Найти в Дзене
NEXUS info

Подростки, мизогиния, насилие. Почему все говорят о сериале «Переходный возраст»

Актерская игра Оуэна Купера вызвала восторг у критиков
Актерская игра Оуэна Купера вызвала восторг у критиков

Новый хит Netflix — британский мини-сериал «Переходный возраст», каждая серия которого снята одним дублем. Он уже получил восторженные отзывы критиков и собрал у экранов более 24 млн зрителей. Би-би-си рассказывает, как «Переходный возраст» вызвал общественную дискуссию в Британии и почему у него есть все шансы стать главным сериалом года.

Ажиотаж, вызванный в мире четырехчасовым минисериалом, можно сравнить разве что с прошлым хитом Netflix — шоу «Олененок».

«Вау. Просто вау. Я мог бы напечатать слово „вау" еще примерно 700 раз, сопроводив его словами „Не пропустите ‚Переходный возраст' на Netflix" и закончить на этом», — так начинается рецензия на сериал в почтенной британской газете Times.

Не менее восторженными были и критики других изданий. Люси Мэнган из Guardian назвала сериал «самым близким к совершенству» на телевидении за последние десятилетия, а Алан Сепинволл из Rolling Stone написал, что это «одна из лучших вещей — и ранний претендент на звание лучшей, — которую вы увидите на экранах в этом году».

«Переходный возраст» описывает события после убийства британской школьницы. Ранним утром в дом местного водопроводчика врывается вооруженная полиция, они вытаскивают плачущего, обмочившегося от страха 13-летнего мальчика из кровати и к ужасу его родителей и сестры увозят в участок.

Все говорит о том, что произошла какая-то ошибка, и уже к концу первой серии зрителю станет понятно, действительно ли это так. Убил ли подозреваемый Джейми (его играет Оуэн Купер — это дебютная роль 14-летнего актера, который поразил критиков своей игрой) свою одноклассницу Кейти.

Как подчеркивают создатели сериала, его жанр можно обозначить не как классический «whodunnit?» («кто это сделал»), а скорее «why dunnit?» («почему это сделал»). Зрители пытаются найти объяснение произошедшему, понять мотив убийства — сначала вместе с полицейскими, потом вместе с психологом, а в последней серии — вместе с родными преступника.

Все они сталкиваются с вопросами: зло было заложено природой или воспитанием? Что заставило убийцу совершить этот ужасный поступок?

И полицейским, и зрителям хочется найти одно из стандартных объяснений: у нападавшего жестокий отец, врожденные проблемы, он столкнулся с насилием в семье, буллингом или находился в состоянии аффекта.

Однако простых ответов создатели сериала не дают. В сериале нет привычной для детективного жанра сцены, где становится понятно всё произошедшее, как нет и привычно исчерпывающего объяснения, почему произошло убийство.

Как это снято

Съемка сцены допроса Джейми в полицейском участке
Съемка сцены допроса Джейми в полицейском участке

«Вы просто нажимаете „запись", а затем нажимаете „стоп" через час, — описал процесс съемок одним кадром режиссер Филип Барантини.  — Никаких склеек. Никаких правок. Как только вы запускаете производство, вы не можете остановиться или вернуться назад».

Съемка одним кадром — его фирменный прием, который Барантини уже использовал в фильме «Точка кипения», получившем номинацию на BAFTA.

Чтобы снять каждый эпизод, потребовались месяцы подготовки. Создателям пришлось переписывать сценарий и подбирать локации — чтобы заранее понимать, где именно камера сможет снимать и с какого ракурса.

Актеры и съемочная группа рассказали, что тратили по три недели на съемки каждой серии, проходя сценарий сцену за сценой и проводя технические репетиции.

С технической точки зрения самой сложной была вторая серия, в которой полицейские приходят в школу и пытаться заставить замкнутых, неразговорчивых подростков пролить свет на мотивы преступника и помочь найти орудие убийства.

В школьных сценах участвовало около 300 детей, а также учителя и сопровождающие, ближе к финалу камера следовала за убегающим подростком и преследующим его детективом, а затем поднималась в воздух.

Каждую серию снимали от начала до конца не менее 10 раз. В финальную версию вошел 2-й дубль первой серии; и последние дубли остальных серий: 13-й, 11-й и 16-й соответственно.

-3

Интернет, инцелы и насилие

Стивен Грэм, один из создателей сериала, исполнил роль отца мальчика Эдди
Стивен Грэм, один из создателей сериала, исполнил роль отца мальчика Эдди

Если судить по отзывам, для многих зрителей «Переходный возраст» стал универсальной притчей о природе насилия, однако в Британии сериал был воспринят как остросоциальное высказывание.

В прессе активно обсуждается, стоит ли показывать сериал в британских школах и даже парламенте.

Нападения с ножом, а также мизогиния, которую распространяют в интернете инфлюэнсеры, в том числе упоминаемый в сериале Эндрю Тейт, — всё это постоянно обсуждаемые в стране проблемы. Британский премьер-министр Кир Стармер рассказал, что смотрел шоу со своим 16-летним сыном и 14-летней дочерью. «Это очень хорошая драма. Насилие, совершаемое молодыми людьми, на которых повлияло то, что они видят в интернете, стало реальной проблемой. Это отвратительно, и мы должны с этим бороться», — заявил он во время выступления в парламенте.

-5

Идея «Переходного возраста» пришла к одному из создателей сериала Стивену Грэму после серии реальных преступлений в Британии.

В 2021 году 12-летняя Ава Уайт была смертельно ранена ножом 14-летним мальчиком в родном городе Грэма Ливерпуле. В 2023 году 15-летняя Элиан Андам подверглась нападению с кухонным ножом со стороны 17-летнего Хассана Сентаму возле торгового центра в Кройдоне.

Эрин Доэрти сыграла психолога, которая должна подготовить заключение о Джейми
Эрин Доэрти сыграла психолога, которая должна подготовить заключение о Джейми

«Я просто подумал, что происходит в обществе, где подобные вещи становятся обычным явлением? — сказал Грэм в программе The One Show. — Я просто не мог этого понять. Поэтому я хотел попытаться пролить свет на эту конкретную вещь».

Соавтор Грэма Джек Торн в свою очередь признался, что создатели хотели «посмотреть в глаза мужской ярости».

По его словам, главный герой был «подвергнут идеологической обработке» такими людьми, как Эндрю Тейт, и людьми, «гораздо более опасными».

Критики сходятся в мысли, что получившаяся семейная драма неизбежно подогреет тревогу у современных родителей, которые непременно зададутся вопросом — как соцсети влияют на подростков, пока этого не замечают их близкие.

Журнал New Yorker называет сериал «олицетворением родительской паники», а CNN пишет, что «ужас „Переходного возраста" в том, что это история о проблемах, которые легко не заметить».