Добрый день. Сегодня хочется рассказать Вам про невероятно красивую придворную церковь Воскресения Христова. Она была торжественно заложена в 1746 году архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Феодосием в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.
В создании придворного храма участвовали два знаменитых архитектора - Савва Иванович Чевакинский и Франческо Растрелли.
Церковь по велению императрицы была соединена с дворцом. Надо сказать, что Елизавета Петровна имела самое прямое отношение к устройству храма: всегда вникала в детали, вместе с зодчими определяла его живописное и декоративное решение.
Церковь представляет собой пример праздничного, жизнерадостного русского барокко. На фоне стен, окрашенных в синий цвет, выделяются позолоченные орнаментальные детали, скульптурные фигуры. Свет чудесно заливается в храм, струясь в большие окна.
Ложные оконные проемы во втором ярусе северной стены и внутренние двери украшают нетрадиционные для церковной культуры зеркала.
Несмотря на венчающее церковь пятиглавие, в ней нет подкупольного пространства, что создает необычный художественный эффект. Кажется, что церковь является своеобразной интерпретацией парадного зала, замыкающего дворцовую анфиладу.
В XVIII веке на смену иконописцам в храмы пришли светские художники. Икону заменила религиозная живопись. Императрица здесь также отдала предпочтение «живописному», на европейский манер, написанию святых образов.
По желанию Елизаветы Петровны алтарную преграду царскосельского храма создали в виде традиционного русского многоярусного иконостаса, деревянного, с позолоченной резьбой. Однако в нем, вопреки канону, шесть рядов, а пластически выделенный центр, укрупненные формы и характер символики демонстрируют ориентацию на западноевропейские барочные алтари.
Другая особенность данного иконостаса, что центральное место Христа в ней занял образ «Коронование Богородицы» (современники могли воспринимать его как параллель с венчанием на царство Елизаветы). Автор этого образа - придворный портретист Георг Кристоф Голль (для него, протестанта по вероисповеданию, это был первый и последний опыт работы в православном храме). В его изображениях были ярко выражены черты рококо: грациозность фигур, изящество жестов, прихотливость силуэтов, высветленность цветовой гаммы.
После смерти Гроота императрица поручила завершение иконостаса братьям Мине и Федоту Колокольниковым. Им помогали московские художники. Живописное оформление иконостаса было завершено в 1754 году.
С появлением в придворной церкви русских художников изящная живопись рококо сменяется иной, основанной на сильной и звучной колористической гамме.
Ощутимый урон храму нанес пожар во дворце 12 мая 1820 года. Император Александр I принял решение о воссоздании пострадавших интерьеров, что и было поручено архитектору Василию Стасову.
Император, внимательно наблюдавший за работой реставраторов, проявил себя как тонкий ценитель уникальных творений прошлого, стремящийся сохранить их, несмотря на трудности. Лишь в том случае, если произведение не подлежало восстановлению, его создавали заново.
Хоры церкви предназначались для членов императорской семьи, которые могли слушать оттуда литургию. Эту часть храма украшали восемь живописных полотен, которые, к сожалению, не сохранились.
Храм ранее украшала монументальная плафонная живопись: «Вознесение Христово» (в центральном зале), «Слава Святому Духу» (в алтаре), «Святая София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь» (на хорах). Первоначально плафоны были написаны театральным мастером Джузеппе Валериани.
Эти монументальные произведения, установленные в 1749 и сгоревшие при пожаре 1820, были воссозданы профессором Василием Козьмичом Шебуевым. Он обязался подражать «во всем по прежнему расположению». Однако эскиз Валериани не был найден, и Стасов по памяти описал художнику его композицию. Шебуев показывал подготовительный материал к плафону всем, кто помнил церковь до пожара, и на основе воспоминаний очевидцев вносил в него дополнения. После того как Александр I утвердил четвертый эскиз, художник трудился над ним три года (хотя планировалось сделать за 18 месяцев). Работа Шебуева получила высокую оценку современников и лично императора, за свой труд он первым из русских художников удостоился звания придворного живописца.
Достопримечательностью церкви являлось резное позолоченное убранство, выполненное по рисунку Растрелли. Он добивался, чтобы в резьбе по дереву при общем подобии деталей не было их буквальных повторение, и это придало ее декоративному решению особую живописность и выразительность.
Елизавета Петровна выбрала интенсивный синий цвет как наиболее «приличный к позолоте». Стены храма выкрашены берлинской лазурью. Цвет повторили после пожаров и при восстановлении церкви в 1950-х годах.
Церковь Воскресения Христова является памятником не только зодчества, но и духовной культуры. Она связана со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь совершались торжественные богослужения, молебны в честь важных государственных событий. Дни рождения, тезоименитства членов императорской семьи начинались с литургии в придворной церкви. Здесь крестились дети Павла I (Константин, Александра, Екатерина, будущий император Николай I), последний император Николай II. В церкви нечасто, но венчались члены императорской семьи, отмечались важные даты в их семейной жизни. Несколько раз она становилась свидетельницей грустных событий.
Придворную церковь в период нахождения двора в Царском Селе посещали командиры воинских полков, иностранные гости, дипломаты, министры. Во время правления Александра I по воскресеньям «слушали обедню и имели счастье молиться в церкви с обожаемым Монархом» лицеисты.
Богослужения в церкви прекратились в 1917 году, а 9 июня 1918 года Екатерининский дворец стал музеем, а с ним и церковь приобрела статус музейного памятника.
В 1941-44 годах во время оккупации в храме размещалась мастерская по ремонту мотоциклов. Пожары, уничтожившие интерьеры основной части дворцового здания, не коснулись церкви, но она была разграблена и варварски изуродована.
Директор Центрального хранилища музейных фондов ленинградских пригородных дворцов-музеев Анатолий Михайлович Кучумов в 1944 году писал: «Спускаемся в церковь - страшная картина разрушения, которые трудно описать. Пол наполовину выломан, усеян обломками золоченой резьбы, сброшены резные колонны, двери изрублены топорами на куски, зеркала разбиты. Иконы не вынуты, но изрезаны и порваны, из многих рам свисают куски, которые невозможно реставрировать. Средняя часть плафона украдена, падуга, вернее рама, частью уцелела, другая часть свисает тряпками вниз.. В алтарь пробираемся по балкону, так как лестницы амвона нет. Там тоже все выдрано и разломано.. На хорах та же страшная картина картина разгрома».
В советский период в церковном интерьере провели консервационные работы. Автор проекта восстановления Екатерининского дворца архитектор Александр Александрович Кедринский мечтал о том времени, когда сможет заняться придворной церковью.
Но полномасштабные реставрационные работы были осуществлены лишь в 2015-2019 годах. Они принесли немало интересных открытий.
В алтарной части нашли «клад», оставленный предыдущими поколениями музейщиков. В нем содержалось более 180 фрагментов золоченого декора церкви, что позволило реставраторам провести кропотливую работу по идентификации этих деталей для выяснения их исторического месторасположения в интерьере храма. Большим и радостным событием стало обнаружение в «кладе» двух фигурок ангелов, украшавших алтарную сень. Эти изуродованные войной «парнишки», как ласково называли находку реставраторы, много лет ждали своего часа, и когда их вызволили и приложили к деталям, оставшимся на куполе сени, все совпало.
Произошедшее было воспринято как настоящее чудо - в церковь вернулись ангелы! Умелые руки реставраторов собрали в единое целое то, что разрушила война.
Более 300 специалистов работали над воссозданием декоративных настенных украшений церкви.
Заняли свое прежнее положение сохранившиеся фрагменты живописной каймы плафона В.К. Шебуева «Вознесение Христово» в центральном зале.
Кроме того, в храм были возвращены четыре живописных произведения середины XVIII века, избежавшие гибели во время войны.
В результате реставрации, которая проводилась на средства компании «Газпром» во главе с художником-реставратором высшей категории Б.Г. Игдаловым, церковь Екатерининского дворца встала в один ряд со знаменитыми Янтарной и Агатовыми комнатами.
Придворный храм Воскресения Христова, отличающийся яркой декоративностью и удивительно «теплым», радостным мироощущением, созданный знаменитым архитектором Франческо Растрелли, вдохновленным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой Петровной, вновь вернулся к жизни!
Спасибо, что дочитали!