В памятный день начала войны вспоминают о человеческих жертвах, которые она принесла, о том, сколько нашего народу погубила. А я хочу сказать несколько слов о том, что, помимо физического уничтожения, фашисты стремились уничтожить нашу культурную идентичность, низвести русский народ до состояния скота.
Вот вам пример подобных фашистских злодеяний – изощренного культурного варварства.
Знаменитый дом-музей Александра Пушкина – Михайловское в Псковской области фашисты занимали три года – с 12 июля 1941 по 12 июля 1944. О том, что музей и его экспонаты подвергались чудовищному вандализму, можно даже не говорить. Музей разграбили и осквернили. Фашисты глумились и над Успенским собором ХVI века, расположенном на территории музейного комплекса, и над могилой поэта. Даже избушку Арины Родионовны, няни Пушкина, разрушили, чтобы построить блиндаж.
Но вот войска 3-го Прибалтийского фронта выбили фашистов с Пушкинских мест. Перед отступлением немцы Успенский собор взорвали вообще, а с могилой поэта поступили с невероятным садизмом. Они могли предполагать (и не ошиблись в этом), что русские солдаты захотят отдать дань памяти великому поэту и посетить его могилу. Поэтому фашисты ее заминировали, и еще как! Так даже военные объекты не минируют!
Несколько противотанковых мин были зарыты в основание памятника, но это мелочь. Фашисты прямо под могилой вырыли туннель длиной двадцать метров и нашпиговали его фугасами и даже авиабомбами (10 авиабомб по 120 килограммов).
Под могилой Пушкина наши саперы впервые нашли новую модель немецких мин – R.Mi.43. Каждая несла в себе пять килограммов тротила и имела пять взрывателей, которые полностью извлечь было невозможно. В некоторых местах были установлены по две мины – одна (с химическим взрывателем) над другой (с механическим), и они, естественно, были соединены друг с другом: тронешь одну – взорвется другая. И даже если бы их не трогали, химический взрыватель через определенное время все равно бы сработал, и все мины взорвались.
Остается только поклониться нашим героям-саперам, которые смогли разминировать могилу Пушкина ценой собственной жизни. Девять солдат похоронены в братской могиле у стен Святогорского монастыря.
Мины и другие взрывчатые вещества на территории Пушкинского заповедника находили еще долго, и при этом гибли мирные жители. Последний неразорвавшийся снаряд нашли в стене упомянутого выше монастыря в 1953 году.
За все время на территории комплекса обезврежено более четырнадцати тысяч мин, тридцать шесть фугасов, тысячи других взрывоопасных объектов.
Статья из газеты «Красная звезда», 1944 год.
На фото табличка с надписью: «Могила Пушкина заминирована. Входить нельзя. Ст. лейтенант Старчеус».
На Нюрнбергском процессе разрушение заповедника было предъявлено фашистским преступникам и они понесли наказание. Значит, можно сказать, искупили свою вину. Но нет им прощения. И никогда не будет.
Можно ли сказать, что советские войска освободили Европу?
Идеология японского милитаризма в годы Второй мировой войны