Виктор быстро шел домой после института. Он был гордостью своего факультета, ему пророчили хорошее будущее, научную степень. Он шел на красный диплом, писал дипломную работу, которую планировал сделать основой своей диссертации.
Он проходил мимо серых панелей хрущёвок. Дома ждала его мама, Алла Петровна. Она одна растила сына, работала учителем в школе, преподавала русский язык и литературу. Школа была престижной, под ее контролем эту школу окончил и Виктор.
- Витя, у тебя золотая голова. Не разменивай свой потенциал на всякие гулянки, ты просто не имеешь права все профукать бездарно. Только труд и стремление вперед, - напутствовала она его.
Алла Петровна контролировала каждый шаг сына: выбор кружков в детстве, время возвращения домой, занятия вне школы, перечень литературы для чтения. Все было под ее контролем.
Виктор, особенно в подростковом возрасте ,пытался вырваться из-под удушающей опеки, мечтал о свободе, но мама отступила, а потом опять подчинила сына.
Восемьдесят восьмой год прошлого века был годом перемен. Тогда, как многим казалось, ветер свободы нес радость и счастье, в воздухе витала атмосфера свободы, гласности, перестройки. Повсеместно создавались кооперативные магазины, торговые точки, даже туалеты. Вся страна стала торговать, а не создавать. Виктор втайне от матери читал новые произведения, слушал западный рок и иногда, когда мама жила на даче, участвовал в веселых студенческих гулянках.
Там он познакомился с первокурсницей Леной: яркой, непосредственной, современной. Она носила разноцветные лосины, модные джинсы и кроссовки. Виктор влюбился в девушку, но осознавал, что мама будет против, так что отношения с Леной скрывал. Они гуляли, спорили, говорили о современном, и целовались в тени деревьев в парке. Дальше этого дело не заходило.
В самом начале лета Виктор с Леной приехали к его приятелю на день рождения. Виктор позволил себе расслабиться. Выпил больше, чем следовало, поддавшись общей эйфории. Помнил лишь смутные обрывки: громкая музыка, танцы, смех. А потом – темнота, только какие-то слова:
- Не надо, прошу тебя, не надо.
Проснулся он в своей квартире, рядом спала Лена.
– Что случилось?
Лена покраснела, а потом сказала:
- Я не хотела, но ты выпил, и не слушал моих возражений. Так что было то, что было.
Виктору было стыдно, как он мог! И было волнительно: что скажет мама?
После этого он встречался с Леной, но ничего не было. Затем Лена уехала на месяц, вернулась к сентябрю, и сразу подошла к Виктору в институте:
- Нам срочно надо поговорить.
- После лекций в парке, - сказал Виктор.
В парке Лена сразу сказала:
- Последствия той ночи есть, я жду ребенка.
- Ты уверена? – выдавил он.
- Я была у врача. Это точно. Витька, что нам теперь делать?
Он молчал, пытаясь переварить эту новость. В голове крутилось одно: что скажет мать?
- Не знаю, а точно от меня? Я же ничего не помню, это была ошибка, случайность.
- Знаешь, у меня никого, кроме тебя, не было, да я и не планировала вступать в эти отношения. И да, мои знают, что было, я им сказала. Мы приняли решение, что я буду рожать, а ты на мне жениться. И если будешь против, то у меня есть экспертное заключение после того раза, подтверждающее мое несогласие. Могу и заявление в милицию подать, х и не хочу этого делать, но у тебя выбор: жениться или под суд пойти.
- Я должен посоветоваться с мамой.
- Советуйся, у тебя неделя на решение всех проблем, дальше буду решать я.
Лена ушла, оставив его одного в парке.
Алла Петровна проверяла тетради, когда Виктор пришел домой и встал на пороге комнаты. Она оторвалась от проверки тетрадей:
- Ты сегодня задержался, что-то случилось?
- Мама, тут такое дело. В общем, Лена беременна от меня.
Алла Петровна моргнула и сказала:
- Этого не может быть! Никакой женитьбы. Пеленки, распашонки, потом требования денег. А как же будущее? Ты все хочешь бросить? Пусть решает эту проблему, я дам ей денег. Но ты жениться не будешь.
- Мама, это получилось случайно. И Лена сказала, что или женитьба, или напишет заявление в милицию. Я был не совсем трезв, в общем все было не совсем с ее согласия.
- Ах, она еще и шантажирует тебя? Она хочет разрушить твою жизнь? - и такая ненависть была в голосе Аллы Петровны, что Виктор поёжился.
- Мама, так что делать?
- Мне это не нравится, но жениться придется. Но учебу ты не оставишь. Это главное в твоей жизни.
Свадьбу сыграли буквально за неделю до родов. Гостей было мало, родители Лены и угрюмый брат, мать жениха с ненавистью глядела на невесту, Лена с огромным животом и испуганный Виктор, все время посматривающий на свою маму.
- Расплылась, как квашня! - шипела Алла Петровна, толкнув Лену плечом в узком коридоре ЗАГСа.
На вечере в ресторане Алла Петровна молчала, была угрюма и недовольна.
Через неделю Лена родила сына, который был похож на Виктора, как две капли воды. Лена приехала после роддома с мужем домой, но Алла Петровна даже не подошла к внуку. Кричащий младенец раздражал и Виктора, мешал ему. Он занимался на кухне, а потом Алла Петровна разделила свою комнату на две половины:
- Вите надо учиться, у него будущее. Это тебе ничего не надо, хоть няней, хоть уборщицей пойдёшь, а у него светлая голова. Так что заниматься он будет в моей комнате, а я ночевать с тобой и этим ребенком.
— Это не «этот ребенок», а ваш внук, кстати.
- Много еще всяких детей будет, а ему надо двигаться вперед, а не пеленки стирать. Родила сама, вот и занимайся.
Семейная жизнь молодых не сложилась. Виктор все больше времени проводил в институте, стараясь избегать дома. Алла Петровна методично портила Лене жизнь, и она с полугодовалым сыном переехала к своим родителям.
Когда сыну было 4 года, они развелись. В тот год случилось все: рухнула страна, у Виктора состоялся развод. Ветер перемен унес этих людей в разные стороны. Алименты Виктор платил честно, но сына не видел, да и видеть не собирался, ему это было неинтересно. Он защитил кандидатскую диссертацию, преподавал, был на хорошем счету. Вел лекции, подрабатывал репетиторством. Получал Виктор вполне прилично. Квартиру они с мамой продали, купили хорошую, недалеко от ВУЗа, где Виктор работал.
Больше Виктор не женился, да Алла Петровна была рядом, бдела, так сказать. Интрижки у него случались, но носили легкий, без обязательств на будущее характер. Ушла Алла Петровна тихо, оставив Виктора одного. Но тот через год женился, тихо жил со своей супругой, которая как две капли воды была похожа на его маму и внешне, и по характеру.
Не стало Виктора в 2022 году. Его супруга Светлана очень переживала, она осталась совсем одна. Подала заявление нотариусу на принятие наследства спустя два месяца после смерти обожаемого супруга, и тут узнала:
- Наследственное дело уже открыто, иск подал сын Виктора, Алексей.
- Алексей? – Светлана совершенно забыла о нем.
Насколько она помнила, мальчику было уже более 30 лет, но где его мать и сам мужчины, и чем занимаются, она не представляла.
- Наверное, Лена – какая-нибудь уборщица, а этот вырос и стал шофёром, или доставщиком чего-нибудь, - брезгливо подумала она.
Светлана нашла телефон сына Виктора и позвонила:
- Я хочу встретиться с вами.
- Давайте встретимся в кафе. Мне удобно завтра.
Они договорились о встрече.
Алексей хмыкнул, позвонил маме:
- Супружница биопапы звонила, хочет встретиться.
- От наследства отказаться будет уговаривать.
- Думаю, не уговаривать, а отдаст распоряжение, чтобы я мчался отказываться.
Лена засмеялась:
- Сходи, познакомься с дамочкой, поговори.
- Да, а потом к тебе с папой заеду, и на Катьку поругаюсь, чего это сестра нас забыла, племянники скучают.
Алексей подъехал на машине к кафе, но автомобиль оставил так, чтобы его не было видно, Светлана уже была на месте, сидела за столиком.
- Я хотел поговорить, ты должен отказаться от наследства.
Алексей удивленно вскинул брови.
- По какой причине я должен отказаться? Я законный наследник, и получу то, что мне причитается.
- Законный? Не смеши меня! Ты – ошибка Виктора, его неразумное поведение. И вообще, неизвестно, от кого тебя мать родила.
- От кого бы не родила, мой отец Виктор. И наследство я получу. Ваши фантазии меня не трогают и не интересны.
- Это моя квартира, тут жили мы с Витей, и я никому не позволю выселить меня на улицу.
- Я и не собираюсь Вас выселять. В отличие от Вас я прекрасно воспитан, и дам Вам дожить в этой квартире. Но и отказываться от нее не буду.
- Я по суду оспорю отцовство Виктора.
- Ваше право, меня это мало волнует, и никак не повлияет на принятие мной наследства. На этом – до свидания.
Светлана подала иск в суд:
- Прошу исключить Алексея из числа наследников. Он не сын Виктора, женились за неделю до родов, развелись, когда мальчику не было и 4 лет, после этого никогда не общались. Алексей никакого отношения к Виктору не имеет.
Алексей написал отзыв:
- Жена отца, вернее, уже вдова, не является лицом, которое может оспорить отцовство. Я рожден в браке, отец меня признавал, платил алименты, в свидетельстве о рождении указан, лично отцовство не оспаривал.
- Прошу провести экспертизу.
Суд отказал:
- Вы не являетесь надлежащим истцом. Отец признавал ребёнка, отцовство при жизни не оспорил.
Суд иск рассмотрел, и отказал Светлане:
… суд… исходил из того, что истец не относится к кругу лиц, которым законом предоставлено право оспаривания отцовства наследодателя в отношении его детей от другого брака.
Светлана злилась, она столько была рядом, терпела этого напыщенного Виктора. Да, у нее есть свои взрослые дети, почему она должна имущество отдавать этому наглецу.
Алексей спокойно приехал к маме. Лена вышла замуж второй раз, и отчим вырастил Алексей. Когда мальчику было 15 лет, Лена родила ему сестру. Лешка сестру любил, отчима обожал. Теперь уже и свои дети подрастали.
- Знаешь, Виктор был несчастным человеком, и глупым. Всю жизнь прожил умом мамы, потом жены. Жить так – без любви, без желаний, чужой жизнью.
Лена покачала головой:
- Кто знает, он был доволен той жизнью: мама рядом, занимается любимым делом, а большего ему было не надо.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2025 N 88-6092/2025