Окончание истории. Вот ссылка на часть четвёртую, а в ней - на все предыдущие части текста:
21.05.22
Ночь неуютная — всё скатывался, так как ровного участка под палатку не нашёл. Ожидаемый дубак ниже ноля. Спальник сырой от конденсата.
Еду по дороге. Бегают белки. По километровым столбам (крайне побитым дубиной времени) дорога заканчивается через 30 километров. По данным моей карты и информационных стендов — за Озровичами дороги нет, как и за Корбеничами.
На столике беседки обнаруживаю вполне живой помидор. Чтобы это значило? Наверное «Съешь меня!». Что и сделал.
Доезжаю до Капшозера. Вижу тут рамы для стендов (без самих стендов), типа, такой же экомаршрут, как на реке Рагуше, только незавершённый. Приходит идея искупаться... Ну да, дубак, ледяной ветер и всё такое, что дальше, я уже привык! А сегодня солнышко светит (совершенно по апрельски).
Въезжаю в Корбеничи. Полное дежавю — определённо я был в идентичных местах в южной Карелии. За каждым забором по собаке, лайки в основном. Ни одна не лает — внимательно провожают глазами. И это похоже — в Карелии тупых пустобрёхов не любят.
Деревня находится меж двух озёр — сейчас это работает, как холодильная установка. Хорошо, хоть лёд на водоёмах не плавает!
Сейчас буду решать, еду ли на Нюрговичи, или нет. Именно там живёт Алексей Гарагашьян — великий Мото-Кулибин. В 90-х и нулевых он был звездой трофи-рейдов — если выезжал на старт, остальные мотоциклисты могли между собой состязаться за второе место. :)
Вот тогда, году в 2001 я его и увидел. На старте трофи-рейда «Ладога» у Исаакиевского собора. И понял, что тоже хочу ТАК...
Отсутствие джипа или мотоцикла ерунда — велосипед тоже отличное средство передвижения. Главное было понять, чего я хочу.
Так что была идея доехать до этих самых Нюрговичей и сказать «Спасибо!» Гарагашьяну. А заодно и выяснить насчёт дороги — уж если он не знает, то кто тогда!? Впрочем, если бы его не оказалось дома (или, скажем, не пожелал бы Мастер общаться — не зря же он в такую непролазь забрался), то и само достижение Нюргович было бы неплохим бонусом к моему путешествию.
Проезжаю конец деревни. Дорога превращается в глубоченную колею. Тут не песок, тут глина... Немного проехав, глубоко вздыхаю и поворачиваю назад. Становится очевидно, что езда здесь на гружёном велике приведёт к практически гарантированному уничтожению техники — возможно, летом тут более реально проехать (или найти того знакомого парня и скинуть у него багаж). Ну что ж — есть повод прийти сюда ещё один раз.
Проезжаю Корбеничи обратно. Вижу, как пара дроздов гоняют ястреба-перепелятника. Проезжаю один из заборов — из домика выходят два спаниеля, сразу видать, городские, и с громким тявканьем бросаются за мной! Я не реагирую, еду себе, как ехал. Один из местных псов, крупный серо-белый кобель лайки тоже увязывается за мной с лаем. Притормаживаю и говорю ему — Ну, и зачем ты повёлся?! Они же дурачки, а ты умный пес! Иди домой!
На сообразительной морде животного отразилось столь однозначное смущение, что дар речи ему совершенно не требовался. Стыдливо отведя глаза удаляется. Спаниели тоже как-то рассосались.
Выезжаю на дорогу. Тут мотается туда-сюда на мощном кроссовом мотоцикле какой-то юный эх-стремал. И без того засасывающая (до полной невозможности проехать на моём велике) дорога лучше от его гребущих колёс закономерно не становится.
Значит, на Восток я не еду. А как насчёт дороги на запад, к Хмелёзеру?
По прямой до него от Озровичей всего-то 12 километров. Однако я не первый день за рулём — знаю, что километры бывают разные.
Приехал в деревню, нахожу бывалого местного. Он мне в красках живописует эту дорогу...
В общем, она была. Но это было давно. Сейчас она полностью исчезла — поглощена одержанием. Последние лет 20 (примерно с основания заказника) никто её не поддерживал, если только на каракатах какие экстремалы проезжали.
Ну да, видимо, времена трофи «Вепсский лес» миновали, или оно проводится не здесь.
Итак, облом, тупик. Нужно выезжать обратно той же дорогой. Или бросаться в неизведанное... без компаса и уже практически без сил.
Ладно, Тенцинг Норгей шесть раз отступал, прежде чем взошёл на Эверест. (Первовосхождение в паре с Эдмундом Хиллари, 29.05.1953).
А моя задача сейчас спокойно и аккуратно доехать до дома.
Итак, спускаюсь с непокорённой вершины. Чтобы несколько поднять боевой дух... и несколько улучшить дух, исходящий от меня самого, решаю макнуться-таки в озеро.
Действительно бодрит! Вода не такая жутко холодная, как можно было бы подумать, вполне сносной температуры.
Еду вниз. По пути один за одним три рябчика. В Коптяево четвёртый, здесь на песке погибшая чёрная, как уголь, гадюка.
Летают перезимовавшие траурницы и крушинницы.
За Пашозером ещё одна чёрная гадюка — ох и знатный же тут гадючник! Что же в конце лета должно твориться?!
Со свистом спускаюсь к Шугозеру. Здесь заметно теплее и никаких снегов! На полях галки, ворОны и чибис.
В посёлке беру 3 литра воды из колонки, а ларёк сегодня закрыт, так как выходной.
Бесконечный спуск тоже порядком вымотал — педалировать не надо, зато шансы влететь в сыпучку и убраться весьма велики — вот тут мой широкий руль показывает себя во всей красе — увеличенный рычаг позволяет эффективно бороться с заносами.
Проезжаю Самару...
Встал между Наволоком и Ганьково — считай там же, где 19-го. Трасса шумит, лес сухой и тёплый.
22.05.22
Выезжаю на трассу Р-36 в 7 утра. Сегодня заварил чай — последние 2 дня приберегал остатки газа в баллоне — невосполнимый ресурс, блин! Заварка-то ещё есть. Конечно, всегда можно и костерок организовать, если очень припрёт, но я уже сильно разбаловался. Чайник, там, закопчённый, его пока помоешь, пока высушишь... Ну, вы поняли.
В Серебрянке кричит вертишейка.
Скоростной участок кончился, пошёл песок. Кое-где и здесь по обочине видны остатки снега.
Изменился звук барабана втулки. Вместо полноценных щелчков какое-то вялое тикание.
Еду еле-еле душа в теле, так как постоянно воюю с песком. Хорошо ещё, на этом участке трассы движение довольно слабое.
На последних километрах песка начинаются проскоки на подъёмах. А потом втулка начинает ловить клина! И вот, раздается хруст и велик швыряет, словно бы в него кирпичом швырнули... и тишина!!! Нет ни щелчков, ни тикания, барабан молчит. Пружина лопнула (это я потом точно выяснил, но было и так ясно).
Это и называется «приход толстого полярного лиса»!
Недавно гадал на плейере. На окончание похода. Выпала песня Кукрыниксов «Сюрприз».;) К Слову о братьях Горшенёвых. Тут я согласен с Антоном Городецким - совпадения в моём плей-листе не похожи на просто совпадения.
Но! Восславим живучесть олдскула — собачки работают и без пружины. Кое-как зацепляются за барабан и осуществляют движение вперёд... пока я кручу педали. Стоит перестать это делать, или по привычке крутнуть их назад (важный элемент при многих «фишках»), как цепь пытается слететь с передней звезды, начинает ездить по задним, всё это жутко хрустит и скачет — вместо преодоления трассы приходится сражаться с великом.
И ведь как не вовремя — финишная асфальтовая прямая была уже не за горами! А если бы сегодня поехал не на Лодейное поле, а на Тихвин, то мог бы сесть себе в липиздричку и вечером уже дома чаи распивать!
Ну, чай-чаем, а пока едется, хоть и хреново, буду аккуратненько крутить педали. То, что я в этот раз поставил довольно скользкие педали и надел горные ботинки с дубовой подошвой задачу вовсе не облегчает.
Явшиницы. Выезжаю на... ремонт дороги! Вместо асфальта километр гравия. Немножно буйствую — истерика меланхолика по симптомам частенько сходна со злобствованием холерика.
Потом успокаиваюсь, прохожу этот грёбаный километр пешЕчком и пилю далее по довольно приличному асфальту.
В Алёховщине захожу в магаз. Набираю побольше вкусного: мороженое, апельсины, 3 банана, пряники, баранки. Очень требуются положительные эмоции.
Еду по асфальту. Задача — дотянуть до железной дороги, а потом буду ехать вдоль неё, пока едется.
Со сто первой попытки дозваниваюсь до Вовки-веломастера. Несколько выплёскиваю на него свои чувства — просил же его в прошлом году собачки мне поменять!!! Он меня успокаивает, говорит, что мои собаки выдержат ещё 200 км+, так как Новатек со стальным барабаном штука очень надёжная. Удивляется, что у меня так получилось. А чего тут удивляться?! За поход было несколько заморозков — это игрушки, что ли? Влага в барабан проникла — и привет козе!
Достигаю Яровщины. Когда-то давно, в 2014, я заночевал здесь (тоже дубак был!) а потом финишным двухсоткилометровым броском завершил свой четырнадцатидневный поход в Медвежьегорск — самый длинный в моей практике. С обеззубевшими собачками это будет не так просто, да и я потяжелел и постарел... Ну, видно будет!
В родниковом ручье у дороги, раскорячившись в полушпагате среди борщевика набираю воды.
У поворота на Мергино фотографирую трупик горихвостки.
Захожу в лес сосняк-беломошник. Тут, видимо, на майские барагозила изрядная гоп-компания, в результате загадила лесок очень изрядно. Нахожу самое чистое местечко.
Меня терзают смутные сомнения — деревья здесь стоят редко, при этом они тоненькие. При наличии ледяного ветра можно и окоченеть. Звоню Мише — он выясняет прогноз погоды по Алёховщине: «+7\8 *, без осадков»!
Очень плохой выбор места стоянки в заморозок!
Ладно, поверю, хотя метеорологи в последнее время совершенно распоясались и гонят напропалую.
Долго обустраиваюсь, стараясь сделать ночёвку наиболее комфортной...
Поют зеленушки, кукушки, пеночки-теньковки.
Ночь. Чтоб этим прогнозистам пусто было!!! Дубак! Такого даже на Вепссовской возвышенности ещё не было. Ледяной ветер весело гуляет в палатке, выдувая всё образующееся тепло. Спальник совсем сырой от конденсата. Строю баррикады из вещей на пути ветра и накручиваю на себя всё, что только имеется тёплого.
23.05.22
Встаю ни свет ни заря. Большую часть ночи не спал. В горле словно комок острых игл. Выползаю из палатки, беру в руку бутыль с водой — характерный хруст информирует меня, что вода замёрзла — хороши же ваши плюс семь! Лес, блин, валить таких "специалистов" нужно заставлять!
Завариваю последний чайник, потряхивая газовый баллон — иначе огонёк тухнет. Аккурат закончился газ!
Экипируюсь. В последние дни навострился ехать в термухе, куртке и дождевике, хоть и солнце светит. Сегодня добавляю ещё термоштаны и балаклаву — будет жарко, разденусь! А ведь июнь на носу!
Напомню - 12 дней назад стартовал я в футболке.
Вчера вечером были на тропинке следы лисы. Утром появились новые: лося и зайца-беляка.
Проезжаю километр. Мать-перемать! Тут отличный ельник — знал бы про заморозок, доехал бы и спал безо всякого ветра, а значит в относительном тепле! Это надо запомнить — вдруг меня ещё раз сюда занесёт.
До трассы Кола ещё 18 км. Мог бы вчера и подсократить, но энергия ушла впустую на перепсих.
Трупик певчего дрозда.
Прошёл Волхов. Ясно и ветренно. Сначала дуло в спину, теперь справа. Лишнее утепление снял. Чую, физиономия у меня уже обветрена, что твой моряк!
Зашёл в ельник облегчиться. Когда умывался в талой воде, оценил количество личинок и куколок комаров Аэдес — за ними же воды не видно! Пара тёплых деньков и вся эта армада двукрылой эскадрильей взмоет в воздух с отвратительным писком!
Что же — я заказывал, чтобы поход прошёл до массового вылета комаров? Что хотел, то и получил!
Ландыш выкинул листья, но ещё не цветёт. Бутонизируется майник двулистный. Цветут ветреницы и одуванчики.
Над трассой вОроны — и ясно почему! Сколько тут всякой мертвечины...
Ехать становится тяжело. Я и так вымотан, тут ещё такая ночь. И собачки эти проклятые. Езда по разным участкам Мурманки имеет свои особенности — в районе Доможирово это обычная двухполоска, к Назии перерастает в широченное шоссе с островком, разделяющим разнонаправленные потоки машин. Кое-где сгоняют с асфальта и приходится, скрепя сердце и скрипя великом, крутить по раздолбанной песчаной обочине. И таких участков немало.
Езда со сдохшей пружинкой не доставляет никакого удовольствия, но я уже наловчился — главное, не доканать раньше времени.
Сворачиваю с трассы на Кировск и пилю в сторону Колпино вдоль Невы. Проезжаю музей с танками на улице.
Кировск — самый неудачный город из всех мною виденных для велосипедиста! Скоростное шоссе в две полосы, никакой обочины и отбойник! С той стороны отбойника тоже не вариант ехать — постоянно пересекают тротуар высокие поребрики под 90 градусов. И колясочников тут тоже не жалеют! Намаявшись, начинаю злобствовать — желаю этим градостроителям, чтобы их решили посетить первые лица страны, специально указав, что желают прокатиться именно на велосипедах...
Представив себе, какая бы тут началась суета при таком раскладе, улыбаюсь в бороду.
Кировск всё же закончился! Ура! Проезжаю Невский пятачок — место интересное, но сейчас на него нет времени и сил. Ставлю себе задачу, посетить это место налегке. (И приехал ведь! Шестого июля прикатил и не пожалел — мне удалось сфотографировать среди монументов обыкновенную каменку).
Павлово. Отрадное. Сил уже никаких. Ем и пью на автопилоте, сил это уже не придаёт. Думаю, не поставить ли где-нибудь в перелеске палатку — всё лучше, чем затупить и попасть под машину...
Сапёрный. Год назад тут был ремонт дороги на Колпино. И он продолжается.
Прохожу этот спецучасток, чуть не въехав в противовес железнодорожного шлагбаума. Соображаю уже очень слабо.
Колпино. Город максимально адаптирован под требования велофанатов. Проезжаю насквозь — удобную велодорожку СО СВЕТОФОРОМ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ я обнаружу уже летом. Но и улица Ленина меня вполне устраивает.
Последние километры до Славянки. Собираю остатки разума, чтобы не разложиться — будет слишком обидно. Ботинки уже сами по себе без участия головы наловчились ловить педали и выправлять скачущую, словно блоха, цепь.
Ну, что же, несмотря на техническую проблему, 200 отрезков с хорошим гаком я проехал. Есть ещё порох в пороховницах, не только сыпучий песочек.
Доехал! В душ и спать! Завтра разгребать завалы буду.