Сегодня напала эйфория, чувствую себя человеком во всех отношениях счастливым, хотя еще вчера рвал на себе волосы.
Ходим с клиенткой вокруг машины и радуемся. Цвет достаточно равномерный и глубокий, похож на красный, но при попадании света отливает розовым - ради чего и была выбрана кэнди-краска.
Качество гифок на Дзене эту глубину не передаст.
Нужно будет еще покрасить молдинги и добавить цвета на ручки дверей, чем я займусь сегодня.
Бампера с зеркалами решено было красить в серый, потому что клиентке вот-вот на этой машине уезжать, а новую банку розового всё никак не доставят - всё, что было на складе, мы, видимо, уже выгребли.
Красота и сложность
Покраска в кэнди - это, когда сначала наносится подложка, т.е. краска с крупным зерном.
Серебристая или тёмная, она выполняет роль линзы - отражает цвет под разными углами по-разному. А сверху уже кладётся несколько слоёв полупрозрачного цвета кэнди.
Подложка, как я уже сказал, может быть тёмной или светлой, что будет влиять на результат. Вот примеры из интернета. Слева и справа розовый цвет один, а подложка разная.
Можно сочетать светлую подложку с тёмной, выделять полосы, края или делать пятна. Ещё два примера из интернета.
Вот здесь больше тёмной подложки, а светлой только пройдены полосы.
А вот здесь уже куда больше светлой и акцент интересный. Примерно так я теперь хочу покрасить Оку.
Но в обоих случаях кэнди-цвет один.
А ещё подложка может иметь разное зерно. Вот варианты, которые мне показывали в магазине. Итоговый цвет тоже отличается.
Кроме того значение имеет количество слоёв: на тёмную подложку рекомендуется наливать 3-4 слоя кэнди. На светлую - от 5-8.
Чем больше слоёв - тем глубже получается цвет.
Хорошо это иллюстрирует разница между внутрянкой, где краску было решено экономить и я положил три слоя, и наружкой, где слоёв накидано семь.
Внутрянка выглядит на этом фоне блеклой, но она хороша по своему.
Резюмирую.
Главный плюс кэнди - с ним можно экспериментировать как угодно и получить абсолютно разные результаты.
Главный минус - если клиент попадёт в ДТП, то только я смогу перекрасить деталь и попасть в цвет, потому что только я знаю, как этот цвет получен: какая взята подложка, какое в краскопульте давление и дюза, сколько слоёв кэнди наносил и сколько они сушились.
В магазине, правда, сказали, что я тоже не попаду, и, что их маляр, перекрашивает похожую машину уже три раза, после того, как покрасил её сам. Проклял белый свет...
Но я применил маленькую хитрость: попасть в бледно розовый, которым покрашена внутрянка, будет реально сложно. А, если набросать кучу слоёв до покраснения, то каждый следующий оказывает на цвет всё меньше влияния.
Про крышу так не рассказал. Для неё была куплена отдельная банка чёрной кэнди, но я его, как и розовый, решил положить на серебряную подложку.
Оказалось, что чёрный кэнди укрывает ужасно плохо и даже после пяти слоёв получается в лучшем случае серый.
На самом деле это даже не серый, а какое-то зеркало, отражающее цвет неба.
Клиентка сказала, что серый тоже неплох: "Никто ведь не знает про замысел с чёрной крышей, а значит, будем делать вид, что так и было задумано."
Абсолютно согласен.)
Проделан огромный труд
В телеге написали, что два месяца, которые длится работа - это очень долго, я всё затянул и вообще так с клиентами низзя - их внутренний мир страдает.
Но на самом деле, огромной задержки нет.
Изначально планировалось красить только наружку, за что я хотел взять 120 тысяч + краска, и сказал, что за месяц справлюсь. Потом добавилась внутрянка, а это ещё еще работы на две недели. Правда, работы не очень сложной, поэтому я добавил 40 тысяч.
Сняв накладки, оказалось, что пороги сгнили, и машина уехала на две недели к кузовщику.
Я же в это время собирался заниматься навесными деталями, но не мог ничего поделать, даже не потому, что сломалась Ока - рабочий блэтмобиль, а потому, что резко похолодало и грунты в гараже с батареями сохли по 5 дней.
Будь у меня профессионально обустроенная малярка, либо лето на дворе - всё бы получилось быстрее. Возможно, сильно быстрее...
Но клиент прекрасно понимал, что пригоняет машину не в автосервис. Покрасить мне предложили бесплатно в гараже у соседа. Отсюда, с одной стороны, достаточно невысокая цена, не включающая амортизацию и коммуналку. С другой стороны - уже риски, что работа растянется во времени.
Мне самому делать машину два месяца тоже, поверьте, не прикольно, хочется кушаЦ.
Ауди была тёмно-синей, поэтому для экономии серебристой подложки, которая стоит 6 к за литр, её пришлось заливать грунтом.
И, конечно, нашлось огромное множество нюансов, усложняющих подготовку.
Зазоры нужно было выставить правильно, чтобы двери не тёрлись.
Я вообще не понимаю, что за мастера пьяного стиля так оставляют зазоры? Следующий клиент с похожей проблемой будет - дверь терлась об крыло, стёрла краску и все по итогу сгнило.
Ну подвиньте ж на пару миллиметров, убедитесь, что закрывается!
...
Крыша была облезшей - результат либо плохой подготовки (нормально не обезжирили или клали на глянец), либо серьезных нарушений интервалов между слоями.
А хуже всего было заднее крыло, на поверку оказавшееся вваренным крылом от совершенно другой машины, заваленным килограммом шпатлёвки, которая вся потрескалась.
Пришлось её всю стирать. Пылищи было столько, что я потратил день на выдувание гаража, а отмыть ворота снаружи получилось только напором воды под давлением.
Новое крыло я лепил два дня по образу и подобию. Постарался получше отрихтовать, чтобы класть поменьше шпатлёвки и в будущем оно не потрескалось.
Немало работы скрывалось в перекрашивании внутрянки. Накидывать нужно было не 40 тысяч, а все 100. Пока всё разберёшь, пока отмоешь, пока подготовишь, вплоть до каждого болтика... Проходит в итоге вечность.
А потом всё это лего-барби пришлось собирать с выставлением зазоров, чтобы в конце облить машину целиком.
Как красить кэнди?
Знаете, в чём главная проблема кэнди-цветов?
Невозможно найти в интернете единого мнения, как наносить их правильно. У каждого свой опыт, зачастую противоположный другим.
Один пишет, что каждый слой нужно сушить по два часа и всю машину красить целые сутки, другой - что выдерживал после сушки по 10 минут и всё получилось круто, третий - что нужно нанести базу, а лак только через сутки, четвертый - что нужен межслойный лак, а иначе всё облезает...
И ведь спорят до кровавых соплей!
Доверять производителю тоже не получилось. К банке шёл куаркод с инструкцией: "Мол, разводите в специальном разбавителе 1 к 1."
Когда я именно так и разводил - краску рвало буквально на первом слое.
Только опытным путём было установлено, что разбавитель можно добавлять в лучшем случае 2 к 1, иначе подложка встаёт раком, покрывая машину темными пятнами.
Выжег все нервы
Обливать краской в первый раз я ехал на позитиве, в хорошем настроении, слушал по дороге "Мельницу" и на все сто верил в результат.
Я — голубая трава, что поёт
Даже во сне, что крушит железо в горсти,
И голубая трава вечно ждёт,
Иди же ко мне, сопротивленье, мой друг, бесполезно, поверь, бесполезно —
Прости.
На мой скромный взгляд краска легла хорошо, по крайней мере так смотрелось в гаражном свете.
Однако, на улице вдруг оказалось, что получился... фиаско.
Задняя дверь очевидно темней передней, в середине все детали светлее, чем по краям - по привычке я водил рукой, немного заходя за края. Левая сторона получилась сильно темнее правой. А на капоте нарисовались черные полосы поднятой раком подложки...
Да, на фотке это не очень хорошо видно, но в реальности клиентка едва сдерживала слёзы, да и я знатно прифигел.
Вопрос "перекрашивать или нет?" даже не стоял.
Я пытался спросить совета в магазине, но там сказали:
- Чел, это самый сложный цвет, ты всерьёз хочешь покрасить им равномерно в неидеальных условиях? Да ты, если даже давление в пульвике уронишь, то, пока руку доведешь, получишь на выходе совершенно другой оттенок. Мы не рекомендуем связываться с кэнди. Это так-то вообще краска для мотоциклов. Она не предназначена заливать такие объёмы.
- А что мне делать?
- Заматировать аккуратно, без протирок, поставить получше свет и добавлять розового туда, где его не хватает. Но шансов у тебя мало.
Второй раз я ехал перекрашивать уже на нервах. Слушал по дроге "Катарсис".
Верни им небо,
Тоску по дому утоли,
Посеребри путь
Звёздной пылью.
Верни им небо
Хозяин Света и любви
И в знак прощенья
Дай вновь крылья
Им...
В телеге спросили, не нанесёт ли эта машина моей самооценке урон, если не получится? "Ведь автор считает себя профессионалом".
Нет, друзья, не считаю. Т.е. я - профессионал в подготовке, могу слепить Венеру Милосскую из шпатлёвки и сделать ей руки так, чтобы была "нэ бита, нэ крашена".
В нанесении же сложных цветов у меня нет никакого опыта. Я очень редко в жизни наносил всякие трехцветки, ксиралики и кэнди.
Большинство клиентов хотят покрасить машину в чёрный, максимум в тёмно-синий. В России так-то живём, где не приняты эти ваши яркие, экстремистские расцветочки, а положено жить по Достоевскому, страдая и ища во тьме искупления.
Однако, я собрался с мыслями, проштудировал интернет (где было миллион кардинально противоположных мнений) и решил, нужно сделать четыре вещи:
1. Ходить с переносной лампой, не спешить, освещать каждую деталь.
2. Доводить руку до середины соседней детали, чтобы число слоёв было одинаково посередине и на краю. Не терять давление.
3. Развести краску пожиже, как написано в инструкции.
4. Обклеить машину иконами.
Но покраска не задалась, ибо перестал работать компрессор.
Я провозился с ним три часа, разобрал, обдул, подключал к разным удлинителям и напрямую, и даже съездил за новым маслом, пока добрый человек в комментариях телеги не написал: "Крутани винт рукой".
Спасибо ему большое от души в душу!
С компрессором всё было хорошо, просто сработали иконы. Бог уберёг от покраски машины вечером.
Заснуть я в тот день не мог, волновался и бахнул даже снотворное.
Третий день ехал на конкретных таких нервах, слушал по дороге "Арию".
Что нас ждет,
Море хранит молчанье.
Жажда жить
Сушит сердца до дна.
Только жизнь
Здесь ничего не стоит
Жизнь других,
Но не твоя!
Всё, казалось бы, сделал хорошо, развёл краску пожиже...
Иииии, её на первом же слое с треском порвало...
В трех местах. Очень жёстко порвало, так, что пришлось потратить день и откатить техпроцесс обратно: загрунтовать, высушить, растереть и снова кинуть подложку.
Задача ещё более усложнилась. Теперь я понял, что производитель наврал. Разводить 1 к 1 нельзя. Хотя, возможно, нельзя именно в моих условиях: при таком давлении в пульвике и температуре, как у меня.
Теперь придётся покрасить равномерно и не налажать, учитывая, что часть деталей - серые.
Когда я ехал перекрашивать на четвертый день, никаких нервов уже не было. Ощущение, как после зубного врача, когда пульпит болел, но нервы выжгли и выковыряли иголкой и теперь немного ноет щека.
Только вместо щеки - душа.
Ноет от осознания, что запасного плана нет. Я просто не представляю, что делать, если четвертый раз не получится.
Останется только забрать компрессор и пульвики, сунуть всех в чёрный список и тикать с городу.
Шутка...
Ничего по дороге не слушал, но застал себя тихонько напевающим "Сектор газа".
Господи, помоги!
Эх, одолели меня эти враги! ...
Николай Угодник, защити!
Эх, доконали черти
...
Краску я разводил даже не 2 к 1, а еще жирней. Между слоями сушил по 40 минут, а самих слоёв накидал около семи, чтобы выровнять серые детали с розовыми по цвету. Лампы было аж две, даже купил для этого дела дополнительный удлинитель.
Между слоями, чтоб не нервничать, смотрел фильмы "Никогда не сдавайся", "Никогда не сдавайся 2" и "Никогда не сдавайся 3".
Не сдался. Закончил поздно вечером, с осознанием, что всё получилось и я поднялся на ступеньку выше к тому самому профессионализму.
Сегодня с бамперами закончу и останется пару дней собрать. Отполирую потом, когда клиентка и я побываем в отпуске. Лак в такую погоду сохнет ужасно долго.
Выводы для себя после этой покраски сделал. С одной стороны никогда больше не красить в кэнди. С другой - красить в кэнди можно, но за совершенно другие деньги. Чтобы нервные клетки окупались. Потому что эта машина оказалась проектом абсолютно невыгодным по деньгам и принесла из полезного только по сути опыт.
Спасибо за внимание, друзья, и до встречи в следующих материалах канала! Как закончу машину - они будут выходить чаще.
А пока меня можно найти в телеге. Там много странной, но весёлой фигни, например, есть видео, как насмотревшись "Никогда не сдавайся 2" автор пытался порвать ударом лист бумаги.