Джонни Депп готовит горячие бутерброды на утюге, 1980-е
В начале своей кинокарьеры, задолго до мировой славы и многомиллионных гонораров, Джонни Депп прибегал к весьма нестандартным кулинарным решениям. Этот снимок начала 1980-х годов запечатлел будущую голливудскую звезду в период, когда он только переехал в Лос-Анджелес и пытался пробиться в киноиндустрии, живя в условиях крайне ограниченного бюджета.
Подобные кулинарные импровизации с использованием бытовых приборов не по назначению были распространены среди молодежи по всему миру. В студенческих общежитиях многих стран утюги нередко применялись для приготовления тостов и горячих бутербродов, кипятильники – для варки супов, а по некоторым воспоминаниям, в СССР даже существовала традиция жарить яичницу на перевернутом чайнике. Молодому Деппу тогда было около 20 лет – в это время он только начинал сниматься в малозаметных ролях, а известность пришла к нему несколько лет спустя с телесериалом "Джамп-стрит, 21". Примечательно, что первые фильмы с участием Деппа начали демонстрироваться в кинотеатрах многих стран лишь в конце 1980-х годов, а в СССР и вовсе были малодоступны широкому зрителю.
Мисс Италия кладет на канаты мисс Швеции во время международного матча по женскому боксу в Стокгольме, 1949 год
Женский бокс, вопреки распространенному мнению, имеет давнюю историю, хотя долгое время оставался на периферии спортивной жизни. Международный матч между представительницами Италии и Швеции, состоявшийся в Стокгольме в 1949 году, был одним из редких официальных соревнований в этом виде спорта в послевоенной Европе. Примечательно, что участницы выступали под титулами "мисс", что отражало попытку организаторов совместить спортивный и развлекательный аспекты мероприятия.
Женский бокс получил неравномерное развитие в разных странах. Если в США и некоторых европейских государствах такие поединки проводились с начала XX века, то в СССР женские боксерские соревнования начали официально проводиться только в конце 1980-х годов. До этого женщины могли заниматься боксом лишь в порядке общефизической подготовки. В 1949 году, когда был сделан этот снимок, мир еще восстанавливался после катастрофы Второй мировой войны, и спортивные соревнования становились символом возвращения к мирной жизни. Для многих представителей послевоенного поколения именно через спорт формировалось представление о других странах и культурах в эпоху, когда международный туризм был доступен очень немногим.
Московские студенты собрались на пикничок, затарившись чешским пивом. СССР. 1960-е
Эпоха "оттепели" в СССР ознаменовалась не только политическими изменениями, но и трансформацией повседневной культуры. Молодежь 1960-х годов искала новые формы досуга, отличные от официально предлагаемых комсомольских мероприятий. Неформальные студенческие пикники с гитарой, дружескими беседами и импортным пивом стали неотъемлемой частью студенческой жизни крупных городов.
Чешское пиво, особенно марки "Жигулевское" и "Пльзеньское", было особенно ценимо советскими любителями этого напитка за его высокое качество по сравнению с отечественными сортами. Товары из Чехословакии в целом пользовались большим уважением в СССР – от хрустальной посуды и обуви до автомобилей "Шкода". После подавления "Пражской весны" 1968 года поставки некоторых чешских товаров в СССР временно сократились, но культурные связи между странами сохранились. В те годы выезд за границу для большинства советских граждан оставался недоступной роскошью, поэтому знакомство с иностранной культурой часто происходило через импортные товары, книги и фильмы. Подобные студенческие посиделки нередко становились местом обсуждения запрещенной литературы, джазовой и рок-музыки, а также новых философских идей.
Шарлотта Рэмплинг, 1976 год. Британская актриса, кавалер ордена Британской империи, обладательница множества международных и национальных наград
В 1976 году актриса Шарлотта Рэмплинг, прославившаяся смелыми и неоднозначными ролями, находилась на пике творческой карьеры после успеха фильма "Ночной портье" (1974). Ее нестандартная красота и интеллектуальный подход к выбору ролей создали образ актрисы, не боящейся нарушать табу и исследовать темные стороны человеческой природы. Рэмплинг олицетворяла новый тип европейской актрисы – думающей, бескомпромиссной и не стремящейся соответствовать стандартам голливудской красоты.
Творческий путь Шарлотты Рэмплинг существенно отличался от карьеры многих ее современниц. Вместо погони за коммерческим успехом она предпочитала работать с такими режиссерами как Лукино Висконти, Лилиана Кавани и Вуди Аллен. В СССР фильмы с участием Рэмплинг официально практически не демонстрировались из-за откровенных сцен и сложной политической тематики некоторых картин, однако среди кинематографистов и интеллигенции ее имя было хорошо известно. Примечательно, что многие работы актрисы, включая "Под песком" и "Бассейн", получили признание критиков уже в 2000-х годах, когда ей было за 50, что стало редким примером успешной карьеры актрисы зрелого возраста.
Американские школьницы, 1960-е
Школьная мода США 1960-х годов отражала стремительные социальные изменения того десятилетия. На снимке запечатлены девушки в характерных для той эпохи нарядах – юбках выше колена, свитерах и с популярными прическами, среди которых были начесы и аккуратные стрижки, вдохновленные стилем Жаклин Кеннеди. Американская школьная система того времени с ее традициями школьных клубов, чирлидинга и выпускных балов существенно отличалась от образовательных систем многих других стран.
В то время как американские школьницы экспериментировали с мини-юбками и яркими цветами, их сверстницы в СССР носили строгую школьную форму с обязательными фартуками – белыми для торжественных случаев и черными или коричневыми для повседневной носки. Интересно, что американская молодежная культура проникала в другие страны через музыку, кино и фотографии в журналах, формируя представления о западном образе жизни. В 1960-е годы разница между американскими и советскими школьниками была не только в одежде, но и в системе образования – в США существовала 12-летняя школа с более свободным выбором предметов для изучения, тогда как в СССР школьное образование занимало 10 лет с единой программой для всех учащихся.
Футболист Манчестер Юнайтед Эрик Кантона атакует фаната клуба Кристал Пэлас, 1995 год
25 января 1995 года французский футболист Эрик Кантона, игравший за английский клуб "Манчестер Юнайтед", совершил один из самых скандальных поступков в истории профессионального футбола. После удаления с поля за фол, покидая стадион "Селхерст Парк", Кантона в ответ на оскорбительные выкрики болельщика клуба "Кристал Пэлас" нанес ему удар в стиле кунг-фу через заграждение трибуны.
Этот инцидент имел серьезные последствия для карьеры футболиста – Кантона был дисквалифицирован на восемь месяцев и приговорен к 120 часам общественных работ. Любопытно, что эта история по-разному освещалась в разных странах. В Англии поступок Кантона был воспринят как неприемлемое нарушение спортивной этики, во Франции многие поддержали соотечественника, а в странах Восточной Европы, где футбольное хулиганство в середине 1990-х годов процветало, инцидент вызвал скорее удивление реакцией английских властей, чем самим поступком. После завершения дисквалификации Кантона триумфально вернулся в футбол и помог "Манчестер Юнайтед" выиграть чемпионат Англии в сезоне 1995/96, а впоследствии стал одной из легенд клуба, несмотря на противоречивый характер.
19-летняя Деми Мур, 1981 г.
В 1981 году будущая голливудская звезда Деметрия Джин Гайнес, известная миру как Деми Мур, только начинала свой путь в киноиндустрии. В 19 лет она уже снималась в мыльной опере "Главный госпиталь", но до прорывных ролей в фильмах "О прошлой ночи..." и "Привидение" оставалось еще несколько лет. Молодая актриса обладала запоминающейся внешностью и решительным характером, что помогло ей выделиться среди сотен других начинающих актрис того времени.
Путь Деми Мур к успеху был непростым – она покинула дом в 16 лет, работала коллекционером долгов в телефонной компании, пробовала себя в модельном бизнесе. Ее ранние годы были омрачены проблемами в семье и борьбой с зависимостями. В Советском Союзе первым фильмом с участием Мур, получившим широкую известность, стало "Привидение" (1990), которое демонстрировалось в кинотеатрах в начале 1990-х годов, в период распада СССР. В течение следующего десятилетия Деми Мур стала одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, получив беспрецедентный на тот момент гонорар в 12,5 миллионов долларов за роль в фильме "Стриптиз" (1996).
Счастливая молодая пара на свидании, 1940-е
Молодежные свидания в 1940-х годах проходили по строгим правилам этикета, значительно отличаясь от современных встреч. Кавалеры обязательно надевали костюмы или спортивные пиджаки, девушки – платья с поясами, подчеркивающими талию, и обязательно перчатки для вечерних выходов. Популярными местами для свиданий были танцплощадки, кинотеатры, кафе-мороженое и парки развлечений.
Послевоенное время характеризовалось оптимизмом и стремлением к стабильности – молодые люди чаще думали о создании семьи и нередко вступали в брак в возрасте около 20 лет. В разных странах традиции свиданий имели свои особенности: в США молодые люди обычно встречались без сопровождения старших, тогда как во многих странах Европы и Азии свидания часто проходили под присмотром родственников. В послевоенном СССР встречи молодежи нередко организовывались на комсомольских мероприятиях, танцевальных вечерах в клубах и домах культуры. Средний возраст вступления в брак был заметно ниже современного – большинство девушек выходили замуж до 23 лет, а юноши женились до 25. Примечательно, что процедура развода в то время была значительно сложнее в большинстве стран, что влияло и на серьезность отношений между молодыми людьми.
Билл и Хиллари Клинтон во время визита на московский завод Coca-Cola, май 1995 года
Визит президента США Билла Клинтона и первой леди Хиллари Клинтон на московский завод Coca-Cola в мае 1995 года стал символом новой эры в российско-американских отношениях. Американская компания, открывшая производство в России после распада СССР, олицетворяла происходящую экономическую трансформацию и интеграцию страны в мировой рынок. Для многих россиян середины 1990-х появление западных брендов и предприятий символизировало окончание эпохи дефицита и изоляции.
Визит президентской четы Клинтонов проходил в непростое для России время – экономические реформы сопровождались высокой инфляцией и падением уровня жизни большинства населения. В то же время американские компании активно осваивали российский рынок. Завод Coca-Cola в Москве, открывшийся в 1994 году, стал одним из первых крупных западных производств в постсоветской России. Интересно, что многие россияне старшего поколения помнят, как впервые попробовали этот напиток во время Олимпиады-80 в Москве, когда Coca-Cola была официальным спонсором игр. В 1995 году, когда был сделан этот снимок, около 60% населения России еще не имели доступа к интернету, а поездка в США для среднего россиянина была практически недостижимой мечтой, поэтому американский образ жизни воспринимался во многом через продукты и бренды.
Как много времени прошло... Владислав Флярковский, Леонид Якубович, Владислав Листьев
Эта фотография объединила трех знаковых фигур советского и постсоветского телевидения – Владислава Флярковского, известного телеведущего и переводчика; Леонида Якубовича, бессменного ведущего капитал-шоу "Поле чудес"; и Владислава Листьева, журналиста, первого генерального директора ОРТ (ныне "Первый канал"), трагически убитого в 1995 году. В период, когда был сделан снимок, советское телевидение переживало трансформацию, появлялись новые форматы и лица.
Владислав Листьев стал символом нового телевидения конца 1980-х – начала 1990-х годов, создавая революционные для того времени программы "Взгляд", "Тема", "Час пик". Его убийство 1 марта 1995 года потрясло всю страну и стало одним из самых громких преступлений "лихих девяностых". Леонид Якубович начал вести "Поле чудес" в 1991 году и остается на этом посту по сей день, что сделало его одним из самых узнаваемых телеведущих на постсоветском пространстве. Владислав Флярковский, известный как блестящий комментатор и переводчик, многие годы знакомил советских, а затем российских телезрителей с мировым кинематографом. Для миллионов людей старшего поколения эти три лица ассоциируются с разными эпохами отечественного телевидения – от позднесоветского периода до современности.