Найти в Дзене

Шедевр или калька? «Пророк: история Александра Пушкина» и его место в мировой кинокультуре.

Оглавление

Где проходит тонкая грань между гениальным заимствованием и воровством? Этот вопрос особенно остро встал после интервью Феликса Умарова для Ксении Собчак. В центре внимания — «Пророк: история Александра Пушкина», фильм, который вызвал сравнения с мировыми хитами вроде «Ла-Ла Ленда» и «Гамильтона». Но что на самом деле значат эти параллели?

Сравнение с мировыми хитами вызывает у зрителей диаметрально противоположные реакции. Но что такое референсы в искусстве? Признание слабости или важный инструмент? Разбираем этот вопрос через призму режиссёрской философии и уникальности «Пророка».

Комментарий Феликса:

Ксения: Насколько я знаю, во время питчинга были отсылки к "Ла-Ла Ленду", вы уже об этом говорили. Вы обсуждали потом с Петей, как вот это происходило? Потому что я представляю примерно... люди, которые сидят в этом Фонде, у них своё ощущение от кинематографа, от того, на что нужно давать деньги, а что наоборот может исказить... "святой образ" великого человека. Вот как это можно было объяснить так, чтобы в эту идею поверили?
Феликс: У нас было несколько важных моментов, когда мы представляли наш проект. Прежде чем придти в Фонд, мы сняли тестовую сцену для этого фильма, и на Фонде ребята показывали не только презентацию, но и вот эту тестовую сцену, далее была проведена огромная работа над сценарием. В конце концов, мы показывали даже финал нашей картины на Фонде. По поводу "Ла-Ла Ленда", мы с Петей обсуждали этот момент... Я очень не люблю референсы. Референсы — это прям такой рекламный очень термин, которым, на мой взгляд, грешат современные кинокритики, и очень часто говорят, что «наше» обращается к каким-то референсам. Для меня "Ла-Ла Ленд" мало имеет общего с нашей картиной, но при этом Петру, для того чтобы объяснить отличие мюзикла от музыкального фильма, ему понадобился этот пример как некой структуры.

Почему «референсы» — это хорошо?

Референсы — это инструмент, которым пользуются все, даже если думают, что создают нечто совершенно оригинальное. Человеческое сознание — это библиотека собранного опыта, и все наши идеи растут из корней того, что мы уже видели, слышали, прочувствовали. Возразить тут сложно, потому что, как утверждал Шопенгауэр, мир идей — это бесконечная взаимосвязь. Оригинальность, как таковая, — миф. Настоящий мастер — это тот, кто умеет связать разрозненное в новую гармонию.

-2

И если кто-то сравнивает «Пророка» с «Ла-Ла Лендом», это не повод для раздражения. Это комплимент. Быть на уровне фильма с шестью «Оскарами» и сотнями восторженных рецензий — это уже победа. А референсы — это не плагиат, это мост, соединяющий аудиторию с чем-то знакомым. Представьте, если открыто говорить о параллелях с «Гамильтоном», «Величайшим шоуменом» или другими яркими проектами. В этом не будет ничего зазорного. Более того, это включит фильм в игру ассоциаций, где зритель решит пойти на «Пророка», потому что он «в духе» его любимых постановок.

-3

Игра с референсами становится ещё более увлекательной, когда они работают на тонкие ассоциации. Сцена лицейского баттла может быть одновременно переосмыслением «Гамильтона» и диалогов из «Гарри Поттера», и это делает фильм многослойным, способным раскрыться по-новому с каждым просмотром. Подобные детали — это глубина, которую ценят даже самые критичные зрители. Если фильм запоминается, потому что он вызывает личные ассоциации, он уже преуспел. 

-4

Референсы были даже у самого Пушкина. Французские литераторы, русские поэты — все они стали частью его великого творчества. Так почему сегодня референсы должны восприниматься как недостаток? Использование сильных примеров — это не попытка повторить, а возможность переосмыслить. Здесь важно сделать их инструментом, который не просто вдохновляет, но и вызывает интерес. А у Феликса это получилось. Он строит своё уникальное, добавляя штрихи знакомого. И именно это делает «Пророка» смелым шагом к новому искусству. Не нужно стесняться сходств. Нужно делать их основой для масштабного признания. Ведь люди всегда любят сравнивать, и это нужно использовать с толком.

.

Полный разбор интервью Феликса Умарова можно прочесть тут:

Не забудьте подписаться, чтобы читать больше статей с разборами интервью ❤️

Делитесь впечатлениями о фильме и об интервью с Феликсом в комментариях 👇