Современные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, становясь её неотъемлемой частью. Мы используем гаджеты для работы, общения, развлечений и даже для управления финансами. Но стоит задуматься: кто здесь главный — мы или наши устройства?
Личный опыт: залипание в технологиях
Несколько дней назад я завис в созданной мной группе «одноклассники» в мессенджере WhatsApp. Все участники не виделись уже не один десяток лет. Фотки, лайки... Рассказы о жизни, семьях, достижениях. В общем, конечно, капец как интересно! Несколько часов пролетело как пять минут.
И вот в этой оживлённой беседе кто-то очнулся в действительной реальности, глянул на часы и, осознав, что провалился во времени, сообщил всем об этом. Потом кто-то другой написал что-то о вреде виртуального пространства, ну и, как обычно, кто-то с умничал о том, что именно поэтому необходимо лимитировать детям время взаимодействия с гаджетом.
Дошла очередь «сумничать» и до меня. И я написал: прежде чем говорить о детском лимите, прежде всего нужно научиться лимитировать своё время. Так вот, именно научиться, научиться не ограничивать, а грамотно взаимодействовать с гаджетом!
Потеря телефона: реальность без гаджета
Сегодня я забыл телефон в такси и очень быстро это понял, но такси уже начало движение, и догнать его не представлялось никакой возможности. Я стоял и смотрел, как оно уезжает, а вместе с ним уезжает вся моя комфортная жизнь: моя стабильность, работа, деньги и всё сопутствующее. Причём самое интересное, что я ещё и в другой стране. В глазах немного потемнело, а на лбу появилась испарина.
Вы просто представьте хотя бы на минуту, какой станет ближайшая жизнь после поломки или пропажи вашего телефона. Банковские приложения, контакты друзей и родных, заметки, расписание и так далее...
Это, честно скажу, для меня просто капец, а потом же ещё и восстановление всего этого: явки, пароли, которые совсем не помнишь. В общем, ужас! И как бы нам ни хотелось, а придётся признать, что без этой волшебной коробочки наша жизнь уже не будет прежней. Мы слишком далеко шагнули, и гаджеты действительно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы покупаем еду, вещи, узнаём новости — да, мы постоянно там.
Дети и гаджеты: зеркало нашего поведения
Так что же мы хотим от детей, которые смотрят на то, как мы не вылезаем из телефона, но при этом запрещаем им? Это, знаете, как родители-алкоголики, круглосуточно бухая, рассказывают детям о вреде алкоголя.
Что делать?
Ведь разрешить детям поселиться в виртуальном пространстве тоже не вариант!
Мой вывод: единственный выход — это признать победу технологий и сосредоточиться на процессе обучения взаимодействия с телефоном, планшетом, компьютером. Научить ребёнка, как пользоваться этой прекрасной игрушкой не во вред себе, а извлекая из этого максимальную пользу.
Рекомендации:
Личный пример. Дети копируют поведение взрослых. Если вы сами не выпускаете гаджет из рук, требовать от ребёнка иного поведения — лицемерие. Начните с себя: ограничьте время использования устройств и покажите, что реальная жизнь интереснее виртуальной.
Совместное время. Проводите больше времени с ребёнком без участия гаджетов: прогулки, игры, чтение книг. Это укрепляет связь и показывает, что для развлечения не обязательно использовать технологии.
Образовательные приложения. Используйте гаджеты для обучения: развивающие игры, познавательные программы. Покажите, что технологии могут быть не только развлечением, но и инструментом для получения знаний.
Ограничения по времени. Установите чёткие правила использования гаджетов. Например, не более часа в день для развлечений. Согласуйте эти правила с ребёнком, чтобы он понимал их необходимость.
Безопасность в сети. Объясните ребёнку правила поведения в интернете: не разглашать личную информацию, избегать общения с незнакомцами, критически относиться к получаемой информации.
Альтернативные занятия. Предложите ребёнку разнообразные хобби и активности, которые могут конкурировать с гаджетами по интересу: спорт, музыка, рисование.
Помните, что полное запрещение гаджетов не решит проблему. Важно научить ребёнка осознанно и ответственно подходить к их использованию, чтобы технологии стали помощником, а не заменой реальной жизни.