Греки до Эмпедокла.
Распознавание первичных качеств появляется у греков рано, и естественно, что их интересовало найти то первичное «нечто», что создавало эти качества. Это «нечто» описывалось словом physis, чье изначальное значение - «вещество». Поиски изначального вещества и дальнейшее исследование природы качеств и привело к развитию теории гуморов и темперамента.
Фалес был первым, кто опознал воду как первичную субстанцию. Анаксимандр тоже искал первопринцип, но у него это было нечто «беспредельное». Анаксимен считал первопринцип пневмой. Пифагор не рассматривал качества, но выдал идею о том, чтобы совмещать противоположности для гармоничной смеси, и это позднее легло в доктрину о Т. Дальше были Ксенофан и Гераклит, который «война — мать всех вещей» и «все течет». Он же сказал, что холодное становится горячим, горячее остывает; мокрое высыхает, а сухое увлажняется. Как и Пифагор, он верил в гармонию противоположностей. И также он считал, что противоположности не были реально таковыми, а были двумя частями одного процесса, и одна была невозможна без другой. Это дает идею, что качества могут перетекать одно в другое в циклическом процессе, и эта концепция была развита в астрологии.
Алкмеон Кротонский считается «основателем эмпирической психологии», по словам Бернета. Алкмеон следовал Пифагору в его взглядах на пары противоположностей и верил, что здоровье может быть достигнуто балансом сил в теле — горячего и холодного, сухого и мокрого, сладкого и горького и т. д. Дисбаланс одного из качеств вызывал болезнь. Еще более это воззрение было развито Эмпедоклом.
Эмпедокл основал свою медицинскую школу, которая была известна еще во времена Платона. Эмпедокл не использует понятие элементов, он называет их корнями всех вещей: «сияющий Зевс, приносящая жизнь Гера, Аид и Нестис, что наполняет своими слезами источники смертных».
Гиппократ эту теорию развил в применении к телу человека. Раз мир состоит из первичных качеств, так и тело ведь тоже состоит из них же. Компоненты микрокосма должны коррелировать с компонентами макрокосма. Четыре корня мироздания он сопоставил с четырьмя гуморами тела — желтой желчью, черной желчью, кровью и слизью. Позднее он сопоставил гуморы с сезонами: летом растет уровень желтой желчи, а слизь на самом низком уровне, зимой наоборот. Весной кровь бурлит, а черная желчь на минимуме, осенью наоборот. (Соответственно, когда мы определяем темперамент по фактору положения Солнца, мы берем именно сезон: предполагается, что в это время именно сезонный гумор преобладает, а противоположный — на минимуме. Если человек, допустим, рожден летом, да еще и при Солнце в знаке Льва, у него преобладает желтая желчь, а слизь — на минимуме).
Гиппократу также принадлежит утверждение, что в здоровом теле все гуморы сбалансированы. «Тело человека обладает кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью; они составляют природу тела, и их посредством человек чувствует боль или наслаждается здоровьем. Самое идеальное здоровье будет тогда, когда эти гуморы должным образом спропорционированы по отношению друг к другу в отношении смеси, силы и основной массе, и когда они идеально смешаны». Здесь еще нет названий темпераментов, он всего лишь обсуждает природы и названия четырех гуморов, от которых позднее эти названия произойдут.
В целом Гиппократ стремится к тому, чтобы приписать разные телесные симптомы к действию четырех гуморов, но даже тогда он в некотором виде прикладывает эти качества и к душе: «Среди психических симптомов такие, как неумеренность в пище и питье, во сне, в бодрствовании, выдерживание тяжелого труда ради удовлетворения некоторых страстей (например, любовь к игре в кости), или для мастерства, или по необходимости, а также регулярность и нерегулярность такой выдержки». Позднее эти качества применялись к душе уже более широко.
Гиппократ проводит очень четкие ассоциации гуморов с сезонами, говоря, что сила каждого гумора увеличивается в соответствующем сезоне, и что люди также лучше или хуже адаптированы к сезонам на основании их гуморальной конституции: мол, весной и ранним летом лучше всего себя чувствуют дети и молодежь, летом и в части осени — старые, в остаток осени и зимой — люди среднего возраста. (Но обоснование у этого какое-то странное).
Платон устройство вселенной обсуждал в диалоге «Тимей». Он тот, кто первым назвал землю, воду, огонь и воздух — элементами (stocheia), по греческому слову, обозначающему буквы алфавита.
Аристотель повлиял на всех последующих мыслителей больше всего. Он был чрезвычайно заинтересован в теориях Эмпедокла (но, как известно из исследования Кингсли, Аристотель их переврал и взгляды "Эмпедокла" в его изложении - это нечто весьма отличное от взглядов реального Эмпедокла).
Вот так выглядит круговращение качеств и элементов. Тут фишка в том, что элемент может превратиться в противоположный не сразу, а через дополнительную трансформацию путем превращения в промежуточный элемент. Так, Огонь может стать Водой только через остужение до состояния Земли, и только потом размягчения до состояния Воды. И наоборот, Вода может стать Огнем только путем нагревания, испарения и дальнейшего высушивания. На этот процесс можно посмотреть с обратной стороны: Огонь становится Землей, когда жар уменьшается или холод возрастает. То есть воздействовать можно с двух сторон: наращивая холод или уменьшая огонь. У китайцев в их медицине это подробно проработано в дисбалансах ци, вызывающих болезни: они четко различают, например, полный и пустой жар и его симптоматику, т.е. жар от избытка жара или от недостатка холода.
Дальше, Аристотель придумал еще две вещи: 1) что меланхолий две, а не одна. В человеке есть как тепло, так и холод, а посему тепло влияет на выражение меланхолии. Холодная меланхолия, которая дает уныние и упадок духа, и горячая меланхолия, которая дает жизнерадостность. И жизнерадостные меланхолики все сплошь гении и герои. 2) Здесь он четко проводит границу между гумором и темпераментом. И еще говорит, что обе меланхолии, и гумор, и темперамент, производят воздух (?). То есть он пошел дальше Гиппократа, выделяя темперамент как отдельное понятие, отличное от гумора.
По поводу двух меланхолий расширенно высказался позднее Марсилио Фичино. Естественно, себя от причислял к героическим меланхоликам.
Следующими были стоики. Они тоже считали материальный мир состоящим из элементов, но каждому элементу давалось только одно качество: огонь — горячий, воздух — холодный, и т.п. Огонь и воздух — активные элементы, земля и вода — пассивные.
Дальше был Гален. Он в основном комментировал Гиппократа. Он объединил гуморальную теорию Гиппократа и теорию качеств/элементов. Справедливо будет сказать, что именно его взгляды и перешли в средневековую теорию о темпераментах. У него есть работа «О темпераментах», которая не переводилась на английский никогда. В ней он пытается упорядочить и прояснить значения качеств и применить их к гуморам. Он в курсе, что есть градации этих качеств, поэтому пытается различить «чистые» состояния, которые невозможны в природе, и фактические смеси, как они возникают в материальном мире. Он говорит о том, что в живом существе гуморы находятся в смеси и можно говорить лишь о сравнительных степенях. То есть в существе есть все четыре гумора, но весной в нем больше крови и меньше черной желчи, осенью наоборот, но летняя желтая желчь еще действует и осенью. Летом больше желтой желчи и меньше слизи, все еще много крови, зимой наоборот. Если человек родился летом при Солнце в знаке Льва, это дает ему много желтой желчи, некоторое количество крови и минимум слизи.
* Распределим тогда гуморы в их относительности по солнечному циклу. Вот с Льва и начнем. Поскольку это уже разгар лета, то в целом к середине Льва влаги в организме очень мало, поэтому больше всего желтой желчи, крови уже очень умеренно, черная желчь должна уже начать прибывать, поскольку сухость создает ей для этого причины, а слизи практически нет места. Даже если будут флегматические акценты в темпераменте, типа знака на Асц или фазы Луны, они будут плохо выражены. Дальше в Деву крови почти не остается, слизи еще почти нет, а вот ЖЖ сильна и ЧЖ наращивает присутствие, и к Весам она уже доминирует над ЖЖ. Кровь на минимуме, слизи тоже еще немного, но за счет охлаждения для нее начинают создаваться условия. Если Асц в Скорпионе, это усиливает присутствие слизи. I фаза Луны усиливает кровь, которой почти и нет. В Скорпионе крови тоже места не находится — холодно и сухо, ЖЖ тоже минимальна, зато ЧЖ на максимуме, слизь продолжает прибывать. В Стрельце ЧЖ и слизь уже делят два первых места, почти нет крови и ЖЖ тоже места нет, потому что влага начинает преобладать над сухостью, и в Козероге уже доминирует слизь, а ЧЖ сдает позиции. ЖЖ места все так же нет, а для крови начинают создаваться условия за счет влаги, и если другие факторы гороскопа позволят, кровь даст свой акцент в темпераменте. В Водолее максимум слизи, минимум ЖЖ, ЧЖ теряет позиции и дальше, но она все еще сильная, на третьем месте кровь. В Рыбах слизь, ЧЖ уже почти отсутствует, и прибывает кровь, а ЖЖ все еще на минимуме, поскольку расти она начнет только весной. К концу Рыб слизь уступает место крови, и в Овне кровь доминирует, хотя слизь все еще сильна. Начинает расти ЖЖ, у ЧЖ места очень мало.*
И Гален первым посмотрел на гуморы не только с физиологической точки зрения, но в некотором роде с психологической. В своем комментарии на «О природе человека» Гиппократа он говорит: «Существует определенная физическая теория, весьма убедительная, в соответствии с которой четыре гумора показаны с точки зрения их вклада в формирование характеристик и склонностей. Необходимо разъяснить еще раз, что в этой связи характеристики души зависят от смесей в теле, о которых мы уже писали. Если мы так предполагаем, тогда проницательный и смышленый характер у души будет благодаря гумору желчи, стойкий и надежный — благодаря меланхолическому гумору, простой и глупый — благодаря крови. Природа слизи наиболее бесполезна в формировании характера, и кажется, что ее истоки с необходимостью лежат в переваривании пищи”.
В дальнейшем развитие теории о гуморах и темпераментах не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, продолжилось не только в медицине, но и в астрологии, которые шли рука об руку.
Дальше начинается период как раз астрологический, эллинистический. Начинается он с Птолемея. Птолемей был старшим современником Галена, на 40 лет старше того, поэтому не мог вдохновиться его трудами. Но точно мог — трудами Гиппократа, Аристотеля и стоиков.
Птолемей не использует нигде слово «гумор», не ссылается на кровь, желчь и пр., но в чем он следует Гиппократу, так это в том, что для здоровья нужна смесь всех четырех качеств и их баланс. Зевс и Афродита у него «умеренные», или же хорошо-смешанные. Птолемей следует Гиппократу, говоря, что тепло и влага — наиболее фертильные или порождающие качества. Тепло+влага у них всех, и у Галена в том числе, считается хорошей смесью. (Видимо, именно это представление и сделало сангвинический гумор таким благоприятным в описаниях последующих астрологов. Они сангвиникам дифирамбы поют. Хотя см. выше Галена: кровь дает простоту и глупость, как у золотистого ретривера). Также Птолемей следует Гиппократу и Аристотелю в характеристиках сезонов: весна у него влажная становится горячей, лето горячее становится сухим и т. д.
Птолемей приписывает качества знакам отчасти по их положению в сезоне и отчасти по их управителям. Рак и Лев у него — самые жаро-генерирующие, потому что они ближе всего к солнцестоянию; Козерог и Водолей обители Сатурна, который холоден, и в них холодная и ветреная погода; Стрелец и Рыбы умеренны из-за Юпитера; Овен и Скорпион сухие как Марс, Телец и Весы умеренные и фертильные как Венера, обители Меркурия не упомянуты.
Солнце — нагревает и немного сушит; Луна увлажняет, но за счет отраженного света Солнца и немного нагревает (так-то ее можно считать немного теплой в птолемеевой модели еще и потому, что ее обитель в летнем Раке, а экзальтация в весеннем Тельце); Сатурн остужает и высушивает; Марс сжигает и высушивает; Юпитер греет и увлажняет; Венера тоже умеренная, хотя больше увлажняет, чем греет. Меркурий то сухой, то влажный в зависимости от своего положения в отношении к Солнцу. Солнце разным частям дня дает разные качества, из-за своего положения на небе. Фазам Луны и планет, сезонам и осевым точкам года тоже приписаны качества.
Птолемей упоминает в книге 1, что для понимания человека полезно было бы знать его астрологическую смесь. Птолемей твердо уверен, что смесь в гороскопе описывает тело и душу человека, то есть он вводит разграничение двух темпераментов — тела и души. (Хотя я не понимаю, как, а самое главное — зачем это разграничивать. Темперамент един, а раздвоенность в нем рождает ум, изуродованный воспитанием).
Способ Птолемея определить темперамент (смесь, krasis). Сначала Птолемей говорит о форме тела, глядя на Асц, планеты в нем и его альмутены. Также он смотрит на Луну, и в меньшей степени — на неподвижные звезды в соединении с управителями Асц и Луной.
Качество души он определяет отдельно от тела. У него Меркурий отвечает за «рациональную и ноэтическую» части, в то время как за «сенситивную и иррациональную» части отвечает Луна. То есть у Луны две функции: она и за тело в ответе, и за часть души, таким образом соединяя тело и ум. Однако авторы вплоть до ренессансных темперамент используют только в описании тела, но во времена Марсилио Фичино сангвиник и пр. уже используются как психологические характеристики. А уж ко времени Лилли психологические черты уже стали частью мейнстрима, хотя формула Лилли дается им только для тела, но не для психики.
Веттий Валент эту тему не развивает. Он первым из астрологов вводит триплицитеты знаков и в одной из последних книг называет воздух холодным как лед и непрозрачным, в соответствии с доктриной стоиков, у которых воздух был холодным. Ну и всё на этом.
Антиох Афинский никаких гуморов не знает, но называет Сатурн холодным и сухим.
Юлий Фирмик Матерн тоже пишет об элементах мало. Он берет Владыку рождения как хозяина знака, что идет после знака Луны, и тот якобы должен указывать на поведение человека, но никаких формул по расчету темперамента или качества души не приводит.
В общем, из эллинистических авторов астрологическую теорию гуморов не развивал никто, кроме Птолемея, который слово «гумор» не использовал, а опирался на качества. Из более поздних — никто не развивал. Впрочем, астрологи и неоплатоники, в частности Порфирий, пытались вычислить т.н. владыку души, индивидуального даймона. Предполагалось, что он наделит своего обладателя определенными качествами. Так что методики по расчету даймона были, но с гуморами это не соотносилось никак. Опорой для таких расчетов даймона была фраза Гераклита: «Характер человека — его даймон (судьба в нашем переводе)». Да и слово «характер» тут тоже спорно. Переводов — миллион. Понимания — ноль. То есть астрологов эллинистических больше занимал поиск руководящего даймона и методики расчетов в основном развивались именно в этом направлении. Фортуна у них давала какие-то сигнификации, связанные с телом и его благополучием, а Жребий Даймона указывал на душу, характер и репутацию. Жребии также использовались в техниках расчета продолжительности жизни. Так что видим, что гуморальная теория в применении к телу и душе в астрологии в эллинистический период не использовалась никак. Только Реторий Египетский в VII веке коснулся этой темы и привел планеты в соответствие с элементами и гуморами. Отсюда следует, что все-таки при расчете темперамента следует смотреть на знаки Фортуны и Даймона и их управителей (хотя мне пока непонятно, насколько они указывают на гуморы).
Гринбаум: «Даже в Греции даймон не может быть содержащимся внутри строгих функциональных конструкций. Начиная с Гомера, многозначность даймона приводила к множеству переводов для объяснения его в надлежащем контексте: демон, дух, гений, личность, удел, власть, даже судьба».
То есть даймон — это что угодно, но не тело. Некая тонкая составляющая человека, божественная сила, контекстуально добрая или злая, вероятно, дающая ему индивидуальную судьбу, характер, отпечаток. Идея, что у каждого человека есть ведущий его личный даймон — от Платона. Он же постулировал, что даймоны суть связующие звенья между человеком и божественным. Фортуна же отвечала за тело.
За основу взята книга Дориан Гринбаум Temperament. The Astrology's forgotten key. Перевод довольно вольный и с моими добавлениями где ни попадя, поэтому где оригинальный текст, а где мой, я уже и сама не знаю. Сама идея вообще взяться за эту тему связана с тем, что, как показывает практика, хоть в какой-то степени правильно определенный темперамент является базой, основой для чтения всего гороскопа человека. Темперамент будет влиять и на выбор профессии, и на поведение в отношениях, и на здоровье, естественно, и на динамику жизненных событий и их интенсивность.
_____________________________________________________________________________________
Другие статьи на эту тему - постепенно выкладываю в подписке на Boosty.
- История. Новое время.
- Расчет темперамента и его использование в трактовке гороскопа
- Описание темпераментов. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. Смешанные типы.
- Балансировка темперамента.