Добрый день. В предыдущей статье рассказывала Вам о придворной церкви Екатерининского дворца:
Посещение этой церкви объединено с осмотром покоев великого князя Павла Петровича (сын Екатерины II и Петра III) и его жены Марии Федоровны.
Павел I и Мария Фёдоровна — супруги, брак которых состоялся 26 сентября 1776 года. Мария Фёдоровна (в православии — София Доротея Вюртембергская) была второй женой Павла I (первая, Наталья Алексеевна, умерла вскоре после родов).
Мария Фёдоровна была самой плодовитой императрицей в истории России — она родила Павлу десять детей, девять из которых дожили до взрослого возраста.
Супруги имели жилые покои в Екатерининском дворце в Царском Селе.
Для них были отведены апартаменты в первом этаже, рядом с Дворцовой церковью, которые окнами выходили в парк и на Парадный двор.
Покои Павла Петровича были разрушены в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, но ныне воссозданы.
Сегодня мы можем любоваться девятью комнатами, покажу и расскажу Вам о них.
Предхорная
Получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.
На протяжении всего своего существования комната несколько раз меняла планировку.
В. П. Стасов превратил ее в просторную светлую комнату, стены которой были оклеены обоями и завершены лепным золоченым фризом.
В 1894 году в Предхорной появился золотистый шелк с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей. Эта ткань, утраченная в годы ВОВ, была создана на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шелка ручной работы.
После войны убранство Предхорной было воссоздано по чертежам XIX века. Лепной фриз, потолок и наборный паркет отреставрировали, стены вновь затянули золотистым шелком XVIII века из фондов музея-заповедника «Царское Село», сделанного крепостными мастерами по французским рисункам на фабрике статского советника И. Лазарева в подмосковном Фряново.
Шелк братьев Сапожниковых, сохранившийся в фондах музея, был использован для обивки золоченого канапе (дивана) и кресел, созданных в 1750-х годах по рисунку Франческо Растрелли.
Какое счастье, что эти уникальные образцы русского мебельного искусства, были вывезены в первые дни войны и сохранены в эвакуации.
Китайская голубая гостиная
Название комнаты связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Интерьер гостиной был создан в 1783 году Чарльзом Камероном. Отдавая дань модному увлечению искусством Китая, Камерон удачно соединил мотивы китайского декоративного искусства с элементами классического интерьера.
Во время Великой Отечественной войны гостиная подверглась разрушениям: китайский шелк был снят и вывезен, стенное зеркало, мраморный камин, живописный плафон и медальоны погибли. В настоящее время стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р. Слепушкиной. Основой для его воссоздания послужил фрагмент подлинного шелка, найденный за рамой каминного зеркала, а также довоенные фотографии, сохранившиеся в музейном архиве.
На основе чертежей Ч. Камерона заново написан живописный плафон, сгоревший еще в 1820 году.
Собраны из разрозненных частей камин, мраморные доски которого, похищенные оккупантами, позднее были обнаружены в окрестностях Пушкина.
Реставрирован наборный паркет, рисунок которого сохранился без переделок.
В интерьер гостиной вернулись сохраненные в эвакуации уникальные вазы китайского фарфора XVIII века, каминные приборы и решетка, выполненные по рисунку Чарльза Камерона и моделям Жана-Батиста Шарлеманя-Боде.
Парадная голубая гостиная
Является самой большой и нарядной комнатой в апартаментах великого князя.
Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли.
Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала —уничтожены, архитравы каминов — разбиты, а кариатиды лишились голов и рук.
Реставрационные работы вернули Парадной голубой гостиной ее первоначальный облик. Шелк с набивным рисунком изготовлен по старому образцу на московском комбинате «Красная роза»; реставрированы мраморные камины и почти полностью сохранившийся старинный паркет.
Во фризе на противоположной окнам стене были размещены 16 сохранившихся медальонов (из прежних 80); остальные 64 воссозданы реставраторами.
В настоящее время зал, как и прежде, украшают кресла, выполненные в 1783 году по рисункам Чарльза Камерона в мастерских Шарлеманя-Боде. Одни из них удалось сберечь в эвакуации, другие были возвращены в 1947 году из Кенигсберга.
Сохранились старинные каминные решетки, предкаминные украшения в виде лежащих сфинксов, каминные приборы из золоченой бронзы.
Привлекают внимание торшеры на 17 свечей из синего стекла с хрусталем и бисквитными фигурами, созданные на Петербургском стеклянном заводе в конце XVIII века, а также канделябры начала XIX века и вазы.
Скульптурный кабинет
Здесь великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости.
В оформлении преобладает рельефный декор. Стены зеленоватого оттенка украшены белыми классицистическими барельефами.
Сводчатый потолок декорирован монохромной росписью, выполненной в технике гризайль.
Люстра из золоченой бронзы с граненым хрусталем создана в начале XIX века.
В кабинете находится письменный стол-жардиньерка, за которым работала Мария Федоровна.
Живописный кабинет
Предназначался для занятий живописью.
Золотисто-желтый тон и золоченая отделка стен сохранились с конца XVIII века.
Кресла из волнистого клена выполнены в 1820-х годах по рисунку В. П. Стасова в мастерской А. И. Тура и расписаны художником И. Бернаскони.
Фриз и свод расписаны после пожара 1820 года (художник Д. И. Антонелли).
Сейчас в Живописном кабинете находится старинная арфа.
Опочивальня Марии Федоровны
Оформленная в начале 1770-х годов В.И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Позднее ее перестроил для второй жены Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны, Чарльз Камерон, и созданная им в 1780-х годах отделка сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В.П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года.
Особое своеобразие придают интерьеру расставленные вдоль стен и в глубине комнаты стройные колонны из белого фаянса, обвитые золочеными гирляндами.
Гипсовые медальоны с аллегорическими сценами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, выполнены И. П. Мартосом.
В мебельном убранстве Опочивальни выделяются каминная решетка, изготовленная тульскими кузнецами специально для Екатерины II, а также изящный туалетный стол наборного дерева, созданный охтинскими плотниками Насковыми в 1770-х годах для великой княгини Марии Федоровны.
Здесь же экспонируется часть мебельного гарнитура, исполненного по заказу Екатерины II французским мастером Ж. Жакобом.
Камер-юнгферская
Первоначально предназначалась для дворцовых горничных.
Белая фаянсовая печь, выполненная по проекту архитектора В. П. Стасова в 1820-х годах, украшена барельефом и вазой в классическом стиле. Убранство комнаты дополняют стулья, изготовленные по рисунку Ч. Камерона, а также изящное дамское бюро конца XVIII века со вставками в технике «эгломизе».
Малая проходная комната
Это маленькое помещение без окон. Убранство интерьера включает в себя книжный шкаф из красного дерева и декорированный золоченой бронзой, исполненный в начале XX века французским мастером А. Кригером. В нем книги из библиотеки Екатерины II.
На шкафу бюсты девочки и мальчика, выполненные в Италии из белого мрамора, и ваза из яшмы. На стене картина неизвестного художника XVIII века «Натюрморт из тюльпанов».
Туалетная комната
Здесь можно увидеть туалетный столик с зеркалом, изготовленный в России в начале XIX века. На нем две бронзовых подставки: одна в виде Амура, другая - павлина. Изделия были созданы во Франции в начале XIX века.
В комнате представлены также предметы дамского туалета, исполненные из кружева и шелка.
Привлекают внимание напольные часы, выполненные в Великобритании во второй половине XVIII века.
Спасибо, что дочитали. Буду благодарна, если поделитесь своими впечатлениями о том, какая комната Вам больше всего понравилась. Меня поразила Китайская голубая гостиная, не могла оторваться от узора на стенах.
При работе над данной статьей я использовала информацию с официального сайта музея.