Найти в Дзене

🔥ДИАГНОЗЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Буду краток (це).

Витиевато и заковыристо вам и в ВУЗе расскажут. И в учебник пошлют. И надменным глубокоуничижительным взглядом наградят. Вы ведь для того и на лекции приходите, чтобы учебник читать. Или слушать тот же учебник, но в устной интерпретации.

Я не буду тут писать о тех каракулях, которые в заключениях ПМПК и в карте из поликлиники. Там сломит голову любой парнокопытный из преисподней. И к тому же формулировки меняются, как кавалеры ветреной мадемуазелле. Это бюрократия. А я о деле.

Я напишу основное #что_есть_что. Суть.

Итак, в первую очередь, есть два различных угла зрения на людей с речевыми проблемами (официально они называются логопаты, но меня воротит от этого слова, поэтому – логопята). Если на логопёнка смотрит врач (невролог) – то смотреть туды (1), а если педагог (логопед) – то сюды (2). Но знать надо и там, и сям для общего и частного развития.

(1) Медицинская классификация. Здесь логопятовы проблемы называются медицинским опять же словом «диагноз». И отражают они причину, по которой возникли, а также вообще то, что из себя представляют, в чём проявляются. В мозге ли порылась собака или же в нервах, снабжающих мышцы рта; прикус ли у ребёнка неправильный либо вовсе расщелина присутствует нёбная и губная. Иными словами – если нарушенная анатомия (то есть строение той части организма, которая нужна для речи) и физиология (работа той самой анатомии), привели к речевым проблемам – то получайте на выходе диагноз.

А конкретнее:

Нарушения устной речи (той, которая ртом и вслух):

📌Дислалия – с нервами порядок, проблема локализуется чисто во рту.

📌Дизартрия – причина в нервах, которые около рта или глубже к мозгу. Страшное слово «иннервация» загуглите, оно не сложное, будете манипулировать при удобном случае). У логопёнка как результат – нарушения тонуса и беда с движениями (минимум - рта, максимум - всего тела). Моторика страдает то бишь. Артикуляционная, мелкая и/или общая.

📌Алалия – проблема в мозге, но проявляется не в движениях, а в невозможности соединить все компоненты речи (смысловой, моторный, слуховой, ритмический) воедино и как следствие - отсутствие речи или грубые её нарушения.

📌Афазия – примерно та же алалия, но приобретенная позже. Но главное – опять же пострадал мозг (вследствие инсульта, черепно-мозговых травм и пр.).

📌Заикание – нарушение темпа и ритма речи, а именно запинки, спазмы в момент речи. Плюс страх и опять запинки. Локализация – снова мозг.

📌Ринолалия – «рино» – значит, нос. Лишний или недостаточный воздух в носовую полость во время речи (по различным причинам, будь то расщелина, искривленная перегородка либо аденоиды).

📌Брадилалия и тахилалия – неконтролируемо очень быстрый или очень медленный темп речи.

Нарушения письменной речи (той, которая буквами).

Дислексия – не могу как следует читать.

Дисграфия – не могу как следует писать.

Дизорфография – писать-то могу, но все почему-то хотят меня убить «слАвОрём».

В большей или меньшей степени выраженности.

(2) Педагогическая классификация. Тут причина, по которой возникла необходимость разделить логопят на какие-то группы – собственно, в том, чтобы в садики и школы в соответствии с этими группами направить и разные методы работы к этим группам применить. То есть отталкиваемся от педагога, что именно ему нужно делать и над чем работать с данным конкретным лицом или группой лиц. И вместо диагноза уже – не совсем медицинское слово «заключение».

📌ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – страдает ТОЛЬКО звукопроизношение.

📌ОНР (разных уровней) – помимо звуковки, нарушены и остальные компоненты речи (лексика, грамматика, связная речь). Очень или не очень. Начиная с отсутствия речи вообще и заканчивая периодическими ошибками в окончаниях или путаницами в предлогах.

Это основное и самое важное, что нужно понять. Запутанная терминология в заключениях – это от лукавого, я даже не хочу туда соваться. Я честно не понимаю, почему эти формулировки ПМПК отличаются от диагнозов. Почему их не устроит написать просто «дислалия». Им многобукаф подавай и чтоб никто не понял.

В госучреждениях так, и я туда больше ни ногой. Из-за этой самой бюрократии в том числе. Коронованные и канонизировавшие сами себя логопеды-на-диване могут открыть огонь тапками за неправильно сформулированное заключение. Поэтому, дорогие будущие или начинающие логопеды, приготовьтесь к обороне и в случае работы в детском саду с этими самыми формулировками – ищите добрых коллег (они существуют!), которые дадут вам список, что устроих тех, кто будет эти заключения читать. Проверяющие на детей смотреть не будут, они будут читать буквы.

В частной же практике не нужны заключения, там нужен результат, а именно нормально говорящий ребёнок/взрослый. В частной практике я ни одной речевой карты не заполнила. Потому что это НИКОМУ не надо.

Если вы с бумагами не работаете и заключения не пишете – то и не заморачивайтесь, вышенаписанного достаточно, чтобы в целом понимать, что к чему. И чем дизартрик принципиально отличается от дислалика. И если вы работаете частно – то смело можете предлагать компресс из скотча на оральную зону тем дамам, которые будут поливать вас фекалиями за то, что вы не умеете формулировать заключение в соответствии с требованиями комиссии.

Незнание ФОРМУЛИРОВОК для ПМПК не делает вас плохим логопедом. Вот НЕПОНИМАНИЕ диагноза – да. Поэтому – понимайте. Вам с этим логопёнком работать. Диагноз – это не просто абстрактное слово, от него вы отталкиваетесь, выбирая путь, направление работы. Это конкретный маленький человек и ваши будущие действия с ним.

Ну и чтобы было совсем понятно...😜

🎈Алалия.

Если в 3-4 года

Ваш малыш не говорит,

Изъясняется мычаньем,

"Мама", "папа", "ам", "ка-ка".

Вот и весь запас словарный,

Ну плюс-минус пару слов.

Да и то с натяжкой можно

Назвать словом те слова.

"Ж-ж-ж" - "машина", "му" - "корова",

"У-у-у" плюс жесты - "самолет".

И при этом слух в порядке,

С интеллектом нет проблем,

Тонус в норме, зубы тоже,

И движенья все "на 5".

Значит он у вас алалик,

Все серьезно у него.

Точно скажет лишь невролог,

Психиатр и логопед.

А ребенок все же позже,

Может, сам заговорит,

Но все слоги вперемешку,

Падежи - вообще кошмар!

"Серый мышка", "мама ехал",

"Я вчера пойду кино" -

Эти все аграмматизмы

Вам придется исправлять.

Потому тянуть не надо,

Все само не "рассосется",

И бороться с алалией

Надо, время не тянуть.

🎈Дислалия.

Чо такое дислалия?

Если мальчику 6 лет,

И отдельных звуков речи

Не хватает у него

Из-за прикуса, уздечки

Или просто от незнанья,

Как и где для звука надо

Языком пошевелить.

"Коска", "лыба", "гггуль", "масына",

"Тутууза" и "вапата" -

Вот такие слов примеры;

В целом - чисто, "каши" нет.

Неврология в порядке,

Нет для паники причины.

Вам лишь надо, чтоб исправить,

Показать и объяснить.

Но затягивать не стоит,

Лучше научить до школы,

Чтоб потом не шепелявил

И картавым не ходил.

🎈Дизартрия

Если говорит ребенок

"Тарабарским" языком,

Речь нечеткая, как "каша",

Непонятно ничего;

Слоги перепутал в слове,

Окончанья проглотил,

Не совсем, как надо, слышит

Звуки речи, что вокруг;

И простых артикуляций

Он не может повторить;

Гипертонус или вялый,

Непослушный язычок.

В неврологии причина,

Или попросту движеньях,

Над которыми работать

Надо пристальнее вам.

А диагноз дизартрия

Должен доктор написать.

#or_love_you