НО ГОСДУМА – НЕ ВСЁ ДОДУМАЛА…
В эти дни 80 лет назад наши войска освобождали Европу, брали города, выпускали узников лагерей и еврейских гетто. На днях освободили из-за ключей проволоки наследников-надсмотрщиков… песни военной поры. Ура! Но торжествующий крик -обрывается.
Заслуженная артистка России Татьяна Ветрова поддержала мой предыдущий пост о певцах-рвачах «патриотах» к 9 мая и выразила надежду, что усилия не пропадают втуне.
Так по капельке приняли-таки закон об "авторских" правах на военные песни!!! На те, которые, советские авторы писали для людей своей страны, для прославления вечной памяти героев, а их бездарные поД...потомки, оставив страну, пытаются заработать на талантах своих близких ртом и ж.....
Но тут же встал вопрос в сети: «Почему только песни»? Петь нечего на всенародный праздник Победы – ничего подобного не сочиняется?
Я давно и не раз писал (на примере восьми, что ли, наследников Исаака Дунаевского и одной внучки Евгения Долматовского) , что европейские законы об авторских правах к нашей стране – неприменимы! Какие 70 лет? Госдума в эти дни наконец опомнилась и положила этому безумию конец. Она приняла закон, разрешающий все произведения о Великой Отечественной войне, созданные до 26 декабря 1991 года (что за искусственная граница – потому что Беловежская пуща?), исполнять в публичном пространстве без согласия разных внучек и жучек, наложивших лапу на тексты своих дедов.
Но ведь можно было продумать и прописать исчерпывающе про любое культурно-песенное наследие: ВСЁ, что было создано с помощью государства (записано на Всесоюзной студии звукозаписей с использование. Всесоюзных оркестров того же радио и телевидения), прозвучало в фильмах, снятых исключительно на государственные деньги и донесено до слушателей исключительно государственными могучими СМИ, наконец, принято государственными органами-худсоветами – не может быть ЧАСТНОЙ собственностью наследников. Например, программа «С добрым утром!» песню передала, раскрутила, пустила в народ - она уже наследникам не принадлежит! Театр оперетты принял к дорогущей постановке песни спектакля - они уже никаким внучкам-жучкам не принадлежат!
Теперь - другие, рыночно-феодальные правила раскрутки
Ведь на Западе авторы вкладывали СВОИ или спонсорские огромные деньги для раскрутки, попадали в точку или оставались в долгах, а у нас всё принимало-продвигало государство! Более того, многие композиторы любили работать за символическую плату в Доме творчества композиторов «Руза», а мы, поэты, ходили к соавторам из почти бесплатного Дома творчества «Малеевка» два километра, чтобы работать над песнями.
Совсем другой путь создания, воплощения, донесения до народа.
Это наследники ДОЛЖНЫ ДОКАЗАТЬ, что семья помогала финансово и организационно донести в те года авторские творение в массы.
В Советском Союзе лучшие песни были истинно народным достоянием. Они появлялись, как правило в популярных фильмах, улетали в народ – пелись от высоких правительственных концертов до сельских клубов. И поэты с композитором получали большие авторские гонорары, но никакого ограничения со стороны наследников – тогда не было. И это отличие от западного права было справедливым: ведь песни Дунаевского из «Волги-Волги» или Богословского из «Двух бойцов» продвигались всей мощью ГОСУДАРСТВА – лучшие оркестры, киностудии, прокат для авторов не стоил ни копейки. Наоборот, они дополнительно получали - премии, квартиры, дачи, купались в славе и промоушене, как сейчас говорят.
И вдруг с победой дикого капитализма в 1993 г. был принят закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно этому скалькированному законодательному акту и какой-то швейцарской конвенции, авторские права охранялись в течение жизни автора и ещё пятидесяти лет после его смерти. Полвека на общенародное достояние у людей, не имевших никакого отношения к созданию и продвижению песни. Дурацкий, несправедливый закон 1993 г. действовал вплоть до принятия четвёртой части ГК РФ, работа над которой началась в 2005 года, уже при президенте Путине – юристе по образованию. Сроки авторского права вновь были увеличены, и теперь действуют в течение жизни автора и семидесяти (!) лет после его смерти.
Нонсенс! Сама жизнь и война – доказала!
Внучка поэта Татьяна Долматовская, пользуясь правами на сочинения Евгения Ароновича, в своих соцсетях сообщила, что «с удовольствием отказала» в праве жителям РФ публично исполнять песню «Дорога на Берлин». Помните, Леонид Утёсов: : «С боем взяли город Брест, / Город весь прошли / И последней улицы название прочли, / А название такое, право слово, боевое – Варшавская улица, на Запад нас ведёт…». Поэт-орденоносец, майор Красной армии Евгений Долматовский и композитор Матвей Блантер написали песню, которой распоряжается выехавшая за границу Татьяна Долматовская! Бред…
Кстати, какие-то зацепки и сейчас есть. Когда, уйдя с телевидения, я зарегистрировал на М. Бронной авторские права на программу «Крона и корни» с авторской песней в начале и предъявил телеканалу «Мир» права, то мне генпродюсер и юрист объяснили, что я создавал программу за зарплату, в рабочее время и силами канала, а потому – она его собственность. В общем, логично. А почему с песнями по-другому? И только военные – вырвались из плена.
Теперь внук может спокойно репетировать песню Богословского на стихи Долматовского «Ты ждешь, Лизавета».
Ура-а-а…