Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Жизнь фельдмаршала Румянцева. Часть 21. Завершение кампании 1771 года. И снова Журжа

Итак, самым неприятным событием на фронте Первой армии в первую половину кампании 1771 года стало занятие турками крепости Журжа на левом берегу Дуная – 29 мая (9 июня). Румянцев тут же отреагировал передвижением своих основных сил в сторону Валахии для подкрепления корпуса Репнина. Но и турки не дремали. Что бы о них ни говорили необъективные критики, а порой (или даже часто) турецкие командиры действовали разумно. Не теряя времени, турки под командой Ахмед-паши стали развивать успех и двинулись от Журжи в направлении Бухареста. Репнин, впрочем, успел сосредоточить все свои силы близ монастыря Вокарешти под Бухарестом. Всего он собрал до 10 тысяч человек. Ахмед-паша развивал наступление приблизительно такими же силами. 10 (21) июня турки подошли к позиции русских войск и остановились. Тогда Репнин, не медля, бросил корпус в атаку. Стремительное нападение на не успевших изготовиться и окопаться турок увенчалось полным успехом. Ахмед-паша бежал в Журжу, оставив на поле боя около 800 чел
Оглавление
Николай Репнин в 1779 году.
Николай Репнин в 1779 году.

Турецкое наступление

Итак, самым неприятным событием на фронте Первой армии в первую половину кампании 1771 года стало занятие турками крепости Журжа на левом берегу Дуная – 29 мая (9 июня). Румянцев тут же отреагировал передвижением своих основных сил в сторону Валахии для подкрепления корпуса Репнина.

Но и турки не дремали. Что бы о них ни говорили необъективные критики, а порой (или даже часто) турецкие командиры действовали разумно. Не теряя времени, турки под командой Ахмед-паши стали развивать успех и двинулись от Журжи в направлении Бухареста.

Репнин, впрочем, успел сосредоточить все свои силы близ монастыря Вокарешти под Бухарестом. Всего он собрал до 10 тысяч человек. Ахмед-паша развивал наступление приблизительно такими же силами.

10 (21) июня турки подошли к позиции русских войск и остановились. Тогда Репнин, не медля, бросил корпус в атаку. Стремительное нападение на не успевших изготовиться и окопаться турок увенчалось полным успехом. Ахмед-паша бежал в Журжу, оставив на поле боя около 800 человек. Потери русского корпус полтораста убитыми и ранеными.

Румянцев приказал Репнину развивать успех и вернуть Журжу. А сам на левом фланге решил устроить диверсию против турок, чтобы визирь не подкрепил Ахмед-пашу. И конечно на острие диверсии вновь оказался генерал Вейсман. Он переправился через Дунай, 11 (22) июля занял город Тульча (но не замок!), пожег что смог и отошел к Измаилу.

Между тем Репнин счел задачу нападения на Журжу невыполнимой – слишком мало войск, плохое обеспечение транспортом и провиантом, артиллерией. Николай Васильевич объявил себя больным и попросился в отпуск. На его место прибыл генерал-поручик Эссен.

Турецкие пистолеты второй половины XVIII века. Тульский музей оружия.
Турецкие пистолеты второй половины XVIII века. Тульский музей оружия.

Неудача генерала Эссена

Христофор Юрьевич фон Эссен из лифляндских дворян родился в 1717 году. Лифляндия к тому времени уже была занята русскими войсками Петра Первого. Вступил в службу рядовым в 1730 году.

Ну как вступил? Был записан. Реальная служба Эссена началась в 1738 году, когда он окончил Шляхетский сухопутный корпус и стал прапорщиком. В сражении со шведами при Вильманстранде в 1741 году ранен в ногу.

А дальше служил без особых прорывов. Тем не менее в 1758 году Эссен уже бригадир. В ходе Семилетней войны дослужился до генерал-майора. Екатерина II произвела его в генерал-поручики. В общем, русский корпус под Бухарестом принял пусть не великий полководец, но и не паркетный генерал.

Румянцев советовал Эссену выманить турок в чистое поле, разбить их и на волне победы ворваться в Журжу. Генерал-поручик взял под козырек и 6 (17) августа произвел нападение на турок. Весьма неудачное. Русские были побиты и отступили. О размере наших потерь Екатерина II высказалась так:

«Еще не одна баталия во всей войне столько людей не стоила».

Цифр я не нашел, но потери видимо были действительно большие.

Нам давно стоит отказаться от стереотипа, что русские турок всегда били. По крайней мере, мол, при Екатерине II точно всегда. Отнюдь не всегда. Турки хорошо защищали укрепленную позицию. Как и в этом сражении с Эссеном. Неподготовленное должным образом нападение имело результатом неудачу.

Екатерине II пришлось утешать Румянцева:

«Бог много милует нас, но иногда и наказует, дабы мы не возгордились; но как мы в счастье не были горды, то надеюсь, что и единую неудачу снесем с бодрым духом».
Кираса рядовых и унтер-офицеров лейб-гвардии кирасирского полка. Тульский музей оружия.
Кираса рядовых и унтер-офицеров лейб-гвардии кирасирского полка. Тульский музей оружия.

«С бодрым духом»

И вновь, чтобы отвлечь визиря, Румянцев приказывает активизировать действия на левом фланге. Кому? Конечно же генерал-майору Вейсману. Операцию подготовили только в октябре. На правый берег переправились отряды Вейсмана и Милорадовича (отца героя войны 1812 года).

Вейсман 20 октября атаковал турок при Тульче, разбил их, овладел и городом, и замком:

«…поутру 20-го числа октября генерал-майор и кавалер фон Вейсман за Дунаем рассыпал неприятельский корпус при Тульче, овладел сим городом и замком, взял турецкий лагерь со всей в большом числе артиллерией, и в ту же ночь пошел к Бабаде атаковать там стоящего верховного визиря».

Тем же днем Милорадович разбил турецкий отряд при Мачине. 21 октября Милорадович захватил Исакчу, а Вейсман Бабада (Бабадаг).

И тут же следом новое известие о победе: 23 октября генерал-поручик Эссен овладел-таки Журжей. Эссен подловил турок, вышедших из крепости и сделавших движение в сторону Бухареста.

Кстати, в войне 1806-1812 годов сын Эссена генерал Петр Эссен отличится в сражении при той же крепости Журжа.

В своем донесении Румянцев вновь завышает численность неприятеля, заявляя о 50 тысячах турок, вышедших из Журжи. Ну да Бог с ним. Главное, что противник был разбит и полностью изгнан с левого берега Дуная. Да еще лишился пары пунктов на правом берегу в низовьях.

Русские победоносно завершили кампанию 1771 года. Тыл действовавшей против Крыма Второй армии Долгорукова был надежно прикрыт действиями Первой армии Румянцева.

Сам фельдмаршал на этот раз в сражения не вступал. Но вел войну, как полководец на обширном театре боевых действий – находясь в центре и чутко управляя движениями отдельных корпусов, предоставляя частным командирам инициативу действий, давая им только общие указания.

Из генералов в армии Румянцева тогда явно выдвинулся генерал-майор Вейсман. Из него мог получиться выдающийся полководец. Да только… Впрочем, об этом речь еще впереди.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":

Фельдмаршалы России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен