Дорогие друзья!
Сегодня в нашей рубрике «Заметки о китайском театре» мы начнём беседу о таком чудесном явлении как Пекинская опера! Материала так много, что логично разбить его на несколько заметок, и сегодня мы дадим общую характеристику жанра и осветим некоторые основные моменты.
Итак, что же на самом деле кроется за этим названием – Пекинская опера 中国京剧?
Для начала немного исторического экскурса. Пекинская опера – самая известная китайская опера в мире. Она сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» (徽调 huīdiào, «аньхойские напевы/мелодии» - традиционные напевы пров. Аньхой). В 1790 году по императорскому указу в Пекин на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна (乾隆qiánlóng – девиз правления, его собственное имя было弘历Hónglì) были созваны четыре крупнейших оперных труппы «хуэйдяо»:
· Саньцин 三庆班
· Сыси 四喜班
· Чуньтай 春台班
· Хэчунь 和春班
Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью столичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян» (京腔, jīngqiāng), «куньцян» (昆腔, kūnqiāng) из провинции Цзянсу, «циньцян» (秦腔, qínqiāng) провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем Пекинская опера.
История открытия в Китае театральных подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие же этапы развития, как и все театры мира. К примеру, в Англии в XVI веке были два вида сооружений: театр под открытым небом и камерные залы. Первые назывались "общественными", вторые – "частными". В Китае так же были представлены эти типы.
В то время образцом форм театральных подмостков были сравнительно большие свободные площадки без крыши, так называемые "танцевальные площадки", вокруг которых располагались в три этажа крытые коридоры, составлявшие периферийную часть театра. Входной билет стоил для всех сословий одинаково, заплативший имел право стоять в центре площадки. Если он хотел сесть, то должен был внести дополнительную плату, чтобы войти в коридор. Также в каждом коридоре имелась аристократическая ложа. Остальные зрители с трёх сторон окружали площадку для представления, которая находилась на возвышении примерно 4–6 футов над землей. Конструкция театральных подмостков была очень проста: вперед выступала большая, ровная площадка, позади же по обеим сторонам имелись двери. Над сценой находился второй этаж с окошками, его тоже использовали во время представления. Хотя театральные представления и места для них во всем мире и строились по общим законам, однако, из-за различий в культурном и экономическом развитии, имели свои национальные особенности:
· в Европе в Эпоху Возрождения шло непрерывное развитие театрального искусства. Родилось множество театральных и цирковых жанров, образовались различные стили: опера и балет, реализм и символизм – это все дети той эпохи.
· китайские театральные актёры в это время в театрах под открытым небом усердно и с огромной самоотдачей закаляли своё мастерство и лишь в конце XIX века начали испытывать влияние европейской театральной школы.
Сцена в Пекинской опере не занимает много места, декорации – самые простые, а характеры героев чётко распределены.
В основе сюжетов Пекинской оперызаложено творчество писателей-драматургов династий Юань (元) и Мин (明) (1279–1368, 1368–1644 соответственно).
Важнейшими составляющими Пекинской оперыявляются:
· Амплуа (京剧的角色 jīngjùdejuésè или 京剧行当jīngjùhángdang)
· Костюмы (京剧服装 jīngjùfúzhuāng)
· Маски/грим (京剧脸谱 jīngjùliǎnpǔ)
· Основы актёрского мастерства (京剧演员的技术 jīngjùyǎnyuándejìshù)
В заключение предлагаем вам посмотреть видео замечательной пекинской оперы «Кошелёк для драгоценностей» 锁麟囊 (suǒ lín náng) в двух частях! В этом спектакле можно услышать и пение, и речитатив, и говорение, насладиться великолепной пластикой и мимикой актёров, погрузиться в мир ярких красок и своеобразных завораживающих музыкальных звуков.
Разбор китайского традиционного театрального жанра «по составу» мы начнём с вами в нашей следующей заметке и в первую очередь познакомимся со сценическими амплуа в Пекинской опере.
Не пропустите!
Автор рубрики,
Окладникова Дарья