Несколько месяцев назад я купил брошюру, которая называлась "Про трамвайную трагедию". Меня она заинтересовала, потому что дело происходило в Ленинграде. А историю своего города хочется знать со всех сторон.
Прочитав её, я узнал, где именно произошло крупнейшее в Ленинграде ДТП с участием трамвая; в какую больницу были доставлены пострадавшие, и на каком кладбище многие из них были похоронены.
В связи с чем решил съездить в город непосредственно на место происшествия (в брошюре оно было указано довольно точно).
Предыстория (цитата из газеты "Красная звезда")
1 декабря 1930 года в 7 часов 58 минут утра на Международном (ныне Московском) проспекте у дома номер 98 - Бычий Пост, Варшавской соединительной железнодорожной линии - произошла катастрофа трамвая маршрута номер 8.
Трамвай шёл из города по направлению к заводу "Электросила". В это время паровоз осаживал состав груженых вагонов. Последний гружёный вагон наскочил на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул и своей тяжестью раздавил его.
Убито 28 человек, тяжело ранено 8 человек, легко - 11.
Всего пострадало 47 человек. Среди убитых кондукторша Кручис, среди спасшихся вагоновожатый П.А. Савельев.
Ниже на фотографии уже разбирают завал.
А это место происшествия. На него указывает очевидец Т.А. Осипова (2011 год)
Я для большей наглядности снял панораму того же места. Железнодорожный состав двигался задним ходом справа налево, пересекая Международный проспект, по которому шёл трамвай (издалека в сторону ваших глаз).
Сейчас железную дорогу на этом участке демонтировали. Но бывшие выезды всё ещё можно "увидеть", потому что у дома номер 91, например, имеются в качестве условного ориентира ворота.
А на противоположной стороне между домами 104 и 106 есть аналогичный проезд. Как я понял, за 100 лет нумерация домов немного изменилась.
Железнодорожные же пути на чётной стороне Московского проспекта всё ещё на месте. Они идут вдоль стены Новодевичьего кладбища (по улице Черниговской).
Вот так схема аварии, примерно, выглядит на Яндекс.картах.
А так на старой карте в брошюре.
Причины трагедии
На участке у пункта Бычий Пост, который славился как неблагополучный, в месте, где проходит соединительная ветка Октябрьской железной дороги, маневрировал паровоз с товарными вагонами. У закругления пути поезд двигался задним ходом.
Шлагбаумы для транспорта на Международном проспекте при этом были открыты, а на железнодорожном составе, как полагается правилами, не было сцепщика.
На вопрос: "Почему не были закрыты шлагбаумы?" диспетчер ответил, что он 5 раз звонил на пост, чтобы сообщить сторожам о выходе паровоза и никто к телефону не подошёл. На этом диспетчер и успокоился (но в результатах судебного дела написано, что диспетчер в итоге как-то сообщил о выходе поезда, поэтому наказания избежал).
Трамвай номер 8, управляемый вагоновожатым П.А. Савельевым, переполненный рабочими, направлявшимися на заводы, несмотря на красный сигнал светофора, предполагая, что успеет проскочить, дал полный ход вагону (14 км в час). Однако, был настигнут шедшим задним ходом железнодорожным составом.
О пострадавших
Пострадавшие были отправлены в больницу имени И.Г. Коняшина. На следующее утро к погибшим стали допускать родственников для опознания трупов.
С 12 часов дня 2 декабря у гробов был поставлен почётный караул. Участие в карауле приняли следующие заводы: "Электросила", "Скороход", зав. им. Егорова, "Пролетарский труд", завод "Краситель" и другие организации.
Похороны прошли 3 декабря на Коммунистической площадке Новодевичьего кладбища.
В 4 часа 45 минут похоронная процессия в сопровождении 5 военных и гражданских оркестров направилась от больницы им. Коняшина на Коммунистическую площадку.
До наших дней могилы погибших сохранились, но находятся в неудовлетворительном состоянии. Видимо, за ними уже некому ухаживать.
На некоторых сохранились таблички с надписями о трамвайной трагедии.
Эл. облитчица з-да. "Электросила" Нилова Евгения Викторовна 1909 года рождения. Трагически погибла при трамвайной катастрофе на ж.д. переезде 01.12.30 г.
Могила заброшена.
На многих надписи плохо читаемы.
Безвременно погибшая в катастрофе 1 декабря 1930 года Екатерина (?) Семёновна Шеманель (?)
Ещё одна - сотрудник завода "Краситель".
Рехвиашвили Георгий Николаевич 1887 - 1930. Погиб в трамвайной катастрофе.
Для почти 100 лет сохранность памятника хорошая.
Здесь тоже упомянута причина смерти
Иван Павлович Петров. Родился 8 мая 1913(?) года. Погибший в трамвайной катастрофе на Международном проспекте 1 декабря 1930 года. Токарь завода "Электросила"
Как и на следующем.
Только кратко.
Константин Васильевич Андреев. 5 июля 1886 - 1 декабря 1930. Трагически погиб
Не везде указана причина смерти. Но у всех рядом расположенных могил на этом небольшом пятачке даты те же - 1 декабря 1930 года.
Семьям погибших было предложено выдать пенсии на месяц вперёд. Так же как и пособия на погребение.
Арест
По распоряжению следственных властей по делу о катастрофе было арестовано 10 человек, в том числе сторожихи Борисова и Задоренюк, вагоновожатый Савельев, диспетчер и составитель вагонов Орлов.
По признанию Савельева он видел, что сторожиха начала открывать шлагбаум для поезда. Это означало, что предстоит пропуск состава, так как открывая путь для него, сторожиха должна была закрыть путь для городского транспорта.
В то же время следствие установило грубое нарушение правил сторожихой А.Г. Борисовой, которая не торопилась закрывать шлагбаум для городского транспорта. И несмотря на полученное сообщение о приближении состава, ждала пока не увидит его визуально.
Лишь потом она бросилась открывать шлагбаум для поезда и закрывать для транспорта.
Со слов сторожих так они делали всегда (перекрывали проезд для городского транспорта в последнюю минуту). По правилам же это надо было делать за 5 минут до прохода поезда или сразу же после сообщения диспетчера об отправке состава.
В этом месте железнодорожный состав начал пересекать Международный проспект. После чего должен был уйти, условно, в дальние ворота.
Составитель Орлов был арестован за то, что находился в одном из вагонов и видел, что шлагбаум для железнодорожного состава закрыт (хотя его должны были уже открыть), при этом не дал сигнал машинисту, а просто ждал, понимая, что шлагбаум в конце концов всё равно же успеют открыть.
Лишь когда состав подошёл к шлагбауму очень близко, Орлов подал сигнал свистком...
Но было уже поздно. Состав проскочил под только что открытый для него шлагбаум и начал пересекать Международный проспект, по которому справа налево, под ещё не опущенный для него шлагбаум, двигался трамвай...
В итоге суду было предано 16 человек.
Начальник 41 околотка Зеваев признал на следствии, что ни разу не инструктировал переездных сторожей и ни разу не проверял их работу.
Никогда не проверял работу своих подчинённых и путевой мастер околотка Шорец.
А помощник зав. 2 участком службы движения Царюк сказал на следствии, что работая на данном участке с 1925 года, не знал своих обязанностей и инструкций. В связи с чем тоже не инструктировал подчинённых.
Сам же заведующий 2-ым участком Давыдов тоже не инструктировал подчинённых, потому что инструкций он не получал аж с 1922 года.
В связи с чем следствием была установлена и полная бездеятельность сотрудников аппарата управления городской железной дорогой - инженера службы движения Закупина и его помощника Моргунова.
Приговор
Вагоновожатый Савельев, сторожиха Борисова, составитель Орлов, начальник 41 околотка Окт. жел. дор. Зеваев, начальник станции Ленинград-Варшавская Мурник, инженер 6-го эксплуатационного района Окт. жел. дор. Либинсон, зам. зав. службы движения гор. жел. дорог Моргунов и инженер службы движения Закутин - 10 лет тюрьмы.
Помощник Заваева Писаревич, сторожиха Задоренюк и путевой мастер 41 околотка Шорец - 5 лет тюрьмы.
Начальник 2 участка службы движения гор. жел. дор. Давыдов и его помощник Царюк - 3 года тюрьмы.
Главный архитектор отделения планирования Откомхоза проф. Ильин и архитектор отдела Долгин - 2 года тюрьмы.
Сотрудник 6-го эксплуатационного района Окт. жел. дор. Финогенова - 1 год принудительных работ.
Напомню, что ранее я снял небольшое видео с кладбища.
На этом рассказ о трагическом моменте в истории Ленинграда на основе данных печатного издания закончен!
Дополню лишь заметку двумя крайне интересными комментариями из под моего видео.
В одном из них пишут, что это была роковая случайность, потому что трамвай номер 8 по Международному проспекту не ходил. Однако, 1 декабря 1930 года его поставили на этот маршрут.
Этот двухвагонный трамвай был экспериментальным и единственным в своём роде. Первым, который оснастили полностью электрическим тормозом. Его выпустили на испытания, а чтобы их результаты были надлежащими, управлять поездом было поручено одному из лучших вагоновожатых – П.А. Савельеву.
Но случилось то, что случилось...
Переход же трамваев на электрический тормоз, разработал Евгений Соломонович Грейвер, который прибыл на место трагедии к своему первенцу в тот же час не по своей воли...
Военные забрали его с места работы без объяснения причин, привезли на место трагедии и допросили относительно технических особенностей его трамвая.
После чего Евгения Соломоновича отпустили.
И второй интересный комментарий (если вдруг вы не пойдёте смотреть видео).
Теперь точно всё!
Современный адрес места аварии: участок дороги между домами 104 и 91, которые стоят друг напротив друга на Московском проспекте
Координаты места аварии: 59.895263, 30.319269
По теме аварий в Ленинграде я написал ещё одну заметку
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!