Найти в Дзене
Эдуард Нигмати

Несколько знакомых замечаний о теории развития

Является ли история игрушкой для ума, забавным ребусом минувших хитросплетений политики и культуры? Но тогда — чему она нас научила? Тому, что вся человеческая жизнь — бесконечная война за территорию, власть и богатство? В этом случае история нас ничему приличному не научила, и, как школа жизни — она бесполезна и даже вредна... Может быть в истории открываются факты и закономерности, которые позволяют с той или иной степенью достоверности предсказывать и планировать будущее?.. Историку и философу очень хотелось бы в это верить, но самая последняя и наиболее научная попытка построить такую историческую теорию провалилась вместе с развалом социалистического государства, которое и было практическим продуктом такой теории. Более того, гегельянство и марксизм настолько испугали человечество, что послужили возникновению серьезного противостояния историческому подходу в философии и социологии. И все-таки, есть что-то неизмеримо важное, что заставляет нас «цепляться» за исторические доказатель

Является ли история игрушкой для ума, забавным ребусом минувших хитросплетений политики и культуры? Но тогда — чему она нас научила? Тому, что вся человеческая жизнь — бесконечная война за территорию, власть и богатство? В этом случае история нас ничему приличному не научила, и, как школа жизни — она бесполезна и даже вредна...

Может быть в истории открываются факты и закономерности, которые позволяют с той или иной степенью достоверности предсказывать и планировать будущее?.. Историку и философу очень хотелось бы в это верить, но самая последняя и наиболее научная попытка построить такую историческую теорию провалилась вместе с развалом социалистического государства, которое и было практическим продуктом такой теории. Более того, гегельянство и марксизм настолько испугали человечество, что послужили возникновению серьезного противостояния историческому подходу в философии и социологии.

И все-таки, есть что-то неизмеримо важное, что заставляет нас «цепляться» за исторические доказательства. Так что же тогда такое — исторические доказательства: профанация, психологическая потребность или еще не открытая социальной наукой истина?..

Прежде всего, необходимо понять, что исторические закономерности всегда базировались на диалектике.. Ведь история — это движение. Социальный мир изменяется. Эти изменения фиксирует историческая наука. Эти изменения составляют основу исторического процесса. И если мы ставим вопрос о научности истории, то всегда утверждаем или отрицаем исторический процесс. На основе такого утверждения или отрицания исторического процесса возникает три возможных ответа.

  1. Исторического процесса не существует. Видоизменения общества, смена власти, гибель и возникновение цивилизаций — на самом деле — только иллюзия. Мир социальных взаимоотношений и культуры, по большому счету, всегда один и тот же и базируется на природе человека. Человек, точнее его природа, — неизменны с момента своего появления. А раз неизменной осталась человеческая природа, то и общество человеческое не изменилось в своей основе.
  2. Общество не составляется из людей механически. Когда возникает культура, она начинает развиваться по своим собственным законам, она накапливает информацию, совершенствуется и видоизменяет связи. То есть, культура — явление самодостаточное, цельное и не требующее материальной основы. Другими словами, мы, конечно, понимаем, что в основе культуры лежит материальный объект — человек, но мы можем забыть о нем при объяснениях самих закономерностей развития общества. Эти закономерности не связаны с изменением природы человека, они как раз предполагают неизменность этой природы в историческом периоде.
  3. Сама по себе культура — есть лишь следствие материальных проблем человека. Она может быть объяснена только как инструмент, который менялся по мере решения этих проблем.

Исходя из таких возможных представлений о культуре, рассуждения об истории можно так же свести к трем вариантам:

  1. Истории не существует. Развитие или движение культуры — лишь видимость. Мы можем говорить только о техническом прогрессе, который никак не затронул сущностные структуры цивилизаций.
  2. История случайна и видоизменения культуры не связаны с закономерностями. История — не обязательно упадок. Она разнонаправленна.
  3. Историческое развитие — факт. Культура человечества развивается из множества очагов по единым общественным закономерностям и, в идеале, стремится к единству на своих высших ступенях.

Эти, совершенно различные подходы объединяла только диалектика. Но после гибели СССР диалектика утратила значительную часть своего авторитета, и мы снова отброшены к метафизическим представлениям об обществе.

Основой для современной социальной метафизики является идея о технологии постепенных социальных преобразований (the piecemeal social engineering), которая противопоставляется историцизму. [1] И эта теория построена на буржуазной критике Платона, Гегеля и Маркса. Она помещает их под общий знаменатель, приравнивает фашизм и коммунизм под общим названием тоталитарное государство. Идеологический посыл Рассела и Поппера совершенно понятен. Но кажется мы дожили до времен, когда «открытое общество» само себя съело, открыло дорогу на одной стороне либеральным крайностям, сумасшедшим меньшинствам, а на другой — традиционализму и таким же сумасшедшим выходкам Трампа.

И это говорит лишь о том, что диалектический материализм и его теория торжествует даже тогда, когда нас марксистов не слышно, он торжествует за спиной либералов и традиционалистов, а мир готовится к скачку.

Впрочем это только задел для большой темы, к которой я обязательно вернусь в ближайшее время.

Эдуард Нигмати

Примечание:

1. См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — Т.1, С.30.