Найти в Дзене
Mishootka Gamer

«Научите быть казуалом»: как получать удовольствие от игр без задротства

И что мешает просто наслаждаться геймлеем, не пытаясь что-то себе доказывать и «прогрессировать» Недавно я открыл для себя Snowrunner. А затем распробовал автобаттлеры вроде Mechabellum. А потом и до совсем простеньких «тавер-дефенсов» дело дошло. Притом, что раньше подобные вещи мне были в общем-то малоинтересны. А объяснение очень простое. Несмотря на всю любовь к Elden Ring или StarCraft 2, в некоторые периоды я своей жизни я просто понимаю, что не вывезу такие игры. Много работы, обилие семейных дел – как итог, вечером вдруг осознаешь, что у тебя нет никакого желания садиться за компьютер и запускать что-то, требующее от тебя большой концентрации. И, если раньше я бы лучше вообще обошелся без видеоигровой сессии, то теперь иной раз просто выбираю что-то попроще – вроде вышеуказанных проектов. Но есть нюанс – даже в них я иной раз начинаю что-то искусственно усложнять, искать какого-то челленджа и т.д. То есть для меня, как для геймера, привыкшего к требовательным играм, получать уд
Оглавление

И что мешает просто наслаждаться геймлеем, не пытаясь что-то себе доказывать и «прогрессировать»

Безусловно, Snowrunner - отнюдь не "примитивная" игра. Но геймплей в ней не вынуждает тебя быть "собранным" каждую минуту времени
Безусловно, Snowrunner - отнюдь не "примитивная" игра. Но геймплей в ней не вынуждает тебя быть "собранным" каждую минуту времени

Недавно я открыл для себя Snowrunner. А затем распробовал автобаттлеры вроде Mechabellum. А потом и до совсем простеньких «тавер-дефенсов» дело дошло. Притом, что раньше подобные вещи мне были в общем-то малоинтересны. А объяснение очень простое.

Несмотря на всю любовь к Elden Ring или StarCraft 2, в некоторые периоды я своей жизни я просто понимаю, что не вывезу такие игры. Много работы, обилие семейных дел – как итог, вечером вдруг осознаешь, что у тебя нет никакого желания садиться за компьютер и запускать что-то, требующее от тебя большой концентрации.

И, если раньше я бы лучше вообще обошелся без видеоигровой сессии, то теперь иной раз просто выбираю что-то попроще – вроде вышеуказанных проектов. Но есть нюанс – даже в них я иной раз начинаю что-то искусственно усложнять, искать какого-то челленджа и т.д.

То есть для меня, как для геймера, привыкшего к требовательным играм, получать удовольствие от казуального геймплея – это не так просто. Почему так? Об этом сегодня и пойдет речь.

Сижу, машинки катаю

Сразу уточнение – когда я употребляю слово «казуальность», то я никого не принижаю, равно как и не пытаюсь выставить себя «киберкотлетой». Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что по сравнению со многими людьми, отдающими играм куда больше времени чем я, я являюсь именно казуалом. А говорю я сугубо про особенности геймплея в некоторых категориях игр.

Взять тот же Snowrunner – он вовсе не является какой-то «примитивной» игрой. Напротив, физика там хорошо проработана, и почти каждый заезд с грузом – это то еще испытание. Нужно знать маршрут, особенности того или иного грузовика или прицепа и т.д. НО. Игра все-таки не требует от тебя регулярной и сиюминутной реакции. Большую часть времени ты просто едешь, расслабляешься… и получаешь от этого удовольствие.

Интересно, каким был бы APM (количество действий в минуту) в автобаттлерах?
Интересно, каким был бы APM (количество действий в минуту) в автобаттлерах?

Например, в «дьяблоиде» Path of Exile геймплей тоже в целом медитативный. Бегаешь себе, уничтожаешь пачки врагов. Однако при этом существует неиллюзорная вероятность отхватить ваншот от какого-нибудь сильного врага. Да и вообще, приходится постоянно усиливать свой билд, сопоставлять кучу параметров на экипировке…

Словом, под «казуальными» проектами я имею ввиду игры, от геймплея которых ты на какое-то время действительно можешь расслабиться.

Похожий опыт дарит и упомянутая Mechabellum – стратегия, из которой практически полностью убрали микроменеджмент, оставив автобаттлер с компоновкой войск. Я периодически с удовольствием туда захожу, причем играю против людей, и даже PvP в целом не вынуждает как-то сильно напрягаться.

Вот только… периодически внутренний «хардкорщик» подкидывает мысль – а ведь в StarCraft 2 ты с каждой каткой мог бы прогрессировать! А здесь – ну так, сидишь, просто поигрываешь, ни к чему не стремишься.

Удовольствие от процесса, а не результата

И это, наверное, главная заноза в мозгу у многих современных игроков – идея о том, что в играх обязательно нужно как-то прогрессировать. Пресловутый GitGut из Dark Souls.

Впрочем, «соусы» — это просто яркий пример того, как игрок должен «соответствовать игре». Дескать, если у тебя не получается получать удовольствие от игрового процесса «Дарков» - стань лучше! Но проблема в том, что далеко не все люди хотят прилагать усилия и адаптироваться к игре. Некоторые заходят туда просто для того, чтобы почиллить.

Обилие игр, которым нужно «учиться», выработало у нас привычку. Прежде чем запустить что-то – нужно изучить кучу статей в интернете, а потом путем собственных проб и ошибок «становиться лучше». Конечно, и я, как и многие другие люди, от этого тоже получаю удовольствие. Но следствием этого является то, что со временем теряешь базовый навык – просто расслабляться в игре.

Иначе говоря, быть казуалом – тоже непросто. Чтобы радоваться хорошим, но не требовательным играм, иногда нужно перешагнуть психологический барьер.

Другой «бич», подгоняющий нас в играх – идея о том, что игровая сессия автоматически должна приводить к какому-то прогрессу. То есть ценность представляют не сами по себе два часа геймплея и сопровождающее их удовольствие, а какие-то «достижения». К примеру, если ты сегодня сыграл в мультиплеерный шутер хуже, чем вчера – то чувствуешь разочарование. И получается, что эти пару часов игры вечером после работы не улучшили твое настроение, а даже наоборот.

Path of Exile 2 стала "хардкорнее" первой части. И здесь ты "потеешь" даже при прохождении актов. Так что, фактически, расслабиться в такой игре просто не получается
Path of Exile 2 стала "хардкорнее" первой части. И здесь ты "потеешь" даже при прохождении актов. Так что, фактически, расслабиться в такой игре просто не получается

ММР по итогу вечера упал. Да, всем на это плевать. Но у тебя почему-то осадочек остается.

Зато в Snowrunner удовольствие получаешь не от результата, а непосредственно от процесса. Ну перевернулся грузовик – и перевернулся. Подгонешь другой и все вытащишь вместе с грузом. И получается маленькое, но запоминающееся приключение.

Да, можно, конечно, по-другому относиться и к «хардкорным» играм. Но они по своей сути устроены так, чтобы чего-то от тебя требовать – от этого не убежать. Поэтому, на мой взгляд, и нужны в арсенале «казуальные» проекты, которые выручают в те моменты, когда «потеть» откровенно не хочется.

Хотя, возможно, я просто «соскуфился» в плане игр.

А какие казуальные игры любите вы? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer