Найти в Дзене

Особенности B2B-договоров в России

Оглавление

В нашей стране бизнесмены могут договориться об условиях, которые нельзя прописать в договоре между физическими лицами, не являющимися предпринимателями. Договорный инструментарий в сегменте B2B шире, чем в сегменте C2C или B2C.

С чем это связано? Связано это с тем, что законодатели заботятся о потребителях как непрофессиональных участниках переговоров и, соответственно, не предоставляют им доступ к определенному инструментарию. Зачастую эти ограничения необоснованны, но реальность такова: если у вас на одной стороне индивидуальный предприниматель или ООО, а на другой стороне индивидуальный предприниматель или ООО, то можно договориться о тех положениях, о которых не могли бы договориться между собой потребители. Но помимо возможности прописывать определенные условия в договоре у B2B-контрактов есть обратная сторона. Зачастую законодатели ставят бизнесменов в более жесткое положение, чем при прочих равных поставили бы потребителя.

В первой части статьи я расскажу вам про четыре положения, которые могут прописать между собой в договоре только бизнесмены. Во второй части - расскажу вам про три ситуации, когда законодатели ставят бизнесменов в более жесткое положение, чем поставили бы потребителя.

О чем могут договориться только бизнесмены?

Отказ от договора в том случае, который не предусмотрен законом.

Это возможность его расторгнуть в одностороннем порядке без учета мнения и воли другой стороны. Если потребители могут отказаться от договора только в том случае, когда законодатель прямо это предусмотрел, то предприниматели и коммерсанты могут прописать у себя условно 10-15 случаев, при которых каждый из них может в одностороннем порядке выйти из договора. Например, если поставщик допускает просрочку в 1 минуту, покупатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. Или, например, если курс доллара растет на 20% от того показателя, который был на момент заключения договора, то любая сторона вправе в одностороннем порядке выйти из договора. Такие условия могут прописывать только предприниматели.

Break-up fee

Еще предприниматели могут в договоре установить плату за односторонний отказ от договора. Это так называемая break-up fee или termination fee. Если кто-то выходит из договора в одностороннем порядке без учета мнения другой стороны, то другая сторона, разумеется, понесет какие-то убытки, потому что она рассчитывала на то, что lоговор дальше будет исполняться и функционировать. Соответственно, предприниматели могут прописать в договоре, что, например, если ты выходишь из договора в одностороннем порядке, то ты уплачиваешь мне 300 тысяч рублей в качестве платы за односторонний отказ от договора. Эта сумма используется либо для того, чтобы компенсировать определенные убытки стороне, либо для того, чтобы минимизировать риск одностороннего выхода. При этом можно отдельно указать, что эта плата взыскивается лишь в том случае, если выход из договора не обусловлен нарушением с другой стороны.

Сложные проценты

Коммерсанты, заключая между собой договор, могут достичь соглашения о займе определенного количества денег или о рассрочке платежа. Допустим, я плачу тебе за товар не сейчас, а через какое-то время или определенными этапами, в несколько траншей. За возможность попользоваться чужими деньгами чаще всего приходится платить. Самый известный пример такой платы – это проценты по кредиту.

Но предприниматели между собой могут пойти еще дальше. Они не просто могут установить проценты за те деньги, которыми пользуется другой предприниматель, они могут установить сложные проценты.

Это так называемые проценты на проценты. Допустим, месяц ты пользуешься моими деньгами, тебе начисляются проценты. В следующем месяце те проценты, которые ранее начислены, входят в основную сумму долга, то есть происходит капитализация. Уже на втором месяце сумма процентов будет больше, потому что ставка применяется к большей сумме, так как база для исчисления процентов увеличивается. Соответственно, на третий и четвертый месяц проценты также будут расти до тех пор, пока предприниматель не вернет долг.

Сложные проценты позволяют использовать сложные математические формулы в договорах, и очень часто это используется для инвестиционных контрактов, когда кто-то инвестирует в какой-то бизнес-проект. Если простых потребителей ("физиков") сложными процентами можно обложить лишь в случае, когда это прямо предусмотрено в законе, а это очень редкий случай, то предприниматели могут всегда договориться о сложных процентах.

Indemity

Еще один инструмент, который доступен только предпринимателям, а также в случае приобретения бизнеса физическими лицами, это инструмент возмещения потерь или indemnity. Странно, что законодатель не предоставил возможность пользоваться этим инструментом потребителям, но да ладно.

В чем суть этого инструмента? Коммерсант может договориться с коммерсантом, что в случае, если у тебя возникнут какие-то финансовые потери, я возмещу их до копейки, но не более. Например, если Вася покупает у Пети долю в обществе с ограниченной ответственностью, то есть покупает бизнес, Петя может установить в договоре следующее условие возмещения потерь:

Если обществу приходят налоги за определенный период, когда я был у руля, то в этом случае я возмещу все эти потери Васе, если Вася покроет эти налоги за счет собственных средств.

Это условие может быть актуально в том случае, когда мы не знаем точно, будут ли потери или нет, а также в том случае, если мы не знаем точный размер этих потерь. Например, мы не знаем, на какую сумму нам придут налоги, пени, штрафы и так далее. Ситуаций здесь может быть много, но суть в том, что один платит другому не за товар, не за услугу, не за работу, а за то, что один претерпевает определенные финансовые потери.

Вот эти инструменты, о которых я сейчас говорил, могут использовать в договоре между собой бизнесмены. Их на самом деле можно использовать в B2C договорах, но только в том случае, если они предусматриваются в пользу потребителя, но против бизнесмена. Нельзя их использовать в B2C договорах против потребителя, но в пользу бизнесмена.

Другое дело, что редко какой бизнесмен пойдет на такие ограничения и внедрение этих инструментов против себя. Поэтому, конечно же, в подавляющем большинстве случаев инструменты актуальны именно для B2B сегмента.

Три ситуации, когда законодатель ставит бизнесмена в договорах в более жесткое положение

Вина не имеет значения

Самое важное правило, о котором должны знать все предприниматели: бизнесмен отвечает по договору независимо от вины. Единственное, что может освободить бизнесмена от ответственности по договору – это форс-мажор: лесные пожары, наводнения, войны и так далее. Чтобы вам было более понятно, что такое вина, давайте разберем два примера.

Допустим, вы - курьер и должны доставить товар до 5 часов вечера. Если вы не успеваете до 5 часов вечера, то вам начисляется неустойка в 20 000 рублей.

Первая ситуация. Вы курьер, не бизнесмен, не предприниматель, просто физическое лицо. Если вы пытаетесь доставить товар, вас сбивает машина, и вы не можете встать и доставить товар вовремя, то в этом неустойку вы платить не будете, потому что в правонарушении не было вашей вины. Вы шли по пешеходному переходу, действовали как нормальный, разумный участник гражданского оборота и по причинам, не зависящим от вас, не смогли исполнить свои обязательства.
Вторая ситуация. Вы курьер, индивидуальный предприниматель, вас сбивает машина. Вы будете платить неустойку, если не успеете до 5 часов вечера, потому что у предпринимателей не учитывается субъективный фактор, не учитываются какие-то уважительные обстоятельства. Единственное, что может освободить от ответственности, повторюсь, это форс-мажор. Но в данном случае форс-мажора нет, и, в целом, форс-мажор достаточно сложно доказать.

Обязательно нужно заявить о высокой неустойке

В договорах, если вы уже заметили, часто предусматривается космическая неустойка за какие-то незначительные правонарушения. Например, может быть установлена неустойка в 100 тысяч рублей за опоздание машины на одну минуту. Такое бывает, особенно если вы работаете с крупным бизнесом. Так вот, когда контрагент пойдет взыскивать с вас вот эту неустойку в суд, суд может её снизить по правилам статьи 333 Гражданского кодекса, снизить в связи с несоразмерностью.

В чем разница между потребителем и предпринимателем? Если неустойка взыскивается по договору с потребителем, то суд автоматически без каких-либо заявлений вправе снижать эту неустойку, вправе применять статью 333.

Но, если неустойка взыскивается по договору с предпринимателя, то для того, чтобы суд применил 333 статью, предприниматель должен сделать соответствующее заявление. Если предприниматель заявление не делает, то суд просто не может применить 333 статью и будет взыскивать все 100 тысяч рублей за вашу минуту опоздания. Это очень важный момент, который обязательно нужно учитывать.

Если с вас взыскивают большую неустойку, ссылайтесь на 333 статью, будучи предпринимателем. Причем не бойтесь делать эту ссылку. Ссылка не означает признание вами долга или признание вами нарушений. Это позиция Верховного Суда. Подробнее про неустойки на моем YouTube-канале есть отдельный ролик.

Недостоверность заверений

В договоре могут быть предусмотрены заверения об обстоятельствах. Это определенные гарантии одного контрагента другому контрагенту. Например, если вы покупаете у меня оборудование, я могу гарантировать, что это оборудование не находится под обременением и у него нет каких-то производственных дефектов.

Разница между потребителями и предпринимателями в этом случае будет в том, что потребители не отвечают за недостоверность таких заверений, если они не знали о недостоверности. Потребитель ответит за то, что оборудование оказалось под обременением, если он соврал, если он знал, что оборудование обременено. Если он не знал об этом и никак не мог узнать, то в этом случае отвечать он не будет.

Предприниматель же будет отвечать за недостоверность заверения как в случае, если он знал о недостоверности, так и в случае, если он об этом не знал. Предприниматель поставлен в гораздо более жесткое положение, чем потребитель.

Однако предприниматели между собой в договоре могут установить положение о том, что предприниматель не отвечает за недостоверность заверения, если он не знает о такой недостоверности. Для предпринимателя здесь есть определенный выход, но для этого выхода нужно делать отдельную оговорку в положениях договора, что вызовет вопросы у другой стороны.

Ссылка на YouTube-канал
Ссылка на Telegram-канал по бизнесу
Ссылка на Telegram-канал для Продавцов WB

Александр Телешинин, кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист

Номер телефона: +7 926 497 24 25 (WhatsApp, Telegram)