В Библии сказано:
«Не суди, да не судим будешь», а в молитве «Отче наш» – «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Кому мы должны прощать? И как это соотносится с тем, что в жизни нас могут обмануть, не вернуть деньги, и в такой ситуации человек обращается в суд, чтобы защитить свои права?
Должны ли мы просто прощать и забывать, или же бороться за справедливость?
Вопрос, который актуален для многих. Где проходит граница между всепрощением и защитой интересов и границ? Должны ли люди закрывать глаза на всякую несправедливость, или все-таки нужно отстаивать свои права?
Как это соотносится с библейскими принципами
Фраза «Не суди, да не судим будешь» (Матфея 7:1) часто воспринимается как запрет на любое разбирательство. Но если посмотреть глубже, смысл здесь в другом: не лицемерьте в осуждении, не судите с позиции превосходства — это про «в чужом глазу соринку вижу, в своем - не вижу и бревна». Но это не означает отказ от справедливости.
А строки из «Отче наш» «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» говорят о ценности внутреннего прощения. Но прощение — это не то же самое, что юридическое бездействие.
Прощение ≠ отказ от справедливости
1. Прощение — это внутреннее состояние. Оно позволяет освободиться от обиды, не разрушать себя негативными эмоциями.
2. Обращение в суд — это восстановление справедливости. Это не про месть, а про защиту своих прав и установление порядка.
Пример из жизни
Допустим, вам должны деньги, но не возвращают. Вопрос здесь не в том, прощать или осуждать, а в том, чтобы защитить свои границы. Можно простить человека на уровне души, не испытывая к нему злобы, но при этом подать в суд, чтобы не позволять нарушать договоренности и предотвратить повторение ситуации – как для себя, так и для других.
Если внутри есть установка «вернуть свое — это неправильно», «сам виноват в том, что это со мной произошло», жизнь будет снова и снова подбрасывать схожие ситуации. Пока человек не увидит корень причины и не научится четко обозначать свои границы, сценарий будет повторяться, причем часто увеличиваясь с каждым разом в геометрической прогрессии (в части ущерба).
Мы снова возвращаемся к мысли из предыдущего поста о том, что ответ и источник действительно всегда внутри нас. Но это не значит, что нужно бездействовать.
Если человек позволяет с собой так поступать, потому что он слишком мягкий или, наоборот, слишком черствый – жизнь покажет, какие именно внутренние гипер- или недо- настройки требуют коррекции. Все стремится к балансу: любое качество в избытке или недостатке неизбежно будет отражаться во внешнем мире.
Возвращаясь к вопросу библейских отсылок, Библия не запрещает защищать справедливость.
Ключевое – действовать не из гнева или мести, а сохраняя внутренний баланс.
Суд – это инструмент защиты прав человека, а прощение – это освобождение от эмоционального груза. И одно другому не мешает.
Как понять, правильно ли вы поступаете? Просто задать себе самому вопрос: «Каков мой истинный мотив?»
🙇🏼Если человеком движет жажда наказать, унизить, отомстить – то вероятнее всего он в ловушке осуждения, где что-либо извне или кто-либо кажется ему больше и важнее, чем он сам.
🙇🏼Если же речь идет о восстановлении справедливости, защите границ и предотвращении новых нарушений – то такое решение разумно и оправдано.
Мой опыт
Каждый раз когда я сталкивалась с несправедливостью по отношению к себе, честно признаться, последнее, что мне хотелось - это ковыряться в прошлом и разбираться с этим. 🫠
Казалось, что проще сделать выводы, вычеркнуть человека из жизни, не тратить на него свое время и двигаться дальше, чем ввязываться в любые разбирательства. И мне это действительно удавалось — я быстро забывала о тех, кто предал, не сохраняя эмоциональных привязок к этому опыту.
Но однажды я заметила, что эти ситуации стали повторяться циклично — раз в 9 лет.
Каждый раз, когда происходила несправедливость, я ничего с этим не делала. Мне было неинтересно — не хотелось тратить на это силы, да и смысла я в этом не видела. Но в итоге своим бездействием я не только позволяла таким событиям снова происходить в моей жизни, но и невольно давала тем, кто так поступал, возможность действовать подобным образом и с другими.
Я не обозначала свои границы (например, не подавала в суд), а вместо этого находила рациональные объяснения случившемуся: «у человека сложная ситуация», «его предали, поэтому он предает», «он сильно болеет», «у нее умер отец» — и так далее. Тем самым я, по сути, соглашалась с тем, что такое поведение как будто бы допустимо по отношению ко мне «если есть уважительная весомая причина». И этот сценарий продолжал воспроизводиться в разных формах.
Только когда я сменила точку зрения и вместе с ней — свой подход, когда перестала оправдывать чужие поступки и вместо этого с ясностью и уважением к себе обозначила границы, эти ситуации начали исчезать. Я осознала, что мне не нужно играть роль Соломона, следственного комитета или прокурора, пытаясь разобраться, как и почему человек так поступил. Это его ответственность. А моя — не позволять подобному входить в мою жизнь.
Здесь важно увидеть прежде всего свои внутренние искажения, которые привели к такому результату, и найти точку нейтральности, чтобы в будущем не сталкиваться с подобными сценариями.
Баланс между прощением и справедливостью — это не выбор одного из двух, а гармоничное сочетание обоих принципов.