Найти в Дзене
Сравни

Всё о замене масла в автомобиле: когда менять‚ как и сколько это стоит

Оглавление

Замена масла — это обязательная операция по обслуживанию автомобиля. Если не менять масло‚ двигатель выйдет из строя. Рассказываем‚ как и когда менять масло и масляный фильтр и сколько это стоит.

Как часто менять масло в двигателе автомобиля — интервалы замены

Замену масла в двигателе (ДВС) легкового автомобиля, который эксплуатируют в городе, нужно проводить каждые 8–10 тысяч километров пробега.

При этом рекомендации автопроизводителя могут быть иными. Например, некоторые концерны указывают интервал в 15 и более тысяч километров. Это не обман, а усреднённые значения. В них не заложены условия эксплуатации машины.

-2

Если автомобиль передвигается преимущественно в городе, работа его агрегатов связана с некоторыми особенностями.

Например, в пробке мотор может работать час, за который машина проедет один километр. При этом масло смазывает компоненты агрегата так же, как если бы автомобиль проехал за это время 50 километров.

Поэтому при эксплуатации машины в городе правильнее считать не пройденный километраж, а моточасы, которые отработал ДВС.

Поскольку подсчёт моточасов предусмотрен не у каждого автомобиля, а информацию об их количестве система не выводит на приборную панель, принято считать условное соотношение моточасов и пробега.

Приемлемые интервалы замены масла в двигателе:

при спокойной городской эксплуатации — 8–10 тысяч километров;

при агрессивной езде, для высокопроизводительных двигателей — 5000–7000 километров;

при экстремальных нагрузках (езда по треку или бездорожью) — 3000–5000 километров.

Для удобства отсчёта интервала замены масла во многих автомобилях предусмотрен счётчик. При этом не во всех моделях можно выставить произвольный интервал. Он может быть ограничен заводскими рекомендациями — например, 15 тысячами километров.

💡 Если счётчика нет или невозможно выставить нужный интервал, то для удобства можно сфотографировать пробег на приборной панели сразу после замены масла.

Некоторые сервисы после замены масла вешают в моторном отсеке специальную бирку, где указан текущий пробег и дата проведения регламентных работ, а также рекомендуемый пробег следующей замены масла.

В среднем замена масла в автосервисе стоит от 1400 ₽. Цена может отличаться в зависимости от класса автомобиля.

Даже если на машине ездят мало, масло в двигателе всё равно необходимо менять. Тогда замену проводят раз в год, даже если автомобиль не прошёл за это время 8–10 тысяч километров.

При замене масла нужно также поменять масляный фильтр.

Иначе, если фильтр забит продуктами износа, отложения с фильтра попадут в чистое масло. При этом стоимость масляного фильтра невысокая. Она зависит от производителя и от модели автомобиля. В среднем качественный масляный фильтр можно купить менее чем за 500 ₽.

Помимо своевременного обслуживания авто, важно вовремя продлить ОСАГО.

Стоимость ОСАГО может отличаться в зависимости от страховой компании. Выбрать самое выгодное предложение можно с помощью сервиса Сравни.

Рассчитать ОСАГО

Как проверить уровень масла в двигателе автомобиля

Проверить уровень (объём) масла в двигателе можно тремя способами:

с помощью физического щупа, который установлен в подкапотном пространстве;

с помощью электронного щупа (датчика) через бортовой компьютер;

слить масло из двигателя и измерить его объём.

Проверка с помощью физического щупа

✅ Физический щуп находится в подкапотном пространстве. Обычно у него жёлтая ручка. Проверять уровень масла нужно, когда двигатель холодный (после длительной стоянки) или спустя несколько минут после того, как двигатель заглушили. В обоих случаях максимальный объём состава будет находиться в картере двигателя, и щуп покажет наиболее точные результаты измерений.

❌ При работающем двигателе уровень масла проверять нельзя.

Как проверить уровень масла физическим щупом:

  • Установить автомобиль на ровную поверхность.
  • Заглушить двигатель или не запускать его.
  • Открыть капот.
  • Вытащить щуп.
  • Протереть нижнюю часть щупа сухой чистой тканью.
  • Вставить щуп назад в посадочное место.
  • Снова достать щуп.

На нижнем конце щупа будет находиться масляный след. Также там есть две отметки — MIN и MAX. Масло должно быть у верхней отметки (MAX) или как минимум посередине между отметками. Если оно ниже — в ближайшее время нужно долить масло. Если уровень ниже отметки MIN — ехать на машине опасно для двигателя. Появляется риск масляного голодания, и двигатель может выйти из строя.

-3

Если масло на отметке MIN — нужно долить один литр масла. Тогда уровень поднимется до MAX.

Стоимость масла зависит от производителя и характеристик состава. В среднем один литр синтетического масла российского производителя можно купить по цене от 730 ₽. Покупать масло лучше в автомагазинах или сервисах, а не на маркетплейсах — так ниже риск нарваться на подделку.

Актуальные новости автомобильного мира, изменения в законах и ПДД, финансовые советы можно найти в телеграм-канале журнала Сравни.

  📷
📷

Проверка электронным щупом

Электронный щуп — это специальный датчик, который измеряет уровень масла. Провести измерение можно через меню бортового компьютера. Чаще всего проверка уровня происходит на прогретом и включённом ДВС. Длительность проверки — несколько минут (в зависимости от модели автомобиля).

После проверки уровня на экране бортового компьютера или на мониторе мультимедиа появится результат. Если уровень на отметке MIN — нужно долить масло.

Слив масла и проверка объёма

Если есть сомнения в том, что датчик уровня масла показывает правильные значения, можно приехать в сервис и слить масло, а потом измерить его объём. Для этого масло сливают в специальную мерную ёмкость.

Слить масло полностью не получится — его часть остаётся в масляном фильтре и на поверхности элементов ДВС. При этом в нормальных условиях объём слитого масла не отличается от номинального более чем на 10–15%.

Признаки, что масло в двигателе пора менять

Работа двигателя на свежем масле после 10 и даже 20 тысяч километров пробега практически не отличается. Поэтому понять по поведению автомобиля, что пора менять масло, практически невозможно.

Исключение — те случаи, когда масло не меняли слишком долго, например 40 или 50 тысяч километров. Тогда на элементах ДВС появятся отложения. В этом случае на приборной панели могут появиться ошибки, снизиться мощность мотора и появляться посторонние шумы. Часто в такой ситуации двигателю уже нужен серьёзный ремонт. Отделаться заменой масла и промывкой не удастся.

Менять масло нужно, если:

  • после замены автомобиль прошёл более 8000 километров (это средняя цифра, она может меняться в зависимости от типа ДВС и условий эксплуатации автомобиля);
  • после замены масла прошёл год;
  • двигатель ремонтировали;
  • проводили раскоксовку;
  • на автомобиль установили новый двигатель.

Как менять масло — пошаговая инструкция

Чтобы самостоятельно поменять масло в двигателе, может понадобиться подъёмник или яма. Иначе добраться до сливной пробки в поддоне картера будет сложно.

Профессионалы также используют аппараты, которые откачивают масло, но они стоят очень дорого (в среднем от 27–30 тысяч ₽), и покупать их для личного пользования нецелесообразно. Можно найти недорогие насосы для откачки масла для личного пользования (около 1000–2000 ₽). Насос позволит откачать масло без использования подъёмника или ямы.

-5

✅ Проще всего менять масло на прогретом двигателе. Тогда состав будет менее вязким и быстрее вытечет из картера.

Часто на машине установлена защита картера (металлический лист, который защищает двигатель снизу). Такие детали бывают двух типов: с отверстием для слива масла и без него. Если установлена защита без отверстия, то её нужно демонтировать.

Этапы замены масла в двигателе:

  • Подставить под картер двигателя ёмкость.
  • С помощью ключа открутить сливную пробку в поддоне картера. Её расположение зависит от модели автомобиля.
  • С помощью ключа открутить масляный фильтр или кожух фильтра (зависит от типа элемента, который установлен на конкретной машине).
  • Дать маслу полностью стечь в ёмкость.
  • Закрутить сливную пробку в поддоне картера, при этом заменить уплотнительное кольцо или саму пробку.
  • Установить новый масляный фильтр и новую прокладку фильтра.
  • Открутить крышку маслозаливной горловины (находится в верхней части двигателя).
  • Залить новое масло (объём зависит от модели автомобиля и от модификации двигателя).
  • Запустить двигатель на несколько секунд и заглушить его.
  • Проверить уровень масла по щупу или датчику.
  • При необходимости долить масло.

Если перед заменой масла снимали защиту картера, то нужно поставить её на место.

Возможные проблемы с заменой масла в авто и пути их решения

С маслом двигателя могут возникнуть три основные проблемы:

  • Уровень масла ниже номинального.
  • Уровень масла выше номинального.
  • Масло не подходит по своим свойствам к конкретному двигателю.

Низкий уровень масла ДВС

В автомобилях предусмотрен специальный датчик, который отслеживает низкий уровень масла. Он подаёт сигнал, и на приборной панели появляется индикатор жёлтой маслёнки. Это значит, что уровень снизился до минимальной отметки, и нужно долить один литр масла.

Недостаток масла может возникнуть по нескольким причинам.

Масло сгорает в двигателе

Чтобы масло не сгорало в моторе, предусмотрены маслосъёмные кольца и маслосъёмные колпачки (сальники клапанов). Если эти элементы пришли в негодность, то масло будет попадать в камеры сгорания.

У некоторых модификаций двигателей есть допуск производителя по расходу масла. Он может составлять от 100 до 1000 миллилитров на 1000 километров пробега. Эту информацию можно узнать в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля.

Если допуска по расходу масла нет или реальный расход превышает допустимый, то нужно провести ремонт. Чаще всего меняют маслосъёмные колпачки, потому что это более простая операция. Чтобы поменять поршневые (маслосъёмные) кольца, нужно частично разобрать двигатель.

Масло вытекает

Так происходит, если пришли в негодность прокладки или сальники (уплотнители, которые устанавливают в местах соединения корпуса ДВС с валами).

В таком случае уплотнители меняют. Сложность замены зависит от конкретной прокладки или сальника. Например, чтобы поменять задний сальник коленчатого вала, нужно демонтировать коробку передач.

Масло уходит через дополнительные механизмы

Например, детали турбины (если она предусмотрена конструкцией двигателя) смазываются тем же маслом, что и детали двигателя. Если у турбины есть износ, через неё смазка может вытекать. В таком случае нужно отремонтировать механизм.

Масло попадает в антифриз

Такие проблемы возникают, например, если пробита прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), если есть трещины в гильзах блока, дефекты ГБЦ или дефекты теплообменника.

Из-за масла антифриз превращается в вязкую смесь, которая забивает каналы системы охлаждения, а также радиаторы.

Сложность ремонта зависит от характера повреждений. Иногда удаётся обойтись заменой теплообменника, а в некоторых случаях приходится ремонтировать головку блока или сам блок.

Также в системе может упасть давление масла.

Например, так бывает, если неисправен масляный насос. Тогда возникает ускоренный износ деталей двигателя. О такой неисправности сигнализирует красная маслёнка на приборной панели.

Повышенный уровень масла в ДВС

Повышенный уровень масла также вреден для двигателя. В таком случае увеличивается давление в системе. Тогда сальники может выдавить, а через прокладки начнутся течи.

Уровень масла может быть слишком высоким из-за ошибки при обслуживании автомобиля — если мастера или владелец залили слишком много смазочного материала. Чтобы избежать таких проблем, нужно не только следовать рекомендации производителя по объёму масла в ДВС, но и проверять уровень после замены.

Ещё уровень масла может стать выше номинального из-за попадания в масло антифриза. В этом случае смазочный материал становится более жидким и меняет цвет, а также в нём появляется эмульсия.

Антифриз может попадать в масло по нескольким причинам:

неисправность теплообменника;

дефекты прокладки головки блока цилиндров;

дефекты ГБЦ.

В этом случае не только растёт давление внутри системы, но и происходит ускоренный износ деталей двигателя, потому что масло теряет свои защитные свойства и хуже защищает элементы мотора.

Неподходящее для двигателя автомобиля масло

Номинального объёма масла недостаточно, чтобы детали двигателя были защищены от повышенного трения. Ещё необходимо, чтобы характеристики масла подходили конкретному силовому агрегату.

✅ Для каждого двигателя производитель рекомендует использовать масло с определёнными характеристиками. Обычно допускается использование смазочных материалов с несколькими вариантами вязкости.

❌ Если масло слишком жидкое, оно не будет задерживаться на стенках цилиндров в нужном объёме. Тогда поршни и цилиндры быстрее придут в негодность.

❌ Если масло слишком вязкое, то оно не сможет поступать по каналам в нужном объёме. Тогда возникнет масляное голодание, и детали быстро выйдут из строя. Также слишком густое масло может забить каналы и дополнительные механизмы ДВС. Тогда увеличивается давление, и начинаются течи масла.

Сезонная замена масла в двигателе — за и против

Менять масло в двигателе нужно по пробегу или по времени, которое прошло с момента последней замены. В первом случае срок не должен превышать 8–10 тысяч километров, а во втором — одного года.

Если автовладелец меняет масло дважды в год (перед зимой и перед летом), а пробеги при этом не превышают 10 тысяч километров, то это полезно для двигателя.

Есть мнение, что летом нужно заливать более вязкое масло, а зимой — менее вязкое. Так делают для того, чтобы летом от высокой температуры масло не стало слишком жидким и защищало элементы двигателя. А зимой при низких температурах масло было достаточно жидким, чтобы масляный насос смог подать нужный объём смазки к деталям ДВС, пока они не прогреются.

Если решили использовать масла разной вязкости летом и зимой, то их вязкость должна соответствовать допускам автопроизводителя. Экспериментировать с неподходящими по характеристиками маслами нельзя. Это может стать причиной серьёзных поломок.

На деле использование масел с разной вязкостью нужно только в регионах с экстремальным климатом. Например, если летом температура достигает +35, а зимой — –35 градусов.

В регионах с умеренным климатом можно использовать одинаковое масло летом и зимой — главное, чтобы оно подходило по допускам производителя автомобиля.

Доливка масла в двигатель

Если двигатель расходует масло, то его нужно доливать, чтобы поддерживать номинальный объём. Сделать это можно самостоятельно, без обращения в сервис.

-6

✅ Уровень масла нужно проверять хотя бы раз в неделю. При этом не имеет значения, каким щупом оснащён автомобиль — обычным или электронным. Проверку нужно проводить либо до запуска двигателя, либо когда он уже полностью прогрет и заглушён. Если уровень на отметке MIN — нужно долить смазочный материал.

Также долить масло нужно, если на приборной панели появилась жёлтая маслёнка или текстовое сообщение о низком уровне масла.

✅ Доливать нужно такое же масло, какое уже заправлено в двигатель. Если известно, что двигатель расходует смазочный материал, то для техобслуживания нужно купить масло с запасом. Удобнее дополнительно купить отдельную небольшую упаковку масла на один литр.

Определить, сколько масла нужно долить, несложно. Если уровень на отметке MIN — то нужно долить один литр, чтобы он поднялся до отметки MAX.

Если на доливку купили большую канистру масла, то нужно заливать его порционно, чтобы не перелить. После доливки нужно проверить уровень. Если он близок к отметке MAX, то больше доливать масло не нужно. Небольшой избыток масла (100–200 граммов) не повредит двигателю. Если залить существенно больше, то в системе вырастет давление и начнутся течи масла.

Как долить масло в двигатель:

  • заглушить двигатель;
  • открыть капот;
  • открутить крышку маслозаливной горловины (расположена в верхней части двигателя);
  • залить масло;
  • закрутить крышку маслозаливной горловины;
  • закрыть капот.

Если нет возможности долить такое же масло, как уже заправлено в двигатель, можно долить не более одного литра другого масла с такой же вязкостью и составом. Это менее вредно для двигателя, чем низкий уровень смазочного материала.

Если масло приходится доливать постоянно, нужно обратиться в сервис для диагностики. Есть вероятность, что двигатель неисправен.

Популярные вопросы о замене масла в автомобиле

Когда нужно менять масло в двигателе?

Масло в двигателе нужно менять каждые 8–10 тысяч километров пробега или раз в год, если на машине ездят мало. Если автомобиль эксплуатируют в экстремальных условиях, то срок замены нужно сократить до 3000–5000 километров. Например, если выезжают на гоночный трек или на серьёзное бездорожье.

Как выбрать масло для двигателя?

Нужно использовать масло с характеристиками, которые указывает производитель автомобиля. Они могут отличаться в зависимости от модели и установленного двигателя. Такую информацию можно найти в инструкции по эксплуатации машины.

Как проверить уровень масла в двигателе?

Если машина оснащена физическим щупом, то нужно проверять уровень либо на холодном, либо на полностью прогретом двигателе. Нужно открыть капот, достать щуп, протереть его чистой тканью и вставить обратно. Затем ещё раз вытащить и проверить, до какой отметки доходит масляное пятно на конце щупа.

Если щуп электронный, то проверку проводят через бортовой компьютер на прогретом двигателе. Датчики измеряют объём масла, а информация появляется на приборной панели или на мониторе мультимедиа.

Что делать, если уровень масла в двигателе низкий?

В первую очередь нужно долить масло. Если уровень на отметке MIN — нужно добавить один литр масла. Масло должно быть таким же, какое уже заправлено в двигатель. В крайнем случае можно использовать другое масло с такой же вязкостью.

Если масло приходится доливать постоянно, нужно обратиться в сервис для диагностики двигателя.

Нужно ли заливать сезонное масло в двигатель?

В регионах с экстремально высокими и низкими температурами лучше летом заливать более вязкое масло, а зимой — менее вязкое. В обоих случаях характеристики состава должны соответствовать требованиям автопроизводителя.

Если в регионе, где эксплуатируют автомобиль, умеренный климат, то можно использовать масло с одинаковой вязкостью круглый год.

Выводы

Замена масла в двигателе — это регламентная операция по обслуживанию автомобиля. Её нужно проводить каждые 8–10 тысяч километров пробега или раз в год, если на машине ездят редко. Если автомобиль эксплуатируют в экстремальных условиях, то интервал нужно сократить до 3000–5000 километров. Вместе с заменой масла обязательно нужно установить новый масляный фильтр.

Объём и характеристики масла должны точно соответствовать требованиям автопроизводителя. Экспериментировать с маслами нельзя — это может привести к поломке двигателя.

Проверить уровень масла можно самостоятельно — с помощью физического или электронного щупа (в зависимости от того, чем оборудован конкретный автомобиль).

Пониженный уровень масла приводит к ускоренному износу деталей двигателя, а повышенный — к утечкам смазки.

Если уровень масла на отметке MIN — нужно долить один литр такого же масла, которое уже заправлено в двигатель. Это можно сделать самостоятельно.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной