Почему Nike — это японские кроссовки?
Сколько стоил знаменитый логотип компании и как рифлёная подошва кроссовок связана с вафельницей?
Всем привет! Сегодня поговорим о книге «Продавец обуви» от основателя компании Nike — Фила Найта. Nike — крупнейшая в мире и одна из самых популярных фирм по производству спортивной одежды и обуви.
Сегодня я хочу рассказать вам о том, как всего за 50 лет мечта одного простого парня, которому не хватало денег на кроссовки adidas, превратилась в гигантскую корпорацию.
В 1962 году молодой и целеустремлённый парень Фил Найт только что закончил Стэнфорд, где он был членом университетской команды бегунов. Фил наблюдал, как на американском рынке происходили метаморфозы: дорогие немецкие фотокамеры вытеснялись более доступной японской техникой. Он подумал — а нельзя ли сделать то же самое со спортивной обувью? Заменить Puma и adidas на что-то азиатское.
Парадокс в том, что Фил ни разу не держал в руках японские кроссовки, но видел их на ногах американских солдат, вернувшихся после оккупации Японии во время Второй мировой войны. И вот Фил отправляется в Японию на поиски поставщика. В городе Кобе он наткнулся на магазин, где продавались кроссовки Onitsuka Tiger — на тот момент они показались ему удивительно качественными.
Фил представился представителем несуществующей американской компании и договорился о встрече с Onitsuka. Он предложил японцам стать их эксклюзивным дистрибьютором в США. И, как ни странно, они согласились — несмотря на то, что у Фила не было ничего, кроме уверенности в себе и одержимости своей идеей.
Вернувшись в США, он регистрирует компанию, занимает немного денег у отца и заказывает первую партию из 12 пар кроссовок. Когда они наконец пришли, Фил начал продажи — не через магазины, а буквально "в полях": парковал машину рядом со стадионами и беговыми дорожками и продавал кроссовки из багажника. Партия разошлась на ура.
Но как масштабировать бизнес дальше — Фил не знал. Тогда он обратился к своему бывшему тренеру из университета — Биллу Бауэрману, одному из самых известных тренеров США, подготовившему нескольких олимпийских чемпионов. Бауэрману кроссовки Tiger понравились, и он с радостью согласился стать партнёром.
Так, в 1964 году Фил и Билл основывают компанию Blue Ribbon Sports. Они скидываются по $500 и покупают 300 пар кроссовок по $3,33 за штуку. Первая партия была полностью распродана за несколько месяцев, благодаря спортивным связям Бауэрмана. За первый год компания заработала $8000 и уже начала нанимать сотрудников.
В 1965 году доход вырос до $20 000, и партнёры открыли свой магазин в Санта-Монике. Бауэрман не только помогал продавать продукцию, но и активно внедрял инновации. Он вставлял в подошвы специальные подушечки, делая обувь мягче и легче. Он понимал, чего хотят спортсмены, и постоянно отправлял японцам предложения по улучшению продукции.
Один из самых удачных продуктов — серия кроссовок Cortez, которая стала хитом Олимпиады 1968 года в Мехико. Спортсмены носили их на Олимпиаде, и это обеспечило компании невероятный успех.
Несмотря на растущую выручку, вся прибыль уходила на закупку новых партий обуви. Фил не выводил зарплату, много лет работал бухгалтером, а Nike была делом его жизни. Компания была в долгах, Фил обошёл все местные банки. Когда он пришёл за кредитом на миллион долларов, банкиры смотрели на него с недоверием — но всё же кредит дали.
Благодаря успеху на Олимпиаде 1968 года, уже в 1969-м компания продала обуви на $300 000. Однако спрос стал превышать предложение, а японцы отказывались наращивать производство. Понимая, что бизнес стал чем-то большим, Фил и Билл решили запустить собственное производство. К счастью, дизайн Cortez принадлежал именно Бауэрману, а не японцам.
В 1971 году Blue Ribbon Sports занялась серьёзным брендингом. Один из сотрудников предложил назвать компанию в честь греческой богини победы — Ники (Nike на английском). Понадобился логотип, и Фил обратился к знакомой студентке Кэролин Дэвидсон. Она долго ничего не могла придумать, а потом психанула и нарисовала на бумаге галочку, которая и стала знаменитой.
Говорят, что эта галочка символизирует крыло богини Ники. Логотип обошёлся всего в $35, но позже Фил отблагодарил Кэролин: подарил золотое кольцо с логотипом Nike и пакет акций компании.
После разрыва с Onitsuka, Nike заключала контракты с субподрядчиками — это улучшило структуру бизнеса и позволило «крыльям победы» расправиться. В 80-е годы Nike начала стремительный рост, став крупнейшей компанией в США в 1989 году.
Вы знаете слоган Just Do It — «Просто сделай это». Он стал не только частью рекламы, но и жизненным девизом для многих. Контракты с известными спортсменами, особенно с Майклом Джорданом, сыграли огромную роль.
Специально для него были созданы яркие кроссовки Air Jordan, которые нарушали правила — за каждый выход на площадку Джордан платил штраф в $1000, но продолжал носить их, повышая популярность бренда.
В 90-е Nike была звездой бизнеса. Однако позже компанию бойкотировали за сотрудничество с азиатскими фабриками, где использовался низкооплачиваемый и детский труд: 20 центов в час, 80 часов в неделю.
Nike пришлось меняться: повысили зарплаты, запретили детский труд до 16 лет. К 2016 году зарплата выросла до 90 центов, рабочая неделя сократилась до 48 часов. Во Вьетнаме на Nike работают 400 000 человек, из них 80% — женщины.
Если бы вы купили акции Nike в 80-х, вы бы сейчас были очень довольны — рост фантастический. В 2019 году акции Nike обогнали индекс Доу-Джонса, выросли на 25%, а аналитики предсказывали рост выручки.
Несмотря на торговые войны с Китаем, только 10% продукции производится там, и цепочка поставок Nike хорошо диверсифицирована.
Больше узнать о компании можно в книге Фила Найта «Продавец обуви». Это отличная, увлекательная и вдохновляющая книга о том, как из ничего создать компанию-легенду. Фил Найт достаточно редко дает интервью, тем интересней узнать историю компании от первого лица.
Желаю всем уверенности в себе и веры в свою мечту, не боятся делать, что то великое не имея, возможно, ничего в настоящий момент. До встречи в следующих выпусках.
Фил Найт - Продавец обуви: