Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Божественная. Сара Бернар” (2024, Sarah Bernhardt, la divine): Первая мировая знаменитость (но не очень удачный байопик)

“Божественная. Сара Бернар” – байопик о французской актрисе Саре Бернар (настоящее имя – Генриетта Розин Бернар), блиставшей на сцене во второй половине XIX века, а в период с 1901 по 1913 года она провела ряд прощальных гастролей. Режиссёром выступил Гийом Никлу (Guillaume Nicloux), у которого я знаю только “Братство камня” (2006), а главную роль исполнила Сандрин Киберлен (Sandrine Kiberlain). Но слово “байопик” звучит слишком многообещающе в данном случае, потому что сама история по итогу выглядит очень ограниченно – и по хронометражу, и по портретным данным самой актрисы. Её заразительный нрав, эксцентричность и необычность существуют сами по себе, они не придают объёма портрету, не преподнесены в составе событий, они сыграны актрисой Киберлен, чтобы просто обозначить, что исполняемая ею героиня действительно была такой искрящейся и необыкновенной, без преувеличения единственной в своём роде. Этой биографии придали форму воспоминаний с тремя временными точками: 1915, 1896 и 1886 го
Оглавление

“Божественная. Сара Бернар” – байопик о французской актрисе Саре Бернар (настоящее имя – Генриетта Розин Бернар), блиставшей на сцене во второй половине XIX века, а в период с 1901 по 1913 года она провела ряд прощальных гастролей.

Режиссёром выступил Гийом Никлу (Guillaume Nicloux), у которого я знаю только “Братство камня” (2006), а главную роль исполнила Сандрин Киберлен (Sandrine Kiberlain).

Но слово “байопик” звучит слишком многообещающе в данном случае, потому что сама история по итогу выглядит очень ограниченно – и по хронометражу, и по портретным данным самой актрисы. Её заразительный нрав, эксцентричность и необычность существуют сами по себе, они не придают объёма портрету, не преподнесены в составе событий, они сыграны актрисой Киберлен, чтобы просто обозначить, что исполняемая ею героиня действительно была такой искрящейся и необыкновенной, без преувеличения единственной в своём роде.

постер к фильму “Божественная. Сара Бернар” (2024), режиссёр Гийом Никлу
постер к фильму “Божественная. Сара Бернар” (2024), режиссёр Гийом Никлу

Сюжет

Этой биографии придали форму воспоминаний с тремя временными точками: 1915, 1896 и 1886 года.

Повествование начинается с умирающей Сары Бернар, потом оно постепенно уходит назад, открывая предыдущие моменты её жизни. С одной стороны, это неплохая находка. Зрителю сразу показали исход – совсем ослабевшая прима лежит на постели, едва дыша, но она всё ещё может что-то говорить, словно это её финальный монолог на сцене. Когда действие развивается, отыгрывая назад, становится понятно, почему на смертном одре Сара продолжает привлекать внимание – она не могла иначе.

“Если не можешь сказать правду, тогда нужно уметь искренне лгать”. Умирая, она искренне лгала себе и окружающим, что ничего страшного не происходит.

С другой стороны, начав с умирания, сценарий подчёркивает, что всё на свете уйдёт, к сожалению, конечно, даже такие громады как Сара Бернар.

Основное действие начинается в 1915 году, когда Сара Бернар перенесла операцию по ампутации ноги. Врачи поставили её перед выбором – либо ампутация, либо смерть. Пока она восстанавливалась, к ней приходили значимые для неё люди – её давний любовник Люсьен (в исполнении Лорана Лафитта) и его сын Саша (в исполнения Артюра Мазе), с которым у Сары выстроились доверительные близкие отношения. Саша сказал Саре, что собирается сделать фильм о выдающихся людях – о Родене, Моне, Ренуаре, Анатоле Франсе, Дега и, конечно, о ней. На что со свойственным ей сарказмом она бросила: “Думаешь, через 30 лет до Сары Бернар будет кому-то дело!?”

Разговор между Сашей и Сарой стал более откровенным – она подтолкнула его помириться с отцом и рассказала, что произошло между ней и Люсьеном 20 лет назад: “День, который должен был стать счастливым, оказался самым ужасным, когда я потеряла любовь всей своей жизни”.

Сара Бернар (в исполнении Сандрин Киберлен) и Люсьен Гитри (в исполнении Лорана Лафитта)
Сара Бернар (в исполнении Сандрин Киберлен) и Люсьен Гитри (в исполнении Лорана Лафитта)

Каким получился фильм: визуально красивый, но ему не хватает души и глубины

Что касается визуальной части, то она удалась – декорации выглядят яркими, словно это богато оформленная сцена для отличного спектакля, и в этих декорациях показывает себя Сара в красивых костюмах. Иронично, в фильме сама Сара ни разу не выходит на сцену (это обозначается только на словах и показано в хронике во время открывающих титров). Так, пышность окружающих декораций словно компенсирует отсутствие сцен в зрительном зале с рукоплещущей таланту публикой.

Гийом Никлу решил придать байопику форму воспоминаний, но и перенести их исключительно за кулисы, а это – как бы саркастично ни звучало – уже отдаёт сплетнями. Хотя и не лишено смысла, если учитывать, что любая большая личность окружена невероятными историями.

Сара Бернар предстаёт совершенно свободной женщиной (У меня не может быть хозяина) со своим неповторимым мнением и экстравагантными привычками (она беспечно тратила деньги, её окружали экзотические животные в доме, а спала она в гробу). Не было такого мужчины, кто остался бы равнодушным к ней и не побывал в её спальне. Сцене, в которой идёт перечисление её увлечений, придали юмористический оттенок.

Она была знакома со всеми знаковыми личностями: Эмиль Золя, Эдмон Ростан, Виктор Гюго, Альфонс Муха, Оскар Уайльд. В фильме даже есть момент, когда с ней пытался пообщаться Зигмунд Фрейд, но тогда ещё никто не знал, кто это, для всех это был просто “некий врач из Австрии”.

Виктор Гюго подарил ей бриллиант, по форме напоминающий слезу, она воспринимала его своим талисманом, а Альфонс Муха рисовал афиши для её спектаклей (“Лоренцаччо” по Альфреду де Мюссе, в этом спектакле она исполняла роль мужчины).

Но через эти беспорядочные факты о жизни Сары протянута её страстная любовь к актёру Люсьену Гитри*. С ним она была знакома с 1886 года и не хотела отпускать, даже когда он решил жениться и начать спокойную семейную жизнь.

* Его актёрский стиль отличался скупостью на жесты и не вызывал симпатии публики и критиков. В 1893 году Сара Бернар пригласила его в Théâtre de la Renaissance, которым тогда руководила. Именно здесь он добился настоящего успеха. С 1918 года он часто играл в спектаклях по пьесам своего сына Саши Гитри.

Но в фильме всё же есть занятный момент, который затрагивает важный момент жизни знаменитостей, – это раздача автографов. В парке к Саре подошла девушка и попросила оставить росчерк на листочке. Сару это очень удивило, она не поняла, что хочет от неё девушка. Этот момент заставил меня задуматься, действительно ли она стала первой актрисой, кто ввёл моду на автографы.

Люди коллекционировали автографы известных личностей с XVI века. Но это скорее касалось подписей исторических личностей и не касалось поп-культуры, так сказать. “Охотники” вырезали подписи из книг, а иногда даже вырывали страницу ради росчерка. Среди наиболее известных коллекционеров автографов были Иоганн Вольфганг фон Гёте, Стефан Цвейг, Иоганнес Брамс. Полагаю, что сценарий байопика “Божественная. Сара Бернар” сделал допущение, что эта актриса стала первой, кто сделал популярным получение автографа у знаменитости.

-3

Но кто такая была Сара Бернар?

Она стала актрисой благодаря одному из покровителей своей матери. Её мать была куртизанкой со связями среди очень богатых мужчин. Среди них был герцог Шарль де Морни, сводный брат Наполеона III. Влияние де Морни помогло устроить Сару в эксклюзивную монастырскую школу, где она приобщилась к католической вере. Также де Морни предложил ей стать актрисой и устроил ей прослушивание в Парижскую консерваторию. Бернар сблизилась с Александром Дюма-отцом, кто первым заметил её потенциал, назвав её “моя маленькая звёздочка”. И он стал давать ей роли в спектаклях по своим пьесам.

Сара Бернар
Сара Бернар

С 1862 по 1878 года Сара Бернар выступала в Comédie Française, Gymnase и Odéon. Её прорывным выступлением стало выступление в Odéon в 1868 году – она играла в спектакле по пьесе Александра Дюма "Кин, или Гений и беспутство" (Kean, ou Desordre et genie), после чего её зарплата выросла со 150 до 250 франков в месяц.

За свою карьеру Бернар сыграла в спектаклях по произведениям известных писателей, включая Жорж Санд, Виктора Гюго, Александра Дюма (и отца, и сына), Пьера Корнеля, Жана Расина, Мольера, Вольтера и Уильяма Шекспира. Она сыграла такие известные роли, как Федра в “Федре”, Дездемона в “Отелло”, Леди Макбет в “Макбете”, Офелия в “Гамлете” (и самого Гамлета ей тоже доводилось играть), Клеопатра в “Клеопатре”, Роксана в “Сирано де Бержераке”.

У неё были очень успешные гастроли по Америке и Европе в 1880 и 1881 годах; также она совершила два кругосветных путешествия в 1886-1887 и в 1891-1892 года; среди стран, которые она посещала, была и Россия. Она даже побывала на полях сражений при Вердене и Аргонне, выступая перед французскими войсками во время Первой мировой войны.

Но она была не только актрисой. Он была увлечена всеми видами искусства – Сара Бернар рисовала, создавала дизайн платьев для себя и своей труппы, она придумывала декорации для своих постановок. Уже став актрисой, она начала изучать скульптуру у Матье Менье (Mathieu Meusnier) и Эмилио Франчески (Emilio Franchesci).

К 1874 году она уже выставляла свои работы в Парижском салоне. Её выставки скульптур проходили в Лондоне и Нью-Йорке, она участвовала в World’s Columbian Exposition (Всемирная Колумбова выставка) в Чикаго в 1893 году и в Exposition universelle (Всемирной выставке) в Париже в 1900 году.

Её критиковали за занятия скульптурой, якобы она занимается не своим делом. На её защиту вышел Эмиль Золя, сказав, что тогда нужно принять закон против таланта.

****

В итоге этому фильму не хватает широты. Он остаётся очень яркой открыткой, которая выглядит слишком современно для истории из второй половины XIX века.

И тут я позволю себе высказывание в качестве заключения.

Трудности с байопиками

Байопики и экранизации – это сложные для переноса на экран материалы. Сложность заключается в том, чтобы уместить самые важные моменты и не потерять целостности и ценности. Но это влечёт за собой опасность увеличения хронометража, а при ограниченном бюджете это становится дополнительной опасностью. Скучный и длинный результат грозит кассовым провалом.

Исключения, конечно, всегда есть. Что касается экранизаций, то Альберт Рудди и Фрэнсис Форд Коппола – яркое тому подтверждение, они совершили чудо с романом “Крёстный отец”.

Среди байопиков сложнее найти “яркую птицу”. Хотя есть нюанс – байопик байопику рознь. Фильм может рассказывать историю человека, который совершил что-то значительное и подал пример другим, стал неким символом, но при этом имя этого человека не знакомо каждому в мире. В таком случае плюсом такого фильма станет то, что кинематограф открыл новое имя, которое иначе можно было никогда и не узнать.

К таким можно отнести, например, “Эрин Брокович” (Erin Brockovich) 2000 года о женщине без юридического образования, вступившей в противостояние с пагубно влияющей на окружающую среду корпорацией. Фильм получил номинации на самые престижные премии: Oscar, BAFTA, Golden Globes, SAG.

Или “Парни не плачут” (Boys Don't Cry) 1999 года о трансгендере Брендоне Тине, который пытался обрести себя и найти свою любовь, но столкнулся с жестокостью со стороны нетерпимых к “другим” людей. Или “Стеклянный замок” (The Glass Castle) 2017 года о Джаннетт Уоллс, которая воспитывалась в неблагополучной семье без комфортных условий, но ей удалось вырваться из нищеты и стать настоящей журналисткой и писательницей.

Другое дело – относительно известные личности, и фильмы о них дают расширенный портрет. Есть скромные и симпатичные примеры – “Селена” (1997) о погибшей от руки фаната латиноамериканской певице Селене Кинтанилье Перес; “Неудержимый” (2024) о борце Энтони Роблсе с одной ногой, кто добился значительного результата в спорте и вошёл в президентский совет по фитнесу, спорту и нутрициологии; или “Дочь шахтёра” (1980) о Лоретте Линн, которая из нищеты выбралась в статус влиятельной кантри-певицы США; или “Моя левая нога” об ирландском писателе и художнике Кристи Брауне, поражённым с рождения церебральным параличом, и кто мог пользоваться лишь левой ногой.

Самыми сложными являются байопики о личностях, которые вышли на международный уровень, стали объектом изучения и спекуляций, которые переходят от поколения к поколению. “Богемская рапсодия” (о Queen и Фрэдди Меркьюри), “Джеки” (о Жаклин Ли Бувье Кеннеди-Онассис), “Спенсер” (о Принцессе Диане), “Мария” (о Марии Каллас), “Рокетмен” (об Элтоне Джоне), “Обратно во мрак” (об Эми Уайнхаус), “Маэстро” (о Леонарде Бернстайне) – все они подвергались критике из-за карикатурности и однобокости, из-за нехватки данных и обеднении изучаемой личности. В разработке находятся байопики о Мадонне, Бритни Спирс и Майкле Джексоне. Смогут ли они показать, чем эти люди так примечательны, что о них не устают говорить? Да, важно отметить, что Элтон Джон, Бритни Спирс и Мадонна – ныне живущие звёзды первой величины, чьи байопики реальны, у первого он уже состоялся.

И вот Сара Бернар как раз относится к тем мировым знаменитостям, о ком сложно говорить и ничего не забыть.

Благодаря огромному интересу публики к Саре Бернар, она по праву считается первой мировой знаменитостью и до сих пор пользуется уважением. Сара – это выдающаяся историческая фигура, известная во всём мире, на её похороны в 1923 году в Париже собралось 600 000 человек. Для личности такого масштаба байопик получился непростительно тесным.