Найти в Дзене
Православная Жизнь

Пасха – Светлое Христово Воскресение

Вера в Восстание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из мертвых – сердцевина православия и других библейских конфессий (1 Кор. 15:14). Святые апостолы пошли и в без того жестокий мир со скандальной проповедью о Воскресении Христовом, подвергая себя через это послушание еще более великим скорбям. Иудеям, знавшим о Спасителе лишь по необыкновенным слухам, и язычникам всего древнего мира ученики Иисуса изрекали абсолютную духовную истину. И обязательно делились своим свидетельством о том, что Человек, Который эту истину принес, был убит, но ожил, чем и подтвердил Свою божественность. Как на заре христианства большинство людей воспринимало полноценных свидетелей восстания Человека из мертвых за безумцев, так и теперь такое же большинство называет безумцами мистических свидетелей Пасхи Господней. Но апостолы и святые последующих веков подтверждали свою правоту чудесами и готовностью умереть за имя Христово. Это может прозвучать для многих неожиданно, но это нужно запомнить и усвоить:

Вера в Восстание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из мертвых – сердцевина православия и других библейских конфессий (1 Кор. 15:14).

Святые апостолы пошли и в без того жестокий мир со скандальной проповедью о Воскресении Христовом, подвергая себя через это послушание еще более великим скорбям. Иудеям, знавшим о Спасителе лишь по необыкновенным слухам, и язычникам всего древнего мира ученики Иисуса изрекали абсолютную духовную истину. И обязательно делились своим свидетельством о том, что Человек, Который эту истину принес, был убит, но ожил, чем и подтвердил Свою божественность. Как на заре христианства большинство людей воспринимало полноценных свидетелей восстания Человека из мертвых за безумцев, так и теперь такое же большинство называет безумцами мистических свидетелей Пасхи Господней. Но апостолы и святые последующих веков подтверждали свою правоту чудесами и готовностью умереть за имя Христово.

Это может прозвучать для многих неожиданно, но это нужно запомнить и усвоить: чудо Воскресения Христова уступает по своему величию самому великому чуду, скрытому от глаз – духовной победе Господа над грехом, дьяволом, адом и обреченностью на вечное проклятье каждого человека. Она свершилась в момент смерти Спасителя. Многие богословы (например, византийский писатель и автор синаксаря Никифор Каллист, живший в XIV веке) называют величайшим священным днем именно Великую Субботу, закономерным результатом которой и видимым знаком Искупления стала Пасха Господня.

-2

Христианское учение утверждает, что вселенная, в своей видимой части считаемая большинством людей местом опасным и жестоким, после мессианского служения Христа хоть и осталась несовершенной и скорбной, но в целом стала хорошей для человека реальностью – спасение доступно всем желающим, Бог заботится о познании истины Своими детьми, а блаженный рай продолжает наполняется душами праведников и просто спасенных. Это нельзя увидеть тленными глазами, услышать смертными ушами и пощупать руками – истина постигается всяким, кто уверовал в проповедь Вселенской Апостольской Церкви и отправился во внутренний путь за Христом.

Меньшинство христиан святы, поэтому на духовном пути кто-то отстает от Христа, кто-то задерживается на одном месте, иные регулярно спотыкаются и падают в грех, а некоторые становятся блудными сыновьями из притчи Господней (Лк. 15:11-32), уходя «на страну далече» или ропща на Бога. Но Отец Небесный видит наши немощи и продолжает любить Своих детей, потому что христианину или христианке невозможно забыть, как однажды стучащемуся в сердце Христу была отворена дверь, и что вслед за этим в человеческой душе свершилось нечто неизреченное.

Человек вечен, а, следовательно, бесконечен – он сотворен, чтобы стать храмом Бога. Внутри наших душ где-то есть врата Небесного Царства – некая точка, бесконечно отстоящая от нашего поверхностного и предсказуемого человека, отчасти сообразующегося с этим миром (Рим. 12:2). Только Спаситель может помочь преодолеть эту бездну.

Хотя чудо Воскресения Христова свершилось в полной тайне даже от Ангелов, ум самовидцев Спасителя и христиан, преодолевших на духовном пути определенную ступень, видит и знает, что Господь воистину воскрес.

Если Великая Суббота – это главный день нашей вселенной, то Пасха Господня – это сверхсвященный день, как бы выпадающий из потока времени и ежегодно открывающий христианам дверь в вечное грядущее Царство Божье. И только когда оно наступит видимым образом (Лк. 17:20-21), вселенная станет совершенной во всех отношениях (Откр. 21).

Прохождение через воскресение из мертвых в прославленном Богом нетленном теле уже свершила Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. То же самое предстоит всем человеческим душам, обитающим в невидимом раю, и тем из нас, кто не остановится в следовании за Христом. И тогда из тайны и предмета веры это чудо станет личным переживанием христиан.

-3

Православному человеку полезно приводить себе на ум истину о Христовом Воскресении каждодневно, чтобы внутренняя привычка привела к постоянному духовному созерцанию Пасхи Господней. Раз Христос – победитель смерти, то чего могут бояться Его подопечные, и отчего они могут унывать? Что может повергнуть в печаль человека, знающего, что он будет вечно жить полноценной духовной жизнью в нестареющем и не болеющем теле вместе со своим Спасителем и со своими братьями и сестрами?

Все святые и просто спасенные люди воскреснут в телах, подобных Телу, в котором воскресли Спаситель и Богоматерь. Природа плоти обитателей грядущего Царства Божьего загадочна, но кое-что о ней не является секретом. Когда апостолы Лука и Клеопа шли в Эммаус, печалились и недоумевали обо всем произошедшем с Иисусом, воскресший Спаситель догнал их и поравнялся с ними (24:13-35). Апостолы не узнали Его, но самое главное – они не удивились. Лука и Клеопа подумали, что перед ними обычный человек. Получается, будущие тела всех христиан в чувственном отношении представляют из себя то же самое, что тело тридцатитрехлетнего человека – волосы, ногти, зубы, текстура кожи, упругость плоти и прочее – все будет таким же.

Но Евангелие повествует еще и о том, что Воскресший делался невидимым, проходил сквозь материальные преграды (Ин. 20:26) и появлялся в отдаленных друг от друга местах через короткие промежутки времени. Не стоит забывать, что нашим будущим телам (если спасемся) в той или иной степени свойственно сияние божественной славы (Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36).

-4

Итак, Христос воистину воскрес, братья и сестры!

Пусть вера в великое чудо не оставляет никого из нас ни на единое мгновение и отгоняет весь ропот, уныние и страх от ожидания бедствий этого неспокойного мира. Будем видеть сердцем бездыханное, изувеченное и окровавленное за наши грехи, помазанное благовонным маслом, завернутое в плащаницу Тело Спасителя, но по мановению Божьей воли оживающее.

Пусть истина о Воскресении Христовом не угашает в нас хотя бы слабый огонек любви к Богу и друг другу, чтобы однажды сделать его мощным, неугасимым, пожирающим всякое зло пламенем непрерывной пасхальной радости!

-5