Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Я писал её очень горячо, чуть не со слезами»

Иллюстрация Н.А.Букановой
Иллюстрация Н.А.Букановой

После мрачного колорита повести «Несчастная» потянуло Кота к другому произведению Ивана Сергеевича – тоже грустному, но проникнутому какой-то светлой печалью и лирикой…

На обложке чернового автографа есть надпись: «Рассказ. Начат в Зинциге на берегу Рейна 30-го июня / 12-го июля 1857 в воскресенье, кончен в Риме 15 / 27-го ноября того же года в пятницу». И сказано это о рассказе «Ася» (всё же современные исследователи называют его повестью).

Современный Зинциг
Современный Зинциг

«Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна». Как нетрудно догадаться, «городок З.» - это и есть Зинциг, где была начата работа над произведением. Тургенев приехал туда примерно около 22 июня (4 июля), а уехал 19(31) июля 1857 года. Отзывался о городе пренебрежительно: «Я пишу Вам из очень плохенького городишка на левом берегу Рейна, недалеко от Кобленца, куда я приехал, три недели тому назад, пить воды и лечиться - и вообразите себе, оказывается, что воды здешние мне вредят, и я дурно себя чувствую - и должен отсюда ехать, куда - не знаю сам» (из письма Е.Е.Ламберт). Но пребывание в городке подарило нам чудесную повесть.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Здесь, конечно, не стихи, но, видимо, тоже всё родилось спонтанно. Мемуаристка и переводчица Н.А.Островская (её воспоминания литературоведы относят к числу наиболее достоверных и содержательных) приводит рассказ Ивана Сергеевича: «Я проездом остановился в маленьком городке на Рейне. Вечером от нечего делать поехал я кататься на лодке… Проезжаем мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа; из окна нижнего этажа смотрит старуха, из окна верхнего высунулась головка хорошенькой девушки. Тут вдруг на меня нашло настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, зачем она в этом домике, какие её отношения к старухе, и так тут же в лодке и сложилась у меня в голове вся фабула рассказа».

И действительно, в повести найдётся место и старухе, вдове бургомистра фрау Луизе, и появится описание, лишь немного отличающееся от приведённого выше: «Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и открылось, и мы увидали тёмную головку Аси. Из-за неё выглядывало беззубое и подслеповатое лицо старой немки».

Под пером Тургенева «плохенький городишко» преобразился в город, который герою «понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн, — а главное, своим хорошим вином».

Довольно много написано о тех, с кем Тургенев в Зинциге встречался и кого мог изобразить в своей повести. Называют, в частности, отставного офицера А.П.Никитина, который учился живописи и был отправлен за границу пенсионером Академии Художеств. В Зинциге он познакомился с Тургеневым и создал его акварельный портрет:

-3

Никитина часто «назначают» прототипом Гагина (может быть, это его жалобы, что слишком поздно налал заниматься живописью?), связывая к тому же с братом и сестрой Сабуровыми (даже имён их я не нашла), с которыми Иван Сергеевич встречался в Зинциге и о которых писал А.И.Герцену 17 июля 1857 года: «Они оба — и брат и сестра—принадлежат к числу самых милых русских, с какими мне только удавалось встречаться».

Однако думаю, что всё это слишком просто, и характеры героев складываются из черт очень многих людей, в той или иной мере знакомых Тургеневу.

Литературовед А.И.Белецкий, наверное, справедливо писал, что прототипы - это «слагаемые», «сумма» которых дает очерк художественного образа, возникающего в произведениях писателя.

Ася – ещё одна из «незаконнорождённых», чьи судьбы волновали писателя. Он сам в письме к Л.Н.Толстому говорил о повести: «Я писал её очень горячо, чуть не со слезами». С кем же связывают образ героини?

Чаще всего называют воспитанницу матери Ивана Сергеевича, внебрачную дочь его дяди H.H.Тургенева, Анну, которую в семье звали Асей (полное совпадение имён!). Писатель рассказывал о ней, тогда ещё совсем маленькой девочке («ей ещё нет пяти лет»), в письме к П.Виардо: «Она обладает здравым смыслом, удивительной правильностью ощущений и чувств; она много размышляет и никогда не хитрит; поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине». Однако в период создания повести Анне было только двенадцать и, конечно, черты повзрослевшей Аси в ней найти трудно. А через несколько лет она выйдет замуж за повара Степана, весьма любопытного человека: Тургенев выкупил его из крепостной зависимости у помещицы Шуцкой и предложил вольную, но от вольной Степан отказался и всю жизнь служил Ивану Сергеевичу.

Вспоминают, конечно, и дочь самого Ивана Сергеевича, о которой я уже упоминала (с ней, судя по всему, связаны, строки, рассказывающие о пребывании Аси в пансионе), и В.Н.Богданович, которую в юности связывали с писателем очень тёплые родственные отношения (они резко испортились в последние годы жизни В.П.Тургеневой, а особенно после её смерти; причины нам неизвестны).

Упоминают и влияние встреч писателя с А.А.Фетом, который в течение всей жизни страдал от «неправильности» своего происхождения. Что ж, возможно, и они как-то отразились в повести.

В своём детстве мне довелось слышать и рассказы о даме, уверявшей, что она – правнучка тургеневской Аси (хорошо помню, кто это был, но называть не стану, ибо за столько лет все подробности уже забылись). Но полагаю, что и в этом случае речь идёт лишь о каких-то совпадениях.

****************

Сейчас эту повесть (и по-моему, очень справедливо) считают одним из тургеневских шедевров. Однако среди первых отзывов были разные точки зрения.

И.И.Панаев, например, писал автору: «Повесть твоя — прелесть. Спасибо за неё: это, по-моему, одна из самых удачных повестей твоих. Я читал ее вместе с Григоров<ичем>, и он просил написать тебе, что внутри у тебя цветёт фиалка», в другом письме добавляет, что повесть приводит «в восторг и публику и литераторов, даже г-на Щедрина».

А вот Л.Н.Толстому повесть не понравилась. «"Ася" Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал», — утверждал он в письме к Н.А.Некрасову. Впрочем, у Льва Николаевича в ту пору уже начались принципиальные расхождения его с Тургеневым, которые позже приведут их к ссоре и разрыву отношений на много лет.

И тем не менее, многие считают эту повесть воплощением тургеневского лиризма. Вот я и предлагаю перечитать её вместе.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Путеводитель" по тургеневскому циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь