Стокгольм... С чем у вас ассоциируется шведская столица? Стокгольмский синдром, кровавая баня, нобелевская премия, семья со стенкой, Карл XII vs Пётр I и ярл Биргер vs Александр Невский?
Первое упоминание о Стокгольме как о городе относится к 1252 году. Считают, что город был основан ярлом Биргером, человеком, отметившимся в истории и Швеции, и Руси. Он женился на сестре короля Эрика Шепелявого (конунг нетвердо владел языком, был шепеляв, да к тому же и хром», к тому же был травмирован на всю голову, физически) – Ингеборге (Эриксдоттер, что логично – эрикова дочь), которая была ... четвероюродной племянницей Александра Невского.
Но не только четвёртой водой на киселе он связан с Невским, но и Невской битвой 1240 года... правда, данные эти основаны только на русских письменных источниках – «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра». Летописец пишет о стычке на поле боя Александра Невского с Биргером: «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Но военная карьера ярла была весьма бурной, так что...
К счастью для историков, не только письмом жива эта наука, но и биологией. В ходе раскопок были вскрыты могилы Биргера и членов его семьи, остеологическое исследование скелета и анализ ДНК однозначно подтвердили, что останки принадлежат именно Биргеру, а в районе правой глазницы черепа специалистами-краниологами (череповедами, по-русски, получается, лицемерами) был обнаружен след серьёзной травмы.
Город удачно расположен и он быстро стал торговым, что привлекло немцев (те ещё колонисты, к слову, они составляли до четверти населения и половины магистраты) и только к концу XV века местным потомкам викингов удалось вернуть себе управление городом, оставаясь, при этом, в зависимости от Дании. Попытка избавится от данов привела к вырезанию всех зачинщиков, Стокгольмской кровавой бане.
Каждый день в полдень возле королевского дворца проходит церемония смены караула. В сети она описывается как красочная, но... можно посмотреть на неё и с другого ракурса.
Как вы представляете себе смену караула? Высоченные, стройные блондины, ростом под два метра синхронно до мельчайших деталей, отработав чеканный до совершенства тянут носок до земли строго на высоте 20 сантиметров. Движение прямой в колене ноги идёт от бедра, а правая и левая подошвы начищенного до блеска сапога опускаются на одну линию. Шедевр, идеал строевой подготовки...
Шведский караул предстал предо мной во всей полноте своей красы. Бравый солдат Свен, командир беретов цвета детской неожиданности, награждённый аж четырьмя медалями за взятие, видимо, Тимбукту, рассказывал своим, чуть менее бравым, подчинённым про ту самую Тимбукту, а бойцы слушали с широко расставленными ногами.
Судя по выражению лица девчонки позади строя, она внимала про далёкую Тимбукту, голодных местных и думала о том, что неплохо было бы сплавить самого крупного вояку туда – и для него похудеть полезно, и местным перекус неплохой... Ну, или хотя бы перестать давать бобы на завтрак!
Конечно, это не было королевской гвардией, бравые солдаты Свены – яркие представители народного ополчения. Чёрные береты поглядывали на них с явным презрением, они чувствовали себя настоящими вахтёрами! На них же, в свою очередь, свысока глядели гвардейцы...
Удивительно, но среди гвардии и ополчения я не увидел ни одного современного коренного шведа, все сплошь бледнолицые потомки викингов и ни одного индийца, араба, пуштуна или китайца... Куда катится мир? Ведь в современном шведском обществе понятие шведской семьи пора менять, оно уже неактуально.
Шведская семья ныне – это большая, дружная ячейка из папы, мамы, десятка детей, возможно ещё двух-трёх чернобровых красавиц для мойки, уборки и удовольствий. Замотанные с ног до головы арабские женщины с раскрепощёнными мужиками, одуревшими от открытости шведского общества, выходцы с африканского континенты, китайцы с широко закрытыми глазами и подкопчённые индийцы.
Парочка неоготических шведов с фотографии неслась ко мне чуть ли не через весь парк цветущей сакуры, настолько весело, как только это возможно для нон-конформистов. Улыбки расплылись на их лицах, а сквозь эти улыбки из уст юной Фрекен Бок полилась чистейшая шведская речь.
Увы, то, что я полжизни учил немецкий и даже то, что прабабка моя шведка и она "плохо говорить по-русськи" не дало нормально пообщаться на обновлённом языке викингов (nusvenska, дословно "теперешный", щас-шведский), пришлось перейти на англо-саксонский диалект.
Оказалось, что шведы увидели в парке хоть одно лицо скандинавской внешности и бросились сломя пирсинг сквозь толпы "коренных" шведов, бурчащих им вслед что-то вроде "понаехали тут, в нашу Швецию, чурки светложо...ые". Это раньше, полвека назад, в Швеции действовал закон о стерилизации, типа хочешь к нам приехать – будь любезен, оставь свои гены у себя дома...
А сейчас... страна в НАТО, армия растёт, а общество темнеет на глазах во всех смыслах этого слова.
============
Больше статей про путешествия здесь.
Подписывайтесь на канал – зарисовки выходят каждый день.
Ставьте лайк, если понравилось