Исканян Жорж
Устроившись электриком испытателем на ММЗ Рассвет, я попал на КИС (контрольно-испытательная станция) в группу инженера Филина. Станция располагалась на первом и в подвальном этажах огромного корпуса из красного кирпича построенного еще до революции. Вокруг завода еще оставались двухэтажные дома ровесники завода. Их решили ломать для расширения территории, а чтобы все это мероприятие не было очень дорогим, сносом домов занимались рабочие с Рассвета. Они не торопились и работали ответственно и внимательно, как археологи на раскопках. Все были наслышаны о разного рода неожиданных находках при сносе таких домов, хотя в эти слухи особо никто не верил, но тем не менее, чем черт не шутит! Стены в домах были хоть и толстые, но ударов ломами не выдерживали. Сначала наваривались на одну постройку. Кран с огромным тяжеленным шаром на конце троса, размахивая стрелой будто рукой, раскачивал шар и ударял им по стенам, обрушивая конструкцию. Внутренние стены разбирали рабочие. Несколько раз им попадались царские ассигнации наклеенные на стену вместо газет под обоями, а в остальном попадался только хлам в виде мисок, кружек и ложек с вилками. Сереге, бригадиру ликвидаторов, улыбнулась удача - он нашел серебряную чайную ложку. Его сподвижники от зависти хотели ухайдохать бригадира ломом, но тот успокоил подельников, пообещав поставить пузырь. Время подошло к обеду и можно было перекусить. Юрка и Мишка, бросив ломы, решали между собой кто из них сегодня уйдет пораньше. Юрка особо не возникал, потому что уже два раза отпрашивался у бригадира. Мишка, придумав на ходу уважительную причину, был Серегой отпущен с глаз долой.
Пожрали что Бог послал и даже покемарили чуток.
Ну ладно, Юрок, отдохнули пора продолжить, - сказал бугор, - давай вооон ту стенку подломим!
Он взял лом и направился к ближней стене. Было видно что она двойная, с пустотой посередине. Юрка решил не ковыряться с этой двойной стеной, а заняться другой, потоньше и попроще. Принялись за работу, каждый за свою. Работали неспеша, с перекурами. Время шло к вечеру и можно было потихоньку сворачиваться, когда Серегин лом, пробив первую стенку, гулко звякнул, упершись во что-то твердое и очевидно металлическое.
Может труба канализации? - подумал Сергей.
Отступив чуть вправо, он нанес косой удар под углом. Пошла трещина. Стена уже была частично сломана, поэтому отбить ее край не составляло особого труда. Навалившись всем телом на торчавший из стенки лом, бригадир отвалил часть кладки и замер, как охотничья собака в предчувствии утки. Из оседавшей пыли, из простенка, виднелся металлический ящик, темный от ржавчины и кое где сохранившейся черной краски. Сергей оглянулся по сторонам. Никого! Где то за полуразрушенной стеной монотонно долбил ломиком Юрка. Серега быстро метнулся к ящику и нащупав ручку потянул его к себе. Есть! Достал! Тяжеловат!
Внимательно оглядев его, он выяснил, что ящик заперт, а около ручки имеется отверстие для ключа. Что делать?
Вынести с территории завода? Тяжело, да и опасно, а вдруг поймают! Был соблазн заняться находкой самому, но для этого нужно остаться одному. Нет, лучше привлечь к этому делу Юрку, вдвоем легче, да и чего это он так задергался, наверняка там и нет ничего кроме какой-нибудь ерунды.
Крикнув Юрку, Сергей начал думать, как открыть замок. Один ум хорошо, а два лучше! Обалдевший напарник предложил быстренько сбегать в цех за инструментами, на том и порешили. Вернулся он довольно быстро, видно уж очень хотелось побыстрее узнать что там внутри?
Принес Юрок все, что нужно для вскрытия таких замков, зубило, козью ножку, стамески, монтировку, мощную отвертку и маленькую кувалду.
Короче, ящик они вскрыли! В нем находился сверток аккуратно обернутый бархатной тканью. Когда Сергей дрожащими руками развернул ткань, он лишился дара речи, а Юрок превратился в статую, только не с глазами, а с большими прожекторами со стройки. В свертке находились ювелирные украшения в виде колец, перстней, колье и брошей, сплошь из золота и камней, явно не церковные. Но самое интересное лежало отдельно завернутое в бумагу этакими столбиками - золотые монеты царской чеканки.
Десять столбиков, причем весьма немаленьких. Но бригадир их не видел. Он видел машину Волгу ГАЗ-24, большую дачу у моря, кооперативную трехкомнатную квартиру, где он сидит перед цветным телевизором смотрит футбол, пьет водку, запивая пивом, а в это время ненавистная и вечно недовольная теща, с ласковой улыбкой моет ему ноги в тазу и с наслаждением пьет из него воду.
Его привела в чувство ворона каркнувшая над головой.
Сергей повернулся к Юрке, статуя не подавала признаков жизни.
Может навернуть ему ящиком по голове и завалить кирпичами? - миролюбиво прикидывал бригадир, но решил не брать грех на душу, поэтому пришлось его привести в чувство ногой пониже спины:
- Чего уставился? Так и будешь глаза пялить до ночи?
- Что делать то будем?
Юрок вздрогнул и вернулся на землю из своих мечт:
- А чего тут думать? Делим и уносим.
Монеты разделили легко, а вот с ювелиркой пришлось повозиться, но в конце концов пришли к консенсусу, как сейчас модно говорить. Пошли переодеваться и по дороге Серега взял с Юрки клятву, что тот никому про это не расскажет даже во сне. Юрка, перекрестившись, дал клятву никому не говорить, ни Боже мой!
А на следующий день рассказал Мишке, но так, в общих чертах. Нашли, мол, клад. Ничего особенного. Золотишка немного, на которое можно Байконур купить вместе с ракетами и Питерский Эрмитаж с картинами, ну и брюлики с изумрудами разными, тоже немного, в общем мелочевка и правильно Мишка вчера с работы ушел, а то бы мудохался с ящиком вместе с ними часа два.
Мишка сначала подумал что Юрка шутит так над ним, но наш кладовщик показал ему золотую монету и заставил того дать клятву, что он никому ничего не скажет.
И Миша поклялся ничего никому не говорить, если... кладовщики отдадут ему третью часть клада. Юрок остолбенел. Он понял, какую чудовищную ошибку совершил, доверившись приятелю от распиравших его радостных чувств. Было два выхода.
Первый: делиться.
Второй: кончить его, как свидетеля (но кончать то придется Юрке, как виновнику этой ситуации).
Что делать? Сказать Сергею? Он Юрке голову оторвет или язык...
- Слушай, - сказал болтливый кладовщик, - давай рассуждать объективно. Тебя ведь не было! Ящик нашли мы. Мы выносили все эти цацки с завода с риском для себя. Ты тут вообще не при делах! Но понимая твое настроение, я предлагаю тебе следующее: я даю тебе пять золотых монет, а ты забываешь про наш разговор и никому ничего не говоришь. Договорились?
Мишка, выдавив улыбку, согласился. Весь день он не мог ни о чем думать, кроме как о кладе, который он, черт его дернул уйти именно в этот день, проворонил.
Сергей и Юрка ясно представлялись ему котом Базилио и лисой Алисой, а несчастный Юрок был Буратино с пятью сольдо в кармане (он, кстати, был даже чем-то похож на этого персонажа сказки).
И тут его осенило. Ведь за найденный клад полагается 25 процентов вознаграждения! Отлично! Они еще пожалеют, что пожадничали, а он свое получит!
На следующий день, получив пять сольдо, наш Буратино, с чистой совестью пошел и заложил подельников Карабасу Барабасу с погонами майора милиции. Как говорил Павлик Морозов: Это по вашему "заложить", а по-нашему, "сказать правду"...
Миша ее и рассказал, забыв на всякий случай упомянуть пять червонцев.
Был товарищеский выездной суд, на котором все работники и работницы завода клеймили позором несчастных кладоискателей и говорили, что нет им прощения (очевидно потому что не поделились с коллективом), и требовали примерно наказать, чтобы другим неповадно было искать разные там сокровища царского режима. Выступил и майор. Он успокоил коллектив, что все клады принадлежат народу, т. е. им, а также заверил всех что все драгоценности изъяты и находятся в надежном месте (у него в сейфе). После тщательного подсчета и изучения клада, он (то, что от него останется) будет передан туда, куда нужно.
Кладоискатели сидели растерянные и отрешенные. Причем все трое! Сергею дали два года условно и штраф, за присвоение государственного имущества. Юрке и Мишке по году условно и штрафу, причем штраф у Михаила был больше, чем у Юрия (нашли пять сольдо, которые он не успел закопать в поле Чудес).
--------------
Р.С. Хочу выразить большую признательность Александру Ш. за его материальную помощь в мой проект переиздания новой книги. Всем, кто откликнется на мою просьбу в любой финансовой помощи (издание книги, весьма недешёвое мероприятие), обещаю переслать книгу "Чудеса залетной жизни" в электронном виде в подлиннике.
Карта Мир Сбербанка: 2202 2036 5920 7973
Либо по телефону: +79104442019.
Всем спасибо!
С уважением, Жорж Исканян.
Предыдущая часть:
Продолжение: