Найти в Дзене
Руки из плеч

10 ярких ретро фотографий, которые заслуживают вашего внимания

Оглавление

Джонни Депп готовит горячие бутерброды на утюге, 1980-е

В начале своей кинокарьеры, задолго до мировой славы и многомиллионных гонораров, Джонни Депп прибегал к весьма нестандартным кулинарным решениям. Этот снимок начала 1980-х годов запечатлел будущую голливудскую звезду в период, когда он только переехал в Лос-Анджелес и пытался пробиться в киноиндустрии, живя в условиях крайне ограниченного бюджета.

Подобные кулинарные импровизации с использованием бытовых приборов не по назначению были распространены среди молодежи по всему миру. В студенческих общежитиях многих стран утюги нередко применялись для приготовления тостов и горячих бутербродов, кипятильники – для варки супов, а по некоторым воспоминаниям, в СССР даже существовала традиция жарить яичницу на перевернутом чайнике. Молодому Деппу тогда было около 20 лет – в это время он только начинал сниматься в малозаметных ролях, а известность пришла к нему несколько лет спустя с телесериалом "Джамп-стрит, 21". Примечательно, что первые фильмы с участием Деппа начали демонстрироваться в кинотеатрах многих стран лишь в конце 1980-х годов, а в СССР и вовсе были малодоступны широкому зрителю.

Мисс Италия кладет на канаты мисс Швеции во время международного матча по женскому боксу в Стокгольме, 1949 год

-2

Женский бокс, вопреки распространенному мнению, имеет давнюю историю, хотя долгое время оставался на периферии спортивной жизни. Международный матч между представительницами Италии и Швеции, состоявшийся в Стокгольме в 1949 году, был одним из редких официальных соревнований в этом виде спорта в послевоенной Европе. Примечательно, что участницы выступали под титулами "мисс", что отражало попытку организаторов совместить спортивный и развлекательный аспекты мероприятия.

Женский бокс получил неравномерное развитие в разных странах. Если в США и некоторых европейских государствах такие поединки проводились с начала XX века, то в СССР женские боксерские соревнования начали официально проводиться только в конце 1980-х годов. До этого женщины могли заниматься боксом лишь в порядке общефизической подготовки. В 1949 году, когда был сделан этот снимок, мир еще восстанавливался после катастрофы Второй мировой войны, и спортивные соревнования становились символом возвращения к мирной жизни. Для многих представителей послевоенного поколения именно через спорт формировалось представление о других странах и культурах в эпоху, когда международный туризм был доступен очень немногим.

Московские студенты собрались на пикничок, затарившись чешским пивом. СССР. 1960-е

-3

Эпоха "оттепели" в СССР ознаменовалась не только политическими изменениями, но и трансформацией повседневной культуры. Молодежь 1960-х годов искала новые формы досуга, отличные от официально предлагаемых комсомольских мероприятий. Неформальные студенческие пикники с гитарой, дружескими беседами и импортным пивом стали неотъемлемой частью студенческой жизни крупных городов.

Чешское пиво, особенно марки "Жигулевское" и "Пльзеньское", было особенно ценимо советскими любителями этого напитка за его высокое качество по сравнению с отечественными сортами. Товары из Чехословакии в целом пользовались большим уважением в СССР – от хрустальной посуды и обуви до автомобилей "Шкода". После подавления "Пражской весны" 1968 года поставки некоторых чешских товаров в СССР временно сократились, но культурные связи между странами сохранились. В те годы выезд за границу для большинства советских граждан оставался недоступной роскошью, поэтому знакомство с иностранной культурой часто происходило через импортные товары, книги и фильмы. Подобные студенческие посиделки нередко становились местом обсуждения запрещенной литературы, джазовой и рок-музыки, а также новых философских идей.

Шарлотта Рэмплинг, 1976 год. Британская актриса, кавалер ордена Британской империи, обладательница множества международных и национальных наград

-4

В 1976 году актриса Шарлотта Рэмплинг, прославившаяся смелыми и неоднозначными ролями, находилась на пике творческой карьеры после успеха фильма "Ночной портье" (1974). Ее нестандартная красота и интеллектуальный подход к выбору ролей создали образ актрисы, не боящейся нарушать табу и исследовать темные стороны человеческой природы. Рэмплинг олицетворяла новый тип европейской актрисы – думающей, бескомпромиссной и не стремящейся соответствовать стандартам голливудской красоты.

Творческий путь Шарлотты Рэмплинг существенно отличался от карьеры многих ее современниц. Вместо погони за коммерческим успехом она предпочитала работать с такими режиссерами как Лукино Висконти, Лилиана Кавани и Вуди Аллен. В СССР фильмы с участием Рэмплинг официально практически не демонстрировались из-за откровенных сцен и сложной политической тематики некоторых картин, однако среди кинематографистов и интеллигенции ее имя было хорошо известно. Примечательно, что многие работы актрисы, включая "Под песком" и "Бассейн", получили признание критиков уже в 2000-х годах, когда ей было за 50, что стало редким примером успешной карьеры актрисы зрелого возраста.

Американские школьницы, 1960-е

-5

Школьная мода США 1960-х годов отражала стремительные социальные изменения того десятилетия. На снимке запечатлены девушки в характерных для той эпохи нарядах – юбках выше колена, свитерах и с популярными прическами, среди которых были начесы и аккуратные стрижки, вдохновленные стилем Жаклин Кеннеди. Американская школьная система того времени с ее традициями школьных клубов, чирлидинга и выпускных балов существенно отличалась от образовательных систем многих других стран.

В то время как американские школьницы экспериментировали с мини-юбками и яркими цветами, их сверстницы в СССР носили строгую школьную форму с обязательными фартуками – белыми для торжественных случаев и черными или коричневыми для повседневной носки. Интересно, что американская молодежная культура проникала в другие страны через музыку, кино и фотографии в журналах, формируя представления о западном образе жизни. В 1960-е годы разница между американскими и советскими школьниками была не только в одежде, но и в системе образования – в США существовала 12-летняя школа с более свободным выбором предметов для изучения, тогда как в СССР школьное образование занимало 10 лет с единой программой для всех учащихся.

Футболист Манчестер Юнайтед Эрик Кантона атакует фаната клуба Кристал Пэлас, 1995 год

-6

25 января 1995 года французский футболист Эрик Кантона, игравший за английский клуб "Манчестер Юнайтед", совершил один из самых скандальных поступков в истории профессионального футбола. После удаления с поля за фол, покидая стадион "Селхерст Парк", Кантона в ответ на оскорбительные выкрики болельщика клуба "Кристал Пэлас" нанес ему удар в стиле кунг-фу через заграждение трибуны.

Этот инцидент имел серьезные последствия для карьеры футболиста – Кантона был дисквалифицирован на восемь месяцев и приговорен к 120 часам общественных работ. Любопытно, что эта история по-разному освещалась в разных странах. В Англии поступок Кантона был воспринят как неприемлемое нарушение спортивной этики, во Франции многие поддержали соотечественника, а в странах Восточной Европы, где футбольное хулиганство в середине 1990-х годов процветало, инцидент вызвал скорее удивление реакцией английских властей, чем самим поступком. После завершения дисквалификации Кантона триумфально вернулся в футбол и помог "Манчестер Юнайтед" выиграть чемпионат Англии в сезоне 1995/96, а впоследствии стал одной из легенд клуба, несмотря на противоречивый характер.

19-летняя Деми Мур, 1981 г.

-7

В 1981 году будущая голливудская звезда Деметрия Джин Гайнес, известная миру как Деми Мур, только начинала свой путь в киноиндустрии. В 19 лет она уже снималась в мыльной опере "Главный госпиталь", но до прорывных ролей в фильмах "О прошлой ночи..." и "Привидение" оставалось еще несколько лет. Молодая актриса обладала запоминающейся внешностью и решительным характером, что помогло ей выделиться среди сотен других начинающих актрис того времени.

Путь Деми Мур к успеху был непростым – она покинула дом в 16 лет, работала коллекционером долгов в телефонной компании, пробовала себя в модельном бизнесе. Ее ранние годы были омрачены проблемами в семье и борьбой с зависимостями. В Советском Союзе первым фильмом с участием Мур, получившим широкую известность, стало "Привидение" (1990), которое демонстрировалось в кинотеатрах в начале 1990-х годов, в период распада СССР. В течение следующего десятилетия Деми Мур стала одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, получив беспрецедентный на тот момент гонорар в 12,5 миллионов долларов за роль в фильме "Стриптиз" (1996).

Счастливая молодая пара на свидании, 1940-е

-8

Молодежные свидания в 1940-х годах проходили по строгим правилам этикета, значительно отличаясь от современных встреч. Кавалеры обязательно надевали костюмы или спортивные пиджаки, девушки – платья с поясами, подчеркивающими талию, и обязательно перчатки для вечерних выходов. Популярными местами для свиданий были танцплощадки, кинотеатры, кафе-мороженое и парки развлечений.

Послевоенное время характеризовалось оптимизмом и стремлением к стабильности – молодые люди чаще думали о создании семьи и нередко вступали в брак в возрасте около 20 лет. В разных странах традиции свиданий имели свои особенности: в США молодые люди обычно встречались без сопровождения старших, тогда как во многих странах Европы и Азии свидания часто проходили под присмотром родственников. В послевоенном СССР встречи молодежи нередко организовывались на комсомольских мероприятиях, танцевальных вечерах в клубах и домах культуры. Средний возраст вступления в брак был заметно ниже современного – большинство девушек выходили замуж до 23 лет, а юноши женились до 25. Примечательно, что процедура развода в то время была значительно сложнее в большинстве стран, что влияло и на серьезность отношений между молодыми людьми.

Билл и Хиллари Клинтон во время визита на московский завод Coca-Cola, май 1995 года

-9

Визит президента США Билла Клинтона и первой леди Хиллари Клинтон на московский завод Coca-Cola в мае 1995 года стал символом новой эры в российско-американских отношениях. Американская компания, открывшая производство в России после распада СССР, олицетворяла происходящую экономическую трансформацию и интеграцию страны в мировой рынок. Для многих россиян середины 1990-х появление западных брендов и предприятий символизировало окончание эпохи дефицита и изоляции.

Визит президентской четы Клинтонов проходил в непростое для России время – экономические реформы сопровождались высокой инфляцией и падением уровня жизни большинства населения. В то же время американские компании активно осваивали российский рынок. Завод Coca-Cola в Москве, открывшийся в 1994 году, стал одним из первых крупных западных производств в постсоветской России. Интересно, что многие россияне старшего поколения помнят, как впервые попробовали этот напиток во время Олимпиады-80 в Москве, когда Coca-Cola была официальным спонсором игр. В 1995 году, когда был сделан этот снимок, около 60% населения России еще не имели доступа к интернету, а поездка в США для среднего россиянина была практически недостижимой мечтой, поэтому американский образ жизни воспринимался во многом через продукты и бренды.

Как много времени прошло... Владислав Флярковский, Леонид Якубович, Владислав Листьев

-10

Эта фотография объединила трех знаковых фигур советского и постсоветского телевидения – Владислава Флярковского, известного телеведущего и переводчика; Леонида Якубовича, бессменного ведущего капитал-шоу "Поле чудес"; и Владислава Листьева, журналиста, первого генерального директора ОРТ (ныне "Первый канал"), трагически убитого в 1995 году. В период, когда был сделан снимок, советское телевидение переживало трансформацию, появлялись новые форматы и лица.

Владислав Листьев стал символом нового телевидения конца 1980-х – начала 1990-х годов, создавая революционные для того времени программы "Взгляд", "Тема", "Час пик". Его убийство 1 марта 1995 года потрясло всю страну и стало одним из самых громких преступлений "лихих девяностых". Леонид Якубович начал вести "Поле чудес" в 1991 году и остается на этом посту по сей день, что сделало его одним из самых узнаваемых телеведущих на постсоветском пространстве. Владислав Флярковский, известный как блестящий комментатор и переводчик, многие годы знакомил советских, а затем российских телезрителей с мировым кинематографом. Для миллионов людей старшего поколения эти три лица ассоциируются с разными эпохами отечественного телевидения – от позднесоветского периода до современности.

-11