Военные навыки карачаевцев прослеживаются как в поведении дома, так и на улице. Они со временем переросли в национальный этикет, который был перенят многими народами Кавказа. Нюанс состоит в том, что перенявшие могут описать саму традицию, но обосновать причины её возникновение в обществе никто, кроме действительных её прародителей, не сумеет. Например, согласно карачаевскому этикету, когда двое идут по улице, младший должен быть слева для того что бы правая сторона старшего, обязанного в случае опасности принять бой первым, оставалась свободной.
А когда группа состоит до четырёх человек, порядок построения идущих меняется. Что бы читатель мог визуально представить себе картину, мы предлагаем следующий пример. Допустим, по улице идут старший и три его приятеля в возрасте 24, 22 и 20 лет. 20 летний идёт справа от самого старшего. 24 летний идёт с его левой стороны, а 22-летний последним слева. Такой порядок построения объясняется тем, что в случае опасности старший становится командующим, а самый младший курьером. Именно по этому, младший должен быть под правой рукой командира. После ухода курьера его место занимает 22-летний приятель. А если и 22-летний вынужден будет уйти с поручением, оставшиеся двое уже не меняют порядок построения, так как младший как выше сказано идёт с левой стороны.
Такой порядок построения заинтересовал даже французского писателя Александра Дюма настолько, что он выстроил героев своего знаменитого романа «Три мушкетёра» именно в этом (карачаевском) порядке построения. Да, именно в карачаевском порядке, так как он был хорошо знаком с обычаями народов Кавказа, где именно карачаевцы вызывали его восхищение. Поэтому он писал: «Хвалёная Грузия и славная Кабарда недостойны изумительных народных обычаев Карачая».
«Древо амазонок» могло произрасти только в таком обществе, где женщины пользовались бы большим уважением и признанием их мужской половиной этого общества.
***
Уважение к женщине
Все историки, путешественники, учёные ознакомившиеся с обычаями Карачая, отмечали их уважительное отношение к женщине. Бларамберг Иоган пишет: «В отличие от других горцев, они (карачаевцы) питают большую привязанность и человечно относятся к своим жёнам. По своему положению жена у них, как и у нас, подруга жизни, а отнюдь не рабыня…»
Г. Клапрот пишет: «Обычно они берут лишь одну жену некоторые, однако, имеют двух или трёх, с которыми они живут очень мирно, и с которыми, в противоположность другим народам, они обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка у своего мужа».
К.Хетагуров пишет: «А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению».
В.Тепцов пишет: «Уважение старших – это основной закон карачаевского нравственного кодекса...Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».
Уважительное отношение к женщине у карачаевцев начинается не со времён посещения этих мест европейскими авторами. Это их национальное отличие, истоки которого уходят в древнее прошлое. На сегодняшний день широкое распространение среди народов Кавказа имеет обычай, где женщина может остановить кровопролитие своим платком, брошенным на землю между противниками. Тому, что этот обычай берёт своё начало от Карачаевцев, имеются два свидетельства:
а) европейские авторы, разновременно посетившие Кавказ только у карачаевцев отмечали уважительное отношение к женщинам.
б) только в карачаево-балкарском языке можно найти объяснение тому, почему кровопролитие мог остановить именно платок, а не какая-то другая часть одежды.
«Платок» на карачаево-балкарском языке звучит как «джаулукъ». То же самое слово «джаулукъ» означает и вражду от слова «жау» – враг. Брошенный платок между врагами это своего рода шифрованное повеление женщины прекратить враждебные отношения. В языке других кавказских народов отсутствует подобная связь между словами «платок и вражда».
***
Как известно карачаевские женщины надевали платок только после замужества. Это один из элементов традиций амазонок, у которых платок на голове означал отход от ратных дел и переход к семейной жизни. Сегодняшние обычаи, когда женщина бросает платок на землю это «угроза потомков амазонки», что она вступит в бой. Вчерашний страх перед боем амазонки, преобразовался в сегодняшнее уважение к её платку. У карачаевцев существует поговорка – «къатын урушха къан дауланмайды», что в переводе «за сражение женщины не мстят (не объявляют мести)». Это так же указывает на то, что карачаевские женщины владели оружием и при надобности вели смертельную битву. И никто за это не таил кровной мести. Именно по этому мужчина спрятавшийся за спиной женщины спасал свою жизнь, потому, что ни кто не сумел пробраться к мужчине под защитой женщины. Поэтому и родилась поговорка «къатын артына букъма – не прячься за женской спиной». Сегодня это расценивается как уважение к слабому полу. Но карачаевские женщины (потомки амазонок) завоевали это уважение.
Приведённые выше свидетельства из языка и обычаев карачаевцев/балкарцев, из описаний карачаевцев/балкарцев средневековыми европейцами и древними греками, доказательств в пользу создания предками карачаевцев/балкарцев короткого меча позволяют сделать вывод о том, что карачаевцы/балкарцы напрямую связаны с амазонками-воительницами.
Источники-ссылки:
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX века. Нальчик, 1974.
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. М., 1974.
Ахмад Сылпагъар, «Аланхазар сыры ...», г. Невиномысск, 2010. стр.174.
В. Новицкий В горах Кавказа.С-Пб,1903,т.39, вып.IV, стр.95.
А. АТР Жур. «Охота». М., 1883, стр.34.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии 1985. Ростов.
См. Тебуев Р., Хатуев Р. Очерки истории карачаево-балкарцев. Москва-Ставрополь, 2002.
ЦГА КБАССР, ф.16, оп. 1, ед. хр. 362, лл. 6-8.
Голицын Н.Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Емануеля, сочинённое князем Н.Б. Голицыным. СПб.: В типографии Н. Греча. 1851.
Урусов. К.С-Б «Высказывания о карачаевцах, евреи о евреях». стр.18.
Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик. 1974, стр.247.
К. Хетагуров. Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература»,1974, стр.144.
В. Тепцов. Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1892, т. XIV, стр.96,107.
Примечание: редакторская правка и корректировка текста- Ахмад Салпагаров.