Найти в Дзене
От чтения к сочинению

«Можно ли назвать Толстого-художника демократом?»

Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции по к сборнику Р.А. Дощинского «36 вариантов ЕГЭ 2025» 34 вариант «Можно ли назвать Толстого-художника демократом?» Тезис: Лев Толстой, безусловно, может быть назван художником-демократом, поскольку в его творчестве стираются социальные границы, а главным мерилом человека становится не сословие или богатство, а его нравственная сущность и духовный мир. Рассмотрим творчество и жизнь Льва Николаевича📚 И снова поиграемся с нейросетью 😄 Толстой не идеализирует аристократов и не принижает крестьян – он показывает их одинаково глубоко, раскрывая внутренние конфликты и поиски смысла жизни. «Война и мир»
Князь Андрей Болконский (аристократ) и Платон Каратаев (крестьянин)- оба становятся для Пьера Безухова учителями жизни. Каратаев, несмотря на простоту, воплощает народную мудрость, которая оказывается ближе к истине, чем философия светского общества. Наташа Ростова в момент эвакуации из Москвы отдаёт подводы раненым, ставя человеческ
Оглавление

Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции по к сборнику Р.А. Дощинского «36 вариантов ЕГЭ 2025»

34 вариант

«Можно ли назвать Толстого-художника демократом?»

Тезис: Лев Толстой, безусловно, может быть назван художником-демократом, поскольку в его творчестве стираются социальные границы, а главным мерилом человека становится не сословие или богатство, а его нравственная сущность и духовный мир.

Рассмотрим творчество и жизнь Льва Николаевича📚

И снова поиграемся с нейросетью 😄

1. Равенство героев перед нравственным выбором

Толстой не идеализирует аристократов и не принижает крестьян – он показывает их одинаково глубоко, раскрывая внутренние конфликты и поиски смысла жизни.

Лев Толстой
Лев Толстой

«Война и мир»
Князь Андрей Болконский
(аристократ) и Платон Каратаев (крестьянин)- оба становятся для Пьера Безухова учителями жизни. Каратаев, несмотря на простоту, воплощает народную мудрость, которая оказывается ближе к истине, чем философия светского общества.

Андрей Болконский, Пьер Безухов, Платон Каратаев
Андрей Болконский, Пьер Безухов, Платон Каратаев

Наташа Ростова в момент эвакуации из Москвы отдаёт подводы раненым, ставя человеческую жизнь выше материальных ценностей. Толстой показывает естественность Наташи: она действует не умом, а сердцем.

Наташа Ростова
Наташа Ростова

«Анна Каренина»
Константин Левин
(помещик) чувствует себя ближе к крестьянам, чем к аристократическому кругу. Его размышления о труде и справедливости («Мне нужно чувствовать, что я не виноват») показывают, что подлинное благородство – в искренности, а не в титулах.

Константин Левин
Константин Левин

Анна Каренина и жена Левина Кити изображены с одинаковой психологической глубиной, несмотря на разницу в положении.

Анна Каренина и Кити
Анна Каренина и Кити

2. Критика социального неравенства

Толстой обличает лицемерие высших классов и показывает, что истинная ценность человека – в его душе.

«Смерть Ивана Ильича»
Чиновник Иван Ильич перед смертью осознаёт, что вся его жизнь была фальшивой: карьера, статус, брак – всё оказалось пустым. Единственное, что имеет значение – это сострадание простого человека, слуги Герасима, который один искренне заботится о нём.

Иван Ильич
Иван Ильич

«Воскресение»
Князь Нехлюдов, осознав свою вину перед Катюшей Масловой, отказывается от привилегий и пытается искупить грех. Толстой показывает, что преступление – не в её падении, а в системе, которая сделала это возможным.

Катя и Нехлюдов
Катя и Нехлюдов

3. Интерес к «маленьким людям»

Толстой уделяет внимание обычным людям, чьи переживания не менее значимы, чем драмы аристократов.

«Кавказский пленник» – Жилин и Костылин оказываются в одинаковых условиях, но их характеры и поступки определяют судьбу, а не происхождение.

Жилин и Костылин
Жилин и Костылин

4. "После бала" (1903)

Контраст между полковником на балу и тем же полковником на экзекуции:
На балу - галантный аристократ, любящий отец
Утром - жестокий командир, руководящий телесным наказанием солдата

Отец Вареньки
Отец Вареньки

Толстой показывает, как социальная роль искажает человеческую сущность, независимо от сословия

5. "Хаджи-Мурат" (1912)

Образ горца Хаджи-Мурата:
Показан с такой же психологической глубиной, как русские офицеры
Его трагедия раскрывается через универсальные человеческие ценности - честь, семью, достоинство

Хаджи-Мурат
Хаджи-Мурат

Сцена с красным цветком среди пашни становится символом хрупкой человеческой жизни вне зависимости от национальности и веры

6. "Крейцерова соната" (1889)

Анализ брака выходит за рамки сословных различий:
История Позднышева актуальна и для аристократов, и для мещан
Критика ложных ценностей общества носит универсальный характер

Позднышев
Позднышев

Дневники и письма Толстого

-12

Запись от 5 мая 1903 года:
"Важно не то, князь ты или мужик, а то, какая у тебя душа"

Письмо крестьянину Т.М. Бондареву (1885):
"Истина одна для всех - и для царя, и для пахаря"

Педагогические работы

Яснополянская школа:
Толстой учил крестьянских детей наравне с дворянскими
Считал, что
"у народа надо учиться простоте и правде"
Разрабатывал азбуку, понятную всем сословиям

-13

Как отмечал сам Толстой в "Исповеди" (1882):
"Я отказался от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни" - эта позиция и делает его подлинным художником-демократом.

Вывод

Толстой-художник – безусловный демократ, потому что:
Он не делит людей на «высших» и «низших» – его герои равны перед нравственностью.
Его интересует не статус, а душа человека – будь то князь, крестьянин или даже лошадь.
Он обличает социальную несправедливость, показывая, что подлинная ценность – в доброте, искренности и духовном поиске.

Как писал сам Толстой:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» («Анна Каренина»).

Эта фраза – ключ к его демократизму: несчастье и радость универсальны, они не зависят от сословия.