Найти в Дзене

Царская придворная церковь в Екатерининском дворце в Пушкине

Добрый день. Сегодня хочется рассказать Вам про невероятно красивую придворную церковь Воскресения Христова. Она была торжественно заложена в 1746 году архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Феодосием в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. В создании придворного храма участвовали два знаменитых архитектора - Савва Иванович Чевакинский и Франческо Растрелли. Церковь по велению императрицы была соединена с дворцом. Надо сказать, что Елизавета Петровна имела самое прямое отношение к устройству храма: всегда вникала в детали, вместе с зодчими определяла его живописное и декоративное решение.  Церковь представляет собой пример праздничного, жизнерадостного русского барокко. На фоне стен, окрашенных в синий цвет, выделяются позолоченные орнаментальные детали, скульптурные фигуры. Свет чудесно заливается в храм, струясь в большие окна. Ложные оконные проемы во втором ярусе северной стены и внутренни

Добрый день. Сегодня хочется рассказать Вам про невероятно красивую придворную церковь Воскресения Христова. Она была торжественно заложена в 1746 году архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Феодосием в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.

В создании придворного храма участвовали два знаменитых архитектора - Савва Иванович Чевакинский и Франческо Растрелли.

-2

Церковь по велению императрицы была соединена с дворцом. Надо сказать, что Елизавета Петровна имела самое прямое отношение к устройству храма: всегда вникала в детали, вместе с зодчими определяла его живописное и декоративное решение. 

-3

Церковь представляет собой пример праздничного, жизнерадостного русского барокко. На фоне стен, окрашенных в синий цвет, выделяются позолоченные орнаментальные детали, скульптурные фигуры. Свет чудесно заливается в храм, струясь в большие окна.

-4

Ложные оконные проемы во втором ярусе северной стены и внутренние двери украшают нетрадиционные для церковной культуры зеркала.

-5

-6

Несмотря на венчающее церковь пятиглавие, в ней нет подкупольного пространства, что создает необычный художественный эффект. Кажется, что церковь является своеобразной интерпретацией парадного зала, замыкающего дворцовую анфиладу. 

В XVIII веке на смену иконописцам в храмы пришли светские художники. Икону заменила религиозная живопись. Императрица здесь также отдала предпочтение «живописному», на европейский манер, написанию святых образов. 
-7

По желанию Елизаветы Петровны алтарную преграду царскосельского храма создали в виде традиционного русского многоярусного иконостаса, деревянного, с позолоченной резьбой. Однако в нем, вопреки канону, шесть рядов, а пластически выделенный центр, укрупненные формы и характер символики демонстрируют ориентацию на западноевропейские барочные алтари. 

-8

Другая особенность данного иконостаса, что центральное место Христа в ней занял образ «Коронование Богородицы» (современники могли воспринимать его как параллель с венчанием на царство Елизаветы). Автор этого образа - придворный портретист Георг Кристоф Голль (для него, протестанта по вероисповеданию, это был первый и последний опыт работы в православном храме). В его изображениях были ярко выражены черты рококо: грациозность фигур, изящество жестов, прихотливость силуэтов, высветленность цветовой гаммы. 

После смерти Гроота императрица поручила завершение иконостаса братьям Мине и Федоту Колокольниковым. Им помогали московские художники. Живописное оформление иконостаса было завершено в 1754 году.

С появлением в придворной церкви русских художников изящная живопись рококо сменяется иной, основанной на сильной и звучной колористической гамме. 

Ощутимый урон храму нанес пожар во дворце 12 мая 1820 года. Император Александр I принял решение о воссоздании пострадавших интерьеров, что и было поручено архитектору Василию Стасову

Император, внимательно наблюдавший за работой реставраторов, проявил себя как тонкий ценитель уникальных творений прошлого, стремящийся сохранить их, несмотря на трудности. Лишь в том случае, если произведение не подлежало восстановлению, его создавали заново. 
Хоры церкви
Хоры церкви

Хоры церкви предназначались для членов императорской семьи, которые могли слушать оттуда литургию. Эту часть храма украшали восемь живописных полотен, которые, к сожалению, не сохранились. 

-10

Храм ранее украшала монументальная плафонная живопись: «Вознесение Христово» (в центральном зале), «Слава Святому Духу» (в алтаре), «Святая София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь» (на хорах). Первоначально плафоны были написаны театральным мастером Джузеппе Валериани.

Плафон «Вознесение Христово»
Плафон «Вознесение Христово»

Эти монументальные произведения, установленные в 1749 и сгоревшие при пожаре 1820, были воссозданы профессором Василием Козьмичом Шебуевым. Он обязался подражать «во всем по прежнему расположению». Однако эскиз Валериани не был найден, и Стасов по памяти описал художнику его композицию. Шебуев показывал подготовительный материал к плафону всем, кто помнил церковь до пожара, и на основе воспоминаний очевидцев вносил в него дополнения. После того как Александр I утвердил четвертый эскиз, художник трудился над ним три года (хотя планировалось сделать за 18 месяцев). Работа Шебуева получила высокую оценку современников и лично императора, за свой труд он первым из русских художников удостоился звания придворного живописца. 

-12

Достопримечательностью церкви являлось резное позолоченное убранство, выполненное по рисунку Растрелли. Он добивался, чтобы в резьбе по дереву при общем подобии деталей не было их буквальных повторение, и это придало ее декоративному решению особую живописность и выразительность. 

-13

Елизавета Петровна выбрала интенсивный синий цвет как наиболее «приличный к позолоте». Стены храма выкрашены берлинской лазурью. Цвет повторили после пожаров и при восстановлении церкви в 1950-х годах. 

-14

Церковь Воскресения Христова является памятником не только зодчества, но и духовной культуры. Она связана со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь совершались торжественные богослужения, молебны в честь важных государственных событий. Дни рождения, тезоименитства членов императорской семьи начинались с литургии в придворной церкви. Здесь крестились дети Павла I (Константин, Александра, Екатерина, будущий император Николай I), последний император Николай II. В церкви нечасто, но венчались члены императорской семьи, отмечались важные даты в их семейной жизни. Несколько раз она становилась свидетельницей грустных событий. 

Придворную церковь в период нахождения двора в Царском Селе посещали командиры воинских полков, иностранные гости, дипломаты, министры. Во время правления Александра I по воскресеньям «слушали обедню и имели счастье молиться в церкви с обожаемым Монархом» лицеисты. 

-15

Богослужения в церкви прекратились в 1917 году, а 9 июня 1918 года Екатерининский дворец стал музеем, а с ним и церковь приобрела статус музейного памятника.

В 1941-44 годах во время оккупации в храме размещалась мастерская по ремонту мотоциклов. Пожары, уничтожившие интерьеры основной части дворцового здания, не коснулись церкви, но она была разграблена и варварски изуродована.

Директор Центрального хранилища музейных фондов ленинградских пригородных дворцов-музеев Анатолий Михайлович Кучумов в 1944 году писал: «Спускаемся в церковь - страшная картина разрушения, которые трудно описать. Пол наполовину выломан, усеян обломками золоченой резьбы, сброшены резные колонны, двери изрублены топорами на куски, зеркала разбиты. Иконы не вынуты, но изрезаны и порваны, из многих рам свисают куски, которые невозможно реставрировать. Средняя часть плафона украдена, падуга, вернее рама, частью уцелела, другая часть свисает тряпками вниз.. В алтарь пробираемся по балкону, так как лестницы амвона нет. Там тоже все выдрано и разломано.. На хорах та же страшная картина картина разгрома».
-16

В советский период в церковном интерьере провели консервационные работы. Автор проекта восстановления Екатерининского дворца архитектор Александр Александрович Кедринский мечтал о том времени, когда сможет заняться придворной церковью.

Но полномасштабные реставрационные работы были осуществлены лишь в 2015-2019 годах. Они принесли немало интересных открытий. 

-17

В алтарной части нашли «клад», оставленный предыдущими поколениями музейщиков. В нем содержалось более 180 фрагментов золоченого декора церкви, что позволило реставраторам провести кропотливую работу по идентификации этих деталей для выяснения их исторического месторасположения в интерьере храма. Большим и радостным событием стало обнаружение в «кладе» двух фигурок ангелов, украшавших алтарную сень. Эти изуродованные войной «парнишки», как ласково называли находку реставраторы, много лет ждали своего часа, и когда их вызволили и приложили к деталям, оставшимся на куполе сени, все совпало.

Произошедшее было воспринято как настоящее чудо - в церковь вернулись ангелы! Умелые руки реставраторов собрали в единое целое то, что разрушила война.

-18

Более 300 специалистов работали над воссозданием декоративных настенных украшений церкви.

-19

Заняли свое прежнее положение сохранившиеся фрагменты живописной каймы плафона В.К. Шебуева «Вознесение Христово» в центральном зале.

Кроме того, в храм были возвращены четыре живописных произведения середины XVIII века, избежавшие гибели во время войны.

-20

В результате реставрации, которая проводилась на средства компании «Газпром» во главе с художником-реставратором высшей категории Б.Г. Игдаловым, церковь Екатерининского дворца встала в один ряд со знаменитыми Янтарной и Агатовыми комнатами.

-21

Придворный храм Воскресения Христова, отличающийся яркой декоративностью и удивительно «теплым», радостным мироощущением, созданный знаменитым архитектором Франческо Растрелли, вдохновленным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой Петровной, вновь вернулся к жизни!

-22

Спасибо, что дочитали!