гравюр. Проявляя на бумаге живость или даже нервозность, передавая контрастную игру света, противопоставляя мелкие штрихи полностью закрашенным зонам, Пиранези в равной степени замечательно и удивительно точно, а часто и виртуозно, воссоздает и целый пейзаж, и жест маленькой фигурки.
Вместо заключения
Последние дни застали Пиранези в то время, когда он работал над изображением развалин. Символично. Зная, как никто другой римские руины, он менее всего стремился к буквальной правде изображений. Прежде всего он передавал впечатления грандиозного с той силой, с какой чувствовал их сам, то есть в несколько раз сильнее, чем их чувствует обычный человек. Триумфальные арки, храмы и римские мосты были поняты им не как создания людей, а как дела великих героев. Для Пиранези, отлично знавшего место, общий вид и детали каждой римской руины, было недостаточно только спокойного и подробного изучения. Его воображение любило соединять все формы и живописные черты развалин в одном видении.
"Легионы разбитых статуй, тучи обелисков, ваз, урн, саркофагов, алтарей, барельефов герм, капителей и масок усеивают дороги. Увитые плющом деревья раскидывают среди них свои ветви. Маленькие фигурки на античной мостовой кажутся рядом с ними пигмеями. Перед этими горами мраморных изваяний и архитектурных форм чувствуешь себя раздавленным ...Судьба заставила искусство сказать последнее слово в Риме гравюрами Пиранези.
Содержанием этого последнего из процветавших в Риме великих искусств был пафос разрушения" (П. Муратов). Крупнейшие собрания рисунков и гравюр Пиранези находятся в музеях Гамбурга, Копенгагена, Берлина, Флоренции, Лондона (Британский музей и музей сэра Джона Соуна) и Парижа (Лувр и Школа изящных искусств). Преклоняясь перед талантом Пиранези — замечательного рисовальщика и гравера, нельзя не вспомнить суждение современников, иронично называвших Пиранези "бумажным архитектором". Но это нисколько не умоляет его вклада в мировое искусство!
Дополнительные материалы:
1. Геташвили Н. В. Атлас мировой живописи (2014)
2. Лаклотт Мишель, Кюзен Жан-Пьер. Энциклопедический словарь Живописи (1997)
3. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
4. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).
Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видеоролики об искусстве.
Будем рады, если вы останетесь с нами! ❤️