И что мешает просто наслаждаться геймлеем, не пытаясь что-то себе доказывать и «прогрессировать»
Недавно я открыл для себя Snowrunner. А затем распробовал автобаттлеры вроде Mechabellum. А потом и до совсем простеньких «тавер-дефенсов» дело дошло. Притом, что раньше подобные вещи мне были в общем-то малоинтересны. А объяснение очень простое.
Несмотря на всю любовь к Elden Ring или StarCraft 2, в некоторые периоды я своей жизни я просто понимаю, что не вывезу такие игры. Много работы, обилие семейных дел – как итог, вечером вдруг осознаешь, что у тебя нет никакого желания садиться за компьютер и запускать что-то, требующее от тебя большой концентрации.
И, если раньше я бы лучше вообще обошелся без видеоигровой сессии, то теперь иной раз просто выбираю что-то попроще – вроде вышеуказанных проектов. Но есть нюанс – даже в них я иной раз начинаю что-то искусственно усложнять, искать какого-то челленджа и т.д.
То есть для меня, как для геймера, привыкшего к требовательным играм, получать удовольствие от казуального геймплея – это не так просто. Почему так? Об этом сегодня и пойдет речь.
Сижу, машинки катаю
Сразу уточнение – когда я употребляю слово «казуальность», то я никого не принижаю, равно как и не пытаюсь выставить себя «киберкотлетой». Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что по сравнению со многими людьми, отдающими играм куда больше времени чем я, я являюсь именно казуалом. А говорю я сугубо про особенности геймплея в некоторых категориях игр.
Взять тот же Snowrunner – он вовсе не является какой-то «примитивной» игрой. Напротив, физика там хорошо проработана, и почти каждый заезд с грузом – это то еще испытание. Нужно знать маршрут, особенности того или иного грузовика или прицепа и т.д. НО. Игра все-таки не требует от тебя регулярной и сиюминутной реакции. Большую часть времени ты просто едешь, расслабляешься… и получаешь от этого удовольствие.
Например, в «дьяблоиде» Path of Exile геймплей тоже в целом медитативный. Бегаешь себе, уничтожаешь пачки врагов. Однако при этом существует неиллюзорная вероятность отхватить ваншот от какого-нибудь сильного врага. Да и вообще, приходится постоянно усиливать свой билд, сопоставлять кучу параметров на экипировке…
Словом, под «казуальными» проектами я имею ввиду игры, от геймплея которых ты на какое-то время действительно можешь расслабиться.
Похожий опыт дарит и упомянутая Mechabellum – стратегия, из которой практически полностью убрали микроменеджмент, оставив автобаттлер с компоновкой войск. Я периодически с удовольствием туда захожу, причем играю против людей, и даже PvP в целом не вынуждает как-то сильно напрягаться.
Вот только… периодически внутренний «хардкорщик» подкидывает мысль – а ведь в StarCraft 2 ты с каждой каткой мог бы прогрессировать! А здесь – ну так, сидишь, просто поигрываешь, ни к чему не стремишься.
Удовольствие от процесса, а не результата
И это, наверное, главная заноза в мозгу у многих современных игроков – идея о том, что в играх обязательно нужно как-то прогрессировать. Пресловутый GitGut из Dark Souls.
Впрочем, «соусы» — это просто яркий пример того, как игрок должен «соответствовать игре». Дескать, если у тебя не получается получать удовольствие от игрового процесса «Дарков» - стань лучше! Но проблема в том, что далеко не все люди хотят прилагать усилия и адаптироваться к игре. Некоторые заходят туда просто для того, чтобы почиллить.
Обилие игр, которым нужно «учиться», выработало у нас привычку. Прежде чем запустить что-то – нужно изучить кучу статей в интернете, а потом путем собственных проб и ошибок «становиться лучше». Конечно, и я, как и многие другие люди, от этого тоже получаю удовольствие. Но следствием этого является то, что со временем теряешь базовый навык – просто расслабляться в игре.
Иначе говоря, быть казуалом – тоже непросто. Чтобы радоваться хорошим, но не требовательным играм, иногда нужно перешагнуть психологический барьер.
Другой «бич», подгоняющий нас в играх – идея о том, что игровая сессия автоматически должна приводить к какому-то прогрессу. То есть ценность представляют не сами по себе два часа геймплея и сопровождающее их удовольствие, а какие-то «достижения». К примеру, если ты сегодня сыграл в мультиплеерный шутер хуже, чем вчера – то чувствуешь разочарование. И получается, что эти пару часов игры вечером после работы не улучшили твое настроение, а даже наоборот.
ММР по итогу вечера упал. Да, всем на это плевать. Но у тебя почему-то осадочек остается.
Зато в Snowrunner удовольствие получаешь не от результата, а непосредственно от процесса. Ну перевернулся грузовик – и перевернулся. Подгонешь другой и все вытащишь вместе с грузом. И получается маленькое, но запоминающееся приключение.
Да, можно, конечно, по-другому относиться и к «хардкорным» играм. Но они по своей сути устроены так, чтобы чего-то от тебя требовать – от этого не убежать. Поэтому, на мой взгляд, и нужны в арсенале «казуальные» проекты, которые выручают в те моменты, когда «потеть» откровенно не хочется.
Хотя, возможно, я просто «соскуфился» в плане игр.
А какие казуальные игры любите вы? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!
Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg
В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer