Найти в Дзене
Александр Матусевич

Редкого Верди не испортили

Раритетную в России оперу раннего Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе» представила Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского в Московской филармонии в рамках своего вердиевского абонемента. Удивительно, но первый оперный композитор мира — Джузеппе Верди — все еще имеет в своем портфолио сюрпризы для России: из его 26 опер есть еще такие, которые не звучали в нашем отечестве никогда. Три таких можно назвать совершенно точно — это «Оберто», «Король на час» (обе — самые первые опыты маэстро в оперном жанре) и «Альзира». Но есть и иные, которые так редки в российской исполнительской практике, что их можно считать здесь до сих пор практически неизвестными. Лишь совсем недавно «Новая опера» познакомила российских меломанов с до того никогда не звучавшими «Стиффелио» и «Разбойниками»: первая даже удостоилась постановки в этом театре, вторая прозвучала пока лишь концертно, но уже несколько раз (обе делал выдающийся молдавский дирижер Александр Самоилэ). Пару сезоно

Раритетную в России оперу раннего Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе» представила Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского в Московской филармонии в рамках своего вердиевского абонемента.

Программка концерта
Программка концерта

Удивительно, но первый оперный композитор мира — Джузеппе Верди — все еще имеет в своем портфолио сюрпризы для России: из его 26 опер есть еще такие, которые не звучали в нашем отечестве никогда. Три таких можно назвать совершенно точно — это «Оберто», «Король на час» (обе — самые первые опыты маэстро в оперном жанре) и «Альзира». Но есть и иные, которые так редки в российской исполнительской практике, что их можно считать здесь до сих пор практически неизвестными. Лишь совсем недавно «Новая опера» познакомила российских меломанов с до того никогда не звучавшими «Стиффелио» и «Разбойниками»: первая даже удостоилась постановки в этом театре, вторая прозвучала пока лишь концертно, но уже несколько раз (обе делал выдающийся молдавский дирижер Александр Самоилэ). Пару сезонов назад в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко опять же впервые в России прозвучал «Корсар» — также в концертном варианте (работа дирижера Феликса Коробова). Лакуны постепенно заполняются: даже у великого Верди не все творчество равноценно, не все его оперы имеют право быть на постоянной основе представленными в отечественном театральном репертуаре, однако Верди — есть Верди, его вклад в оперную сокровищницу столь велик, что маэстро вполне заслуживает того, чтобы наконец все его оперы были исполнены в нашей стране, хотя бы разово.

Тем более, что Верди в России любили всегда. И всегда помнили, что однажды маэстро написал оперу и для России: в 1862 году в петербургском Большом театре состоялась мировая премьера его «Силы судьбы». Но задолго до этого события была им создана другая романтическая история — «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1843). Ее премьера вызвала манифестацию в «Ла Скала»: стонущие под австрийским игом итальянцы увидели в сюжете о далеких по времени и расстоянию от Аппенин победах их предков призыв к освобождению родины и ее объединению. Ситуация, похожая на историю с третьей оперой Верди — «Набукко»: «Ломбардцы» были его следующей работой, вышедшей всего лишь спустя год. Стиль этого сочинения также близок к «Набукко»: здесь еще очень мало индивидуального вердиевского, четко вырисовывается стилистика позднего бельканто, родственная Беллини и Доницетти, тем не менее, некоторые фрагменты уже напоминают авторские вердиевские находки, позже которые можно будет услышать с блеском реализованными, например, в его гениальном «Риголетто». А кроме того «Ломбардцам», как и «Набукко», свойственны многочисленные величественные хоры ораториального типа.

«Ломбардцы» — редкая гостья в России, хотя впервые эта опера появилась у нас всего через два года после мировой премьеры в Милане (ее поставили в 1845-м одновременно в Одессе и Петербурге). Тем не менее, к ней иногда обращаются: в прошлом десятилетии она в концертном исполнении звучала на Крещенских фестивалях в «Новой опере» и на фестивале Мстислава Ростроповича в Зале Чайковского (вторая редакция опуса, сделанная Верди для парижской сцены в 1847 году — под названием «Иерусалим»). По сравнению с «Набукко» у «Ломбардцев» есть достоинства и недостатки: первое — это четко прочерченная романтическая линия, позволившая композитору изящно обрисовать лирические страницы повествования; второе — крайне запутанное либретто Темистокле Солеры со множеством действующих лиц и сюжетных линий, что снижает драматургическую цельность опуса, лишает его динамики и как следствие — силы эмоционального воздействия.

Валерий Полянский уже не одно десятилетие строит в Москве свою концертную оперу — исполнение его Капеллой оперных полотен случается регулярно, репертуарный охват за прошедшие годы огромный. Полянский обращался и к популярным, и к редким операм, и к иностранным, и к русским, возрождал он раритеты и даже проводил российские премьеры (например, оперы Альфреда Шнитке «Джезуальдо»). Эти культуртрегерские усилия маэстро вызывают искреннее уважение, хотя воплощению всех замыслов дирижера по высшему разряду нередко мешает вокальный состав этих исполнений. Если хор и оркестр Капеллы — высококлассные коллективы, чаще откровенно радующие качеством исполнения, или, по крайней мере, никогда не вызывающие нареканий, то подбор солистов нередко приносил разочарование. Валерий Кузьмич долгие годы работает с одной и той же командой певцов, как штатных солистов его Капеллы, так и приглашенных артистов из московских театров: в этой команде есть откровенно слабые звенья, певцы, по меньшей мере, вызывающие досаду у слушателей.

К счастью январское исполнение «Ломбардцев» в столичном Зале Чайковского было лишено самого проблемного звена кастов Капеллы, что резко подняло качество исполнения и общее от него впечатление. Коллективы Полянского звучали как всегда отлично, особенно порадовала ритмическая и интонационная точность хора, отличный баланс между партиями; качественно звучал и оркестр, в котором убедительными оказались все ответственные соло, особенно скрипичное в исполнении концертмейстера Андрея Кудрявцева — Верди подарил первой скрипке настоящую развернутую пьесу, полную технических сложностей, с которыми солист совладал уверенно, местами не без блеска. Качество подготовки материала, его проработанности, а также владение им маэстро, у которого четко выстроена драматургия партитуры, отделаны все детали, нет ничего проходного, вызывали искреннее уважение и даже восхищение — московская публика получила добротное прочтение, из которого вполне можно было составить объективное представление о плюсах и минусах раннего творения Верди. Не вина маэстро Полянского, что наряду с изяществом и ораториальной приподнятостью, страницы опуса полны общих мест позднего бельканто и драматургической чересполосицы: ГАСК и ее руководитель сделали все, чтобы представить «Ломбардцев» максимально выигрышно.

Три партии густонаселенной оперы являются ведущими — Пагано, Джизельда и Оронте, по исполнителям именно этих ролей судят об успехе всего предприятия. Солист Капеллы бас Руслан Розыев на этот раз сумел в максимальной степени преодолеть свое привычное заглубленное звучание, поэтому в партии Пагано в его интерпретации можно было насладиться весомым, объемным голосом темного окраса, а в эмоциональном решении роли он сумел избежать переигрывания, каким иногда грешил ранее, отчего образ вышел значительным и академичным. Ярко спел партию Оронте тенор из МАМТа Чингиз Аюшеев — его богатый спинтовый голос наделил героя подлинной экспрессией, отчего образ вышел убедительным, а со всеми техническими сложностями непростой партии Аюшеев справился мастерски. Партию Джизельды — виртуозную и героическую одновременно — на мировой премьере в 1843-м пела Эрминия Фреццолини, чей голос сам композитор определял как ангельский; в ХХ веке роль исполняли как лирические (Рената Скотто), так и драматические (Гена Димитрова) сопрано, поэтому допустимы разные трактовки. Солистка ГАСК Юлия Томина спела главную женскую партию «Ломбардцев» красивым, ясным, сфокуссированным звуком, продемонстрировав чудесное владение верхним регистром, изящество вокализации и продуманность фразировки, лишь ее крайним нижним нотам несколько не хватало плотности и драматизма. Из исполнителей партий второго плана стоит отметить двух дам — Екатерина Чудотворова из Московского театра оперетты явила вновь мощное и гибкое сопрано в роли Виклинды, а Евгения Сегенюк из Большого — сочное, густое контральто в роли Софии.

"Журнал изящных искусств", № 1 (5), 2025, с. 109-112