Найти в Дзене
О, КИНО

Висконсинская головоломка, которая заставила Америку ссомниться в системе

Документальный сериал "Создавая убийцу" (Making a Murderer, 2015) – не просто успешный проект Netflix. Это скрупулезно собранный десятилетний труд режиссеров Лоры Риччиарди и Моисес Би-Муваис, который превратил судебное дело маленького округа Мэнитуок, штат Висконсин, в общенациональную дискуссию о справедливости, компетентности правоохранительных органов и податливости истины под нажимом системы. Главные Фигуры: Эйвери и Дэсси Расследование (и Его Причуды) Сериал не ставит целью доказать невиновность Эйвери или Дэсси (хотя явно симпатизирует этой версии). Его сила – в демонстрации процесса. Он методично, с опорой на документы, видео допросов и судебные записи, показывает, как строилось обвинение. И здесь начинается зона иронии (часто горькой): Системные Вопросы Сериал высвечивает системные проблемы, превратившие дело Эйвери в клубок: Последствия Сериал имел эффект разорвавшейся бомбы: Неразрешимая загадка или зеркало для системы? Сериал не дает окончательного ответа, убил ли Стивен Эй

Документальный сериал "Создавая убийцу" (Making a Murderer, 2015) – не просто успешный проект Netflix. Это скрупулезно собранный десятилетний труд режиссеров Лоры Риччиарди и Моисес Би-Муваис, который превратил судебное дело маленького округа Мэнитуок, штат Висконсин, в общенациональную дискуссию о справедливости, компетентности правоохранительных органов и податливости истины под нажимом системы.

Главные Фигуры: Эйвери и Дэсси

  • Стивен Эйвери: Человек, чья жизнь напоминает дурной сериал. В 1985 году осужден за изнасилование Пенни Бернстин. Отсидел 18 лет. Освобожден в 2003 году благодаря тесту ДНК, доказавшему его невиновность (вина легла на другого человека, известного полиции еще тогда). Начал иск на $36 млн против округа и шерифа Кеннета Петерсена и других. В 2005 году, на фоне этого иска, арестован за жестокое убийство фотографа Терезы Холбах.
  • Брендан Дэсси: Племянник Стивена, тогда 16-летний юноша с диагностированным пограничным интеллектуальным расстройством (IQ ~70). После многочасовых допросов без адвоката (в присутствии лишь "опекуна" – матери, которую позже сочли неспособной понять происходящее) дал "признательные показания" в соучастии в убийстве Холбах. Его показания были полны противоречий, менялись под наводящими вопросами следователей и содержали детали, не подтвержденные доказательствами (например, изнасилование и перерезание горла в спальне, где не было следов крови).

Расследование (и Его Причуды)

Сериал не ставит целью доказать невиновность Эйвери или Дэсси (хотя явно симпатизирует этой версии). Его сила – в демонстрации процесса. Он методично, с опорой на документы, видео допросов и судебные записи, показывает, как строилось обвинение. И здесь начинается зона иронии (часто горькой):

  1. "Внезапные" Находки: Ключ от автомобиля Терезы Холбах был "обнаружен" в трейлере Эйвери после семи предыдущих обысков. Находку совершил лейтенант Джеймс Ленк – сотрудник шерифского управления, фигурировавшего в иске Эйвери на $36 млн. На ключе не было ДНК Терезы, зато позже нашли ДНК... самого лейтенанта Ленка. "Тщательней надо быть с перчатками, лейтенант", – хочется заметить.
  2. Пуля с Сюрпризом: Пуля, якобы выпущенная из ружья Эйвери и найденная в его гараже (где, по версии обвинения, был убит выстрелом в голову Брендан Дэсси), содержала ДНК Терезы. Находка произошла через месяцы после начала обысков, когда гараж был уже неоднократно и тщательно обследован. Удивительная забывчивость криминалистов в первый раз.
  3. Фарс с Допросом Брендана: Видеозаписи допросов Брендана Дэсси – это учебник по тому, как не надо вести допрос уязвимого свидетеля. Следователи Марк Вегнер и Том Фассбендер методично:
    Задавали наводящие вопросы ("Он перерезал ей горло?").
    Игнорировали явные несоответствия в его рассказе (путаница с днем, местом, орудием убийства).
    Подсовывали ему "правильные" ответы ("А кровь была на полу?" – "Нет" – "Но мы знаем, что была, правда?").
    Обещали "помощь" и возвращение домой в обмен на "правду". Итог: "признание", позже частично отозванное, но ставшее ключевым для обвинения
    самого Брендана и усилившее позиции против Стивена. "Эффективная методика, если цель – получить хоть какое-то признание, а не установить истину", – сухо констатирует сериал.

Системные Вопросы

Сериал высвечивает системные проблемы, превратившие дело Эйвери в клубок:

  • Конфликт Интересов: Шерифское управление Мэнитуока, являвшееся ответчиком по многомиллионному иску Эйвери, вело расследование против него же по делу об убийстве. Объективность? Надеемся, она просто взяла выходной.
  • Обращение с Уязвимыми: История Брендана – трагический пример того, как система ломает тех, кто не может ей противостоять интеллектуально и юридически. Его защита была, мягко говоря, небезупречной.
  • Туннельное Зрение Следствия: Сериал намекает, что следствие сфокусировалось исключительно на Эйвери с самого начала, игнорируя другие версии или неудобные факты (например, альтернативные подозреваемые, странные звонки на телефон Терезы после ее исчезновения).

Последствия

Сериал имел эффект разорвавшейся бомбы:

  • Миллионы подписей под петициями о помиловании Эйвери и Дэсси.
  • Команда высококлассных юристов во главе с Кэтлин Зеллнер вступила в дело Эйвери pro bono, подав многочисленные апелляции, указывая на новые доказательства (сомнительный анализ ДНК на капоте автомобиля жертвы, сожжение останков Терезы в другом месте до их обнаружения в яме у дома Эйвери, возможное давление на свидетелей).
  • Брендан Дэсси получил шанс на новое рассмотрение дела в федеральном суде в 2016 году (судья постановил, что его признание было получено недобровольно), но позже это решение было отменено Апелляционным судом. Его надежды на освобождение тают.
  • Стивен Эйвери все еще находится в тюрьме, его апелляции продолжаются. Округ Мэнитуок по-прежнему отрицает какие-либо нарушения.
Кадр из документального сериала «Создавая убийцу»
Кадр из документального сериала «Создавая убийцу»

Неразрешимая загадка или зеркало для системы?

Сериал не дает окончательного ответа, убил ли Стивен Эйвери Терезу Холбах. Его гений – в другом. Он заставил миллионы зрителей усомниться в безупречности машины правосудия. Он показал, как предубеждения, некомпетентность, конфликты интересов и давление на уязвимых могут превратить судебный процесс в подобие хорошо (или плохо) срежиссированной драмы с непредсказуемым, но часто печальным финалом. Сериал стал памятником не столько конкретным обвиняемым, сколько хрупкости справедливости в руках несовершенной системы. И в этом его главная, пусть и безрадостная, правда. История продолжается, оставляя послевкусие глубокого скепсиса и вопрос: "А так ли уж уникален Мэнитуок?" Ответ, увы, вероятнее всего, не обрадует.