Научная статья опубликована в международном междисциплинарном научно-практическом журнале «Человек. Искусство. Вселенная» по результатам Девятой международной научно-практической конференции «Дифференциальная психология. Соционика. Когнитивная наука».
Аннотация. В статье рассмотрена связь уровня дохода с основными характеристиками типов информационного метаболизма: юнговскими дихотомиями, аспектами, тетратомиями (малыми группами), квадрами. С помощью социологического исследования определяется внутри каких малых групп наблюдаются существенные отклонения по месячного доходу. Выявляются тетратомии и дихотомии, с которыми больше всего связана перспективная доходность людей.
Ключевые слова: дихотомия, тетратомия, малая группа, социотип, уровень дохода, соционика, mbti, социология.
THE RELATIONSHIP OF INCOME LEVEL WITH SMALL GROUPS OF TYPES OF INFORMATION METABOLISM
Gurov S.A.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
Annotation. The article examines the relationship between income level and the main characteristics of the types of information metabolism: Jungian dichotomies, aspects, tetratomies (small groups), squares. With the help of sociological research, it is determined within which small groups there are significant deviations in monthly income. Tetratomies and dichotomies are identified, which are most associated with the prospective profitability of people.
Keywords: dichotomy, tetratomy, small group, sociotype, income level, socionics, mbti, sociology.
ВВЕДЕНИЕ
Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное» [9]. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем элементам общественной жизни. А без финансового элемента общественная жизнь немыслима. Некоторые люди начинают понимать это с детства, любимыми их играми уже в младшей школе становятся «магазин» и «монополия». Другие типы людей, являясь идеалистами, могут отрицать важность денежного фактора и в зрелые годы. Безусловно, это сказывается на их благосостоянии. А уровень благосостояния и финансовых амбиций связаны с самооценкой человека [8], что определяет социальную актуальность нашего исследования.
Определимся с какими соционическими факторами связан уровень дохода. Речь о корреляционной связи, а не функциональной зависимости. Естественно, люди любого социотипа могут много зарабатывать с силу разных причин. Заработок зависит от квалификации, опыта, спроса на профессию, региона проживания и многих других несоционических факторов. Социотип человека является одним из множества факторов. При этом, отрицать влияние типа информационного метаболизма нельзя, ибо он определяет сильные и слабые стороны человека.
Одни из главных способностей, определяющих уровень дохода, являются предпринимательские способности. По статистике, бизнесмены тратят на личные нужды в среднем в 1,5 раза больше чем те, кто работает в найме [7]. Нами уже была показана связь предпринимательского потенциала с соционическими аспектами [4]. Для ведения бизнеса необходимы следующие аспекты:
- деловая логика – от неё очень зависит эффективность труда и его оптимизация, вопросы выгоды и освоения технологий, необходимых для получения прибыли,
- интуиция возможностей – приоритетным видом конкуренции является конкуренция инноваций и тот, кто внедряет новое в бизнес, имеет преимущество перед тем, кто реализует стандартные продукты, ибо он может устанавливать более высокие цены, поэтому необходим поиск нового,
- интуиция времени – это чувство момента, прогнозирование, понимание трендов, планирование, вообще любая работа с временем и перспективами,
- волевая сенсорика – упорство в распространении влияния, желание получать ресурсы, в частности денежные. Чем выше твой статус и чем больше у тебя власти, тем больше возможности получить доступ к финансовым ресурсам. Когда ты сверху, у тебя преимущество. А волевые сенсорики часто оказываются в лидерах, и вгрызаясь в ресурсы, не отдают их.
Другие аспекты (этические, сенсорика ощущений и структурная логика) также нужны в бизнесе, но они менее востребованы. Каждый аспект у определенного социотипа имеет мерность от 1 до 4. При суммировании мерности наиболее востребованных в бизнесе аспектов, получен вывод о значительно различающемся потенциале каждого социотипа в предпринимательской деятельности. Социотипы были разделены на 4 группы по мерности функций, приоритетных для бизнеса (таблица 1).
В последнюю группу с наиболее низким баллом попал ЭСИ (Драйзер) и СЭИ (Дюма), однако, у этих типов стимульная группа – благосостояние. Соответственно, возник вопрос о том, может ли мотивация быть весомее самих предпринимательских способностей в получении большего дохода. Посмотрим на практике на связь благосостояния и с аспектами, и с малыми группами, и с ценностями.
Очевидно, что у социотипов неравный потенциал заработка. Одни типы – более предрасположены к добыче крупных сумм, другие – довольствуются малым. Однако, социотип определяет склонности и не гарантирует успех и всеобщее признание по той или иной функции. Человек может не реализовать склонности. Бывает и так, что потенциал огромный, а в реализации – стопор. Другая ситуация – у человека сложности с теми аспектам, которые нужны в заработке, но он научился их обходить за счёт других аспектов.
Получим ответ на следующие вопросы:
- Равномерно ли распределяется доход внутри малых групп социотипов или неравномерно? Есть ли существенные отклонения?
- С какой тетратомией/дихотомией больше связана доходность? Это определённая квадра, клуб или иная малая группа?
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ УРОВНЯ ДОХОДОВ С ЮНГОВСКИМИ ДИХОТОМИЯМИ И СОЦИОНИЧЕСКИМИ МАЛЫМИ ГРУППАМИ
Был проведён анонимный опрос среди людей, которые знают свой социотип. Этот опрос целесообразно было проводить только анонимно, потому что открыто большинство людей о своей зарплате чаще не говорят. Одни скрывают свой доход, потому что им стыдно, ибо их заработная плата слишком мала, а многие из тех, кто хорошо зарабатывает, скрывает уровень дохода из осторожности. Да и спрашивать человека о том, сколько он зарабатывает не всегда корректно. Поэтому, анонимность – это важное условие.
В опросе приняло участие 420 человек. Это 210 человек на одну дихотомию и 105 на одну тетратомию, поэтому определённую тетратомию, поэтому определённые выводы делать можно.
Обратим внимание на дихотомию логика-этика (рис. 1).
Среди логиков тех, кто зарабатывает больше 100 тысяч рублей в месяц в опросе было 65%, а среди этиков процент в 2 раза меньше. Объяснить это можно тем, что сильная логика ориентирует человека на практическую сторону жизни, на более прагматичный подход. По исследованию Тинькофф Бизнеса, предприниматели в среднем зарабатывают в 1,5 раза больше наёмных работников [7]. Поэтому очевидно, что предпринимательские способности имеют связь с доходностью. Предпринимательские способности включают понимание основ движения денежных средств, активов, прибыли, убытков, навыки управления бизнес-процессами, критическое и системное мышление, технические навыки, включая использование цифровых подходов для управления проектами, отслеживания продаж и многие другие способности, связанные с сильной логикой. Безусловно, этика тоже нужна, например, в установлении эмоционального контакта с клиентом, в работе с возражениями, но вопрос в балансе. Логических способностей требуется намного больше. И те этики, которые стали крупными бизнесменами, просто прокачали противоположный полюс восприятия информации. Хочу подчеркнуть, что разница в уровне доходов логиков – этиков имеет именно соционическую природу, а не, к примеру географическую. Логики – этики равномерно распределяются по разным регионам [5]. Поэтому тут географический фактор нивелируется. Однако, нужно учесть гендерный фактор. В статистике А. Аугустинавичюте [2], Е.С. Филатовой [10], а также в нашем исследовании [5] было продемонстрировано, что среди женщин преобладают этики. При этом нужно учесть, что для достижения высоких должностей или продвижения в профессиональной деятельности женщинам приходится прикладывать больше усилий, чем мужчинам из-за сложившихся в обществе стереотипов о ролях женщины в обществе [1]. Это является одной из причин более низкого заработка женщин и весомого отклонения в среднем заработке логиков и этиков, среди которых женщин намного больше.
По сенсорике-интуиции разница не существенна (рис. 2). Отклонение от равновесия на 4-5% можно списать на статистическую погрешность.
У сенсориков и интуитов свои плюсы. С одной стороны сенсорики как люди материального мира ориентированы на благосостояние, статус, комфорт, без денег не обеспечишь себя сенсорными благами, с другой стороны интуиты умеют мыслить перспективно, рисковать, понимать тренды бизнеса, что точно не менее важно в заработке. Дихотомия сенсорика-интуиция не показала связи с объёмом доходов. Но, когда мы посмотрели в разрезе 4 клубов, оказалось, что интуитивные логики – исследователи и интуитивные этики – гуманитарии очень сильно отличаются по средним доходам (рис. 3).
В бизнесе более востребована именно плюсовая интуиция. А вот между сенсорными логиками – управленцами и сенсорными этиками – социалами при выборке в 420 человек существенная разница не обнаружена. Что интересно, при выборке в 200 человек сенсорные логики явно лидировали, но, чем больше увеличивалась выборка, тем больше уменьшалась разница между управленцами и социалами и, наоборот, больше увеличивался разрыв между гуманитариями и исследователями.
Перейдём к дихотомии экстраверсия-интроверсия. Сама по себе интроверсия не является серьёзным минусом или плюсом. А вот экстраверсия – явное преимущество (рис. 4). Желание менять внешний мир очень важно. Именно те люди, которые меняли внешний мир, достигли большего и в финансовом выражении. Самые богатые люди мира – экстраверты. И, естественно, что когда был проведён опрос по малым группам стиля общения, оказалось, что экстравертные логики, представители делового стиля общения, явно лидируют по уровню дохода, а среди их дихотомических противоположностей – интровертных этиков, называемых в соционике душевными, уровень дохода более 100 тысяч встречался реже, чем в других группах стиля общения.
Вертность в сочетании с сенсорикой-интуицией определяет стимульные группы. И тут интересный вывод, что связи уровня дохода со стимульными группами нет никакой (рис. 5).
Отклонения абсолютно несущественны, а результат находится в пределах допустимой погрешности, связанной с ограниченностью выборки. Таким образом, у каждой стимульной группы приблизительно равный потенциал в заработке. Например, у «королей» (экстравертов-сенсориков) есть желание достигать большего, но могут быть проблемы с планированием, со стратегией, ибо очень слабая интуиция времени. «дамам» (интровертам-сенсорикам) важно благосостояние, но перспективные возможности и варианты они могут не замечать, ибо одномерная чёрная интуиция. У «рыцарей» (экстравертных интуитов), наоборот, много идей, но они часто оторваны от реальности. У любого «пажа» (интута-интроверта) есть личный финансовый интерес, но часто не хватает пробивной силы и энергии для реализации этого интереса. Поэтому сколько минусов, столько и плюсов в каждой стимульной группе.
И совсем другая картина образовалась, когда мы посмотрели на стили жизни, то есть группы сочетания логики-этики с рациональностью-иррациональностью (рис. 6).
Вообще по самой нальности нет сильных отклонений. И, по большинству групп стиля жизни результат находится в пределах погрешности, связанной с ограниченностью выборки, то по рациональным логикам, которые именуются в соционике «пентаклями», «динариями» или «конструкторами», те, кто зарабатывает более 100 тысяч рублей в месяц явно преобладают (67%). Черты рационального логика – это экономия и планирование бюджета, что менее характерно для других стилей жизни.
Но ещё более выражена связь с группами целеполагания (рис. 7). Тут неожиданно абсолютный рекорд по всем малым группам среди «линейно-напористых»: 73% людей, знающих свой социотип, заявили, что зарабатывают более 100 тыс. руб. в месяц. Преимущество в умении активно бить в одну точку. На втором месте «гибко-разворотливые», также экстраверты. Таким образом, уже второй опрос показал, что экстраверсия является одним из преимуществ в заработке.
По группам восприятия (перцепции) отклонения оказались несущественными (2-4%), в пределах допустимой погрешности, связанной с ограниченностью выборки. У каждой группы восприятия свои преимущества в получении большого дохода и свои минусы [6].
Интереснее посмотреть на связь с самым популярным типом малых групп – квадрами. Квадра определяет ценностные аспекты. И если в «бете» и «дельте» тех, кто зарабатывает больше и меньше 100 тыс. в месяц приблизительно 50 на 50, то «гамма» в лидерах, а «альфа» внизу рейтинга (рис. 8).
В каждой квадре есть люди с разным уровнем достатка, но среди «гаммы» бедных меньше. У квадры «гамма» ценностная деловая логика и волевая сенсорика. Причём, при опросе с деловой логикой связь оказалась сильнее, чем с волевой сенсорикой. Среди волевых сенсориков заработок до и от 100 тысяч составлял приблизительно 50 на 50, а среди чёрных логиков 72% имели доход от 100 тысяч. И, наоборот, среди белых этиков антирекорд по всем малым группам. Зарабатывающих более 100 тыс. было всего 33% (рис. 9).
Объяснить это можно тем, что милосердие и моральные принципы имеют в заработке гораздо меньшее значение, чем прагматизм и деловая хватка. Более того, чувства могут мешать людям решать деловые задачи. Белая логика в ЭГО, судя по опросу, имеет столько же минусов, сколько плюсов. С одной стороны белый логик умеет работать с цифрами, анализировать информацию, но с другой стороны копать сильно вглубь и теоретизировать в заработке не нужно.
ВЫВОДЫ
Выделим главные параметры, которые потенциально определяют денежность по результатам опроса: это признаки логика и экстраверсия; малые группы: деловой стиль общения, линейно-напористость, квадра «гамма», «пентакли» (логики-рационалы). Это аспект чёрная логика и интуиция+ (прогнозы и перспективы). В сумме все эти признаки дают социотип логико-интуитивный экстраверт (другие названия «Джек Лондон», «Предприниматель», «Селфмейдмен», ЛИЭ, ENTJ). В зарубежных компаниях у этого социотипа есть преимущества в трудоустройстве [4]. Это деловые, активные люди, обладающие самоорганизацией. У них высокая планка относительно того, как нужно вести работу. «Джеки» обладают предпринимательским потенциалом, умеют распоряжаться финансами. Деньги рассматривают как важный инструмент [3]. Они нацелены на результат, доводят идеи до практической реализации. И для реализации своих целей они умело использует такой ресурс как время, планируют деятельность, желают максимально не упустить момент. Им важно постоянное развитие.
Перспективы исследования связаны с анализом доходов не в целом по стране, а по отдельным городам, регионам, по возрастным группам, а также более детально по разным доходным сегментам. В заключении подчеркну, что по уровню дохода типировать нельзя. Типируем мы по комплексной методике, включающей дихотомический, аспектный и тетратомический метод.
Литература
- Артемцева, Н. Г. Представление об «успешности» современных женщин: психологический аспект / Н. Г. Артемцева, Д. А. Федосеенко // Человек. Искусство. Вселенная. – 2024. – № 1. – С. 107-116.
- Аугустинавичюте, А. О дуальной природе человека // Соционика, ментология и психология личности. – 1996. – № 1. – С. 5-18.
- Гуров, С. А. Ассоциативный метод типирования / С. А. Гуров // Человек. Искусство. Вселенная. – 2023. – № 1. – С. 114-120.
- Гуров, С. А. Соционический подход в бизнесе / С. А. Гуров, М. А. Алексеенко // Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – № 4(12). – С. 2.
- Гуров, С. А. Статистика типирований: половозрастные, географические и прочие связи / С. А. Гуров // Человек. Искусство. Вселенная. – 2024. – № 1. – С. 213-223.
- Гуров, С.А. О названии соционических малых групп – «групп восприятия» // Психология и соционика межличностных отношений. – К., 2019. – №11-12 (203-204). – С. 29-33.
- Исследование Тинькофф Бизнеса: предприниматели меньше покупают в супермаркетах, чем наемные сотрудники // tbank.ru: [сайт]. – 2024. – URL: https://www.tbank.ru/about/business/news/03062024-tinkoff-business-study-entrepreneurs-buy-less-in-supermarkets-than-employees/?ysclid=m5xwuxfogz279671842 (дата обращения: 30.12.2024).
- Криво, Н. Е. Самооценка: взгляд с точки зрения Православия, психофизиологии и психологии / Н. Е. Криво, Ю. А. Криво // Человек. Искусство. Вселенная. – 2024. – № 1. – С. 240-246.
- Системный анализ философских концепций о человеке и его развитии (на примере философии Будды, Конфуция, Платона и Аристотеля) / И. И. Ильясов, Н. Л. Нагибина, А. В. Титов, Ж. Г. Титова // Человек. Искусство. Вселенная. – 2024. – № 1. – С. 20-29.
- Филатова, Е.С. Соционическая статистика для 299 женщин, мужчин и их детей // Соционика, ментология и психология личности. – 2000. – № 6. – С. 46-57.
Для записи на типирование или заказа разбора социотипа знаменитости: